Объяснение и понимание. Объяснение и предсказание


 

Понятие объяснения используется как в научном, так и повседневном языке. Объяснить какое-либо явление означает сделать его ясным, понятным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали мифологические, религиозные, натурфилософские системы, объясняющие события повседневной жизни и явления природы. В течение последних столетий функции объяснения и понимания перешли к науке. В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся явления.

В истории познания, особенно научного, за такими методами, как аргументация, доказательство, объяснение, обоснование стоят реальные процедуры (способы) убеждающей и объясняющей деятельности. Именно в этих методах интеллектуальная деятельность представляет себя как диалогичная, коммуникативная.

Сегодня из текстов произошло как бы исчезновение субъекта-собеседника, он обезличился, но вместе с тем, подразумевается. В диалогах Сократа, в диалогах-текстах Платона собеседники еще персонифицированы. Сегодня диалогичность, хотя по преимуществу и неявная, по-прежнему существует в науке, это необходимое проявление природы познавательной деятельности.

С этой точки зрения объяснение и понимание обязательно предполагают друг друга. Однако изучение их особенностей пошло различными путями: объяснение исследуется логико-методологическими средствами, тогда как понимание трактовалось и как субъективно-психологическое состояние, и как базовая категория философской герменевтики.

Объяснение - одна из главных функций научной теории (информационная, систематизирующая, объяснительная, предсказательная и др.). Объяснение реализуется в многообразных формах:

1) объяснение причинности;

2) объяснение через закон (номологическое объяснение);

3) структурно-системное;

4) функциональное;

5) генетическое (историческое) объяснение.

Наибольшей известностью пользуется дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Каковы наиболее характерные особенности дедуктивно-номологического объяснения? Важнейшая из них состоит в том, что оно придает необходимый характеробъясняемому событию. Дедуктивно-номологическое объяснение представляет собой логическое выведение объясняемого положения из некоторых посылок, и если эти посылки истинны, а их истинность – одно из условий корректности объяснения, выведенное положение должно быть истинно. Дедуктивно-номологическое объяснение является одним из средств достижения понимания природы.

Понимание органически вплетено в структуру человеческого мышления и является важнейшим атрибутом человеческого разума. Эйнштейну принадлежит знаменитая фраза «как много мы знаем и как мало мы понимаем». Знание и понимание – это вовсе не одно и то же. Понять нечто значит усвоить постигнуть смысл этого нечто. Понимание обычно трактуется как выявление смысла, снятие неопределенности в трактовке явлений культуры. Другими словами, понимание - это осмысление. Понимание трактуется одновременно и как процесс, и как результат. Как процесс, понимание есть направленность и движение человеческого разума к постижению неясного, скрытого, глубинного смысла объектов культуры. Как результат, понимание – такое состояние разума, когда искомый смысл становится для субъекта открытым, ясным, отчетливым. Понимая тот или иной объект или явление, мы стремимся постичь его сущность, осознать его в существовании. Это означает знание об истоках, предназначении, взаимозависимости вещей и окружающего мира. Иными словами, имеется в виду смысловая нагруженность вещей окружающего мира.

Понимание опирается на процедуру интерпретации. Интерпретация (комментирование, толкование, пояснение) является интеллектуальной деятельностью, направленной на построение, конструирование смысла.

Исторически сложилась традиция относить все проблемы понимания к сфере герменевтики. Это одно из влиятельных направлений западно-европейской философии XX в., предметом которого является интерпретация текстов, социальных и культурных явлений. Текст как система знаков молчит, пока его не начнет распредмечивать человек понимающий (интерпретатор), он творит новый смысл, который должен быть скорректирован с первоначальным смыслом. Смысл – это человеческий продукт. Он присутствует в творениях человеческого духа. Зададимся вопросом: какие вещи наделены или обладают смыслом? Только те, которые являются продуктом деятельности человека, в которые, следовательно, он мог вложить свои мысли, чувства, цели, желания, все то, что можно назвать смыслом. Это, прежде всего, языковые выражения, тексты. Но не только они. Сюда же можно отнести произведения искусства, жесты, поступки, действия , орудия труда, иначе – все предметы материальной и духовной культуры общества, все то, что испытало воздействие человеческого труда и хранит отпечаток этого воздействия – смысл. Взять, к примеру, обыкновенный стул. В отличие от других материальных предметов: дерева, камня, стул сделан руками человека, который создавал его с определенной целью, для выполнения определенной социальной функции. «Социальная функция стула, для выполнения которой он был изготовлен, это и есть его смысл – смысл, который можно открыть и, таким образом, понять, что такое стул»[20].

Явления природы лишены смысла, ибо не созданы человеком. Понять явления природы значит открыть их божественный смысл. Традиционный ответ на вопрос о том, что такое «понимание», приводит к известной дихотомии «наук о природе» и «наук о духе». Если «понять» значит «усвоить смысл», то понятие понимания важно лишь для методологии общественных наук, а в методологии естествознания ему нет места, ибо явления природы лишены смысла. С этим вполне можно согласиться. Но если мы хотим говорить о понимании природы, то должны как-то иначе определить понятие понимания.

В разговорном языке слово «понять» имеет два смысловых оттенка: «понять» - «усвоить смысл», но это слово употребляется и в значении «интерпретировать», «истолковывать», «придать смысл». «Если речь идет об интерпретации, значит, подразумевается, что мы имеем дело с неинтерпретированным, т.е. лишенным смысла материалом. Если материал осмыслен , его не нужно интерпретировать. Приняв, что понимание представляет собой интерпретацию, а интерпретация наделяет смыслом лишенный его материал, получим вывод о том, что понимание есть придание, приписывание смысла, тому, что мы понимаем»[21].

Однако есть точка зрения, считающая надуманным это противопоставление между пониманием и объяснением. Естествоиспытатель, чтобы объяснить явления, должен их правильно интерпретировать. Объяснение опирается на интерпретацию. Естественнонаучные теории, таким образом, и объясняют, и интерпретируют.

Частным случаем операции объяснения является операция предсказания. Предсказаниепредставляет собой объяснение,направленное в будущее и касающееся тех объектов и событий, которые еще не наступили. Предсказание и объяснение различаются лишь своей временной направленностью: объяснение направлено к прошлому, предсказание к будущему. При объяснении объясняемое явление уже известно, для него подбирается то общее положение, на которое может опереться объяснение. При предсказании сначала устанавливается общее положение, из него выводится описание предсказываемого явления и ищется его подтверждение. Предсказание отличается от объяснения только тем, что речь идет о неизвестном еще факте.



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 4600;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.