Типы научной рациональности
Прежде, чем рассмотреть понятие «научной рациональности» необходимо определить, что такое рациональность вообще. Рациональность связана с логичностью. Человеческий разум обладает способностью понимать законы формальной логики, которые являются законами его собственного мышления. Соответственно, рациональным является то, что соответствует законам формальной логики; нерационально то, что эти законы нарушает. Например, вам известно, что «Если наступит событие А, то наступит и событие Б». Поведение будет рациональным, если вы, зная, что событие А наступило, ожидаете и наступление события Б. Если же, приняв исходную связь событий А и Б, вы, тем не менее, отрицаете Б при наличии А – значит ваше поведение нерационально.
Законы формальной логики столь же просты, сколь и универсальны. Они не изменяются во времени, и любой психически полноценный взрослый человек обладает способностью их понимать.
Логичность – необходимая компонента рациональности, но отнюдь не достаточная. Рациональность – это не только логичность, но также и целесообразность. Легко представить себе техническое устройство или даже человека, которые ведут себя внутренне непротиворечиво, логично, действуют так сказать «по программе», но при этом в их действиях нет особого смысла. Например, можно представать себе человека, решающего вопрос об оптимальном пути перемещения из одного района города в другой. Если этот маршрут нов, то есть, нет никакой начальной информации, видимо, рациональным будет решение использовать карту для определения кратчайшего маршрута до цели. В действительности может оказаться, что кратчайший маршрут на местности может оказаться далеко не самым быстрым. Например, потому, что он слишком интенсивно используется другими, которые рассуждают так же. Таким образом, изначально рациональный план может привести пусть и к логичным, но неэффективным, нецелесообразным действиям. Понятно, что ошибка произошла из-за недостатка информации и в будущем она может быть ликвидирована.
Приведенный пример служит иллюстрацией для достаточно частой ситуации, когда человек вынужден делать выбор между различными вариантами поведения, но у него нет четкого критерия для этого выбора. Оказавшись в таких условиях, люди часто обращаются к собственной интуиции, спрашивают совета других, пытаются вспомнить какие-то аналогии, наконец, просто действуют «наобум». Несмотря на нелогичность такого поведения, оно может привести к искомой цели.
Очевидно, что простое следование законам логики не делает поведение рациональным, а успешное поведение может быть и нелогичным.
Следует, видимо, признать, что далеко не ко всем сферам человеческого опыта применимы законы логики. Искусство, литература, повседневная человеческая жизнь и даже ее цели и смыслы зачастую находятся вне компетенции разума. Во всяком случае, его компетенция в этих областях существенно ограничена. Простым доказательством этого является то, что, мы не можем содержательно раскрыть природу эстетического и этического. Но если нельзя определить категории, то, и дальнейший расчет оказывается невозможным. Поэтому следует признать, что эти области в значительной мере находятся в области иррационального.
Понятие рациональности вообще значительно шире понятия научной рациональности. Рациональные законы логики и математики можно представить в качестве формальных правил конструирования и оперирования любыми мыслимыми объектами. Рациональным, например, будет высказывание 7+5=12. Формально рациональным будет и такое умозаключение: «Быть совершенным – значит обладать всеми возможными качествами. Бог – совершенен. Значит, он существует». Первый пример относится к области арифметики, второй – теологии. Однако теология, с точки зрения современных представлений, наукой не является.
Это связано с тем, что научная рациональность предполагает не только логическую непротиворечивость, но также основывается на идее опытной проверки знаний. Например, закон всемирного тяготения гласит, что между любыми двумя телами возникает сила притяжения, пропорциональная произведению их масс и обратно пропорциональная квадрату расстояния между ними. Если мы сравнить приведенное теологическое умозаключение о совершенстве (а это несколько модифицированное онтологическое доказательство бытия Бога средневекового теолога А. Кентерберийского) и формулировку закона всемирного тяготения, то очевидно, что оба эти примера не содержат логических ошибок. Однако верифицировать (хотя и не абсолютно) можно только последнее. Действительно, попробуйте найти тела во Вселенной, для которых закон тяготения не выполняется. А вот как соотносить с реальностью логически корректное определение «Быть совершенным – значит обладать всеми возможными качествами» не совсем понятно.
Одной из важнейших целей любой научной деятельности является установление повторяющихся причинно-следственных отношений между явлениями. Их называют законами. Конечно, ученый, открывший какой то новый эффект, какую то новую связь между явлениями, может и не знать причину этой связи. Однако в дальнейшем он будет стремиться её установить, сформулировав соответствующий закон той или иной степени общности. Каково бы не было содержание этого закона, но с формальной точки зрения этот закон обязательно будет соответствовать общим нормам и законам логики. И наоборот, любое высказывание, в котором игнорируется законы логики, будет признано ненаучным.
Однако, одной логичности для признания знания научным недостаточно. Для того, что бы возникла научная рациональность логичность должна быть обязательно дополнена такими методическим требованием, как эмпирическая проверяемость, то есть подтверждаемость опытом или экспериментом. При этом опыт и эксперимент подходит далеко не любой, а только массовый. Другими словами, любой исследователь, при наличии соответствующего оборудования и необходимых знаний, должен быть в состоянии провести наблюдение или выполнить эксперимент, подтверждающий соответствующую теорию, которая претендует на статус научной. Если это сделать в принципе невозможно, значит знание, сообщаемое данной теорией, не является научным.
Логичность и экспериментальная проверяемость – вот два универсальных критерия любого научного знания.
В настоящее время в рамках философии науки (особенно отечественной) принято говорить о «типах» научной рациональности. Следует, однако, четко понимать, что данные типы являются лишь частными разновидностями единой научной рациональности. Дело в том, что в ходе развития науки в сферу её интересов постепенно включаются всё новые и новые предметные области. Новые объекты исследования зачастую требуют и новых методов. Однако какими бы эти новые методы не были, в действительности они являются лишь дополнением или расширением, добавляемым к двум названным общенаучным методам: логичности и эмпирической проверяемости.
Необходимо также заметить, что появление новых типов рациональности вовсе не означает, что ранее существовавшие типы становятся ложными. Многие из тех явлений, которые ранее успешно описывали на основании «старых» теорий, можно и дальше описывать на их основе. Другое дело, старые теории могут не подходить для описания некоторых новых фактов. Например, скорость движения объектов можно рассчитывать, как на основании преобразований Г. Галилея, так и на основании расчетов Х. Лоренца. Конечно, если речь идет об объекте, движущимся со скоростью, близкой к скорости света, надо пользоваться только преобразованиями Лоренца. Преобразования Галилея дадут ошибочный результат. Без сомнения, классическая школьная задача о суммарной скорости движущихся друг другу навстречу поездов может быть решена и посредством использования формул Лоренца. Хотя большинство совершенно справедливо предпочтет формулы Галилея, так как они значительно проще
В новоевропейской культуре и в последующем развитии категория научности приобретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса.
Научная рациональность приобретает особый статус в системе ценностей техногенной цивилизации, так как именно научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями.
Рациональность – способность мышления работать с идеальными объектами, способ концептуального понимания мира и совокупность норм и методов научного исследования.
С определенной долей условности можно выделить исторические этапы развития науки и соответствующие им типы научной рациональности.
При анализе типов рациональности необходимо опираться не только на факты и идеи естествознания, но и на философию, которая эти идеи оправдывала, обосновывала и критически переосмысливала. Лишь взятые вместе наука и философия дают возможность реконструировать тот тип мышления и тот тип рациональности, которые складывались в ходе научных революций. Огромный вклад в становление классической научной рациональности внесли такие философы и ученые, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, П-С. Лаплас и некоторые другие.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 361;