Основные положения теории
В модели ЭОКС, предложенной А. П. Руденко, нашли отражение все основные представления классического учения о катализе и, в частности, те, которые составляют основу мультиплетной теории. Это утверждение можно считать, пожалуй, первым положением теории Руденко,— причем положением важным и принципиальным, потому что оно характеризует прочность фундамента, на котором воздвигается здание теории.
Из этого первого положения вытекает второе — указание на особый, динамический тип устойчивости ЭОКС, что находит количественное выражение через интенсивность обмена веществ и энергии базисной реакции, равной произведению активности центра катализа а на элементарное химическое сродство базисной реакции f. Отсюда следует, что условиями существования ЭОКС должны быть:
1) экзэргонический характер базисной реакции, т. е. f>0;
2) невозможность ее протекания без катализатора и активность последнего выше нуля (а>>0);
3) постоянный приток реагентов и удаление продуктов реакции;
4) постоянная температура, поддерживаемая выделением теплоты базисной реакции, с одной стороны, и рассеиванием избытка энергии не использованного ЭОКС, с другой.
При сохранении всех этих условий неизменными ЭОКС способна динамически существовать неограниченное время, находясь на одном стационарном уровне. При нарушении этих условий под воздействием случайных факторов среды возможны три варианта изменений ЭОКС:
1) под влиянием некоторых факторов, например облучения α-, β- или γ-частицаын, может произойти изменение кинетики реакции; но ввиду того, что эти факторы не затронут катализатор, система вновь возвратится к прежнему стационарному уровню после прекращения внешнего воздействия;
2) под влиянием других факторов, например примесей к реагентам, может произойти изменение состава и (или) структуры катализатора, что вызовет падение активности (а2<а1 или даже а2=0 — случай частичного или полного отравления катализатора);
3) под влиянием тех же факторов катализатор может увеличить активность a2>>a1 т. е. произойдет его промотирование и подъем ЭОКС на более высокий уровень стационарности.
Как подчеркивает А. П. Руденко, события (2) и (3) равновероятны. Но симбатно статистическому фактору действует кинетический фактор: только в случае (3) при a2>>al интенсивность базисной реакции возрастает, частота каталитических актов в единицу времени n/t увеличивается. А это неизбежно приводит к увеличению вероятности цепи прогрессивных изменений центра катализа Wnp по отношению к вероятности цепи регрессивных изменений Wperp за один и тот же промежуток времени и при одной и той же вероятности единичных событий.
Таким образом, А. П. Руденко приходит к выводу о том, что в процессе саморазвития ЭОКС происходит естественный отбор тех центров катализа, которые обладают наибольшей активностью; на них все более сосредоточивается базисная реакция. Те же центры, изменение которых связано с уменьшением активности (a\>a2), постепенно выключаются из кинетического континуума, «не выживают». При многократных последовательных необратимых изменениях ЭОКС переход на все более высокие уровни стационарности сопровождается эволюцией механизма базисной реакции как за счет изменений состава и структуры катализаторов, функционировавших в начале реакции, так и за счет дробления химического процесса на элементарные стадии и появления новых катализаторов этих стадий. Эти новые катализаторы появляются не за счет захвата их из внешней среды, а за счет изменения конституционной сферы ЭОКС. Следовательно, в обоих случаях имеет место увеличение высоты химической организации катализаторов. «При этом,— подчеркивает А. П. Руденко,— в ЭОКС не просто появляются катализаторы новых стадий, но и системы их синтеза, и системы запоминания этих изменений, связанные в единое целое со всеми другими системами кинетического континуума и обеспечивающими новый наследственный порядок функционирования ЭОКС после совершения каждого эволюционного превращения. Следовательно, саморазвитие механизма базисной реакции происходит по принципу дробления, усложнения и постепенного совершенствования элементарных стадий с сохранением генеалогической преемственности и цельности ЭОКС...». Для описания химической эволюции А. П. Руденко использует, как он сам говорит, «четыре феноменологических принципа развития, выводимых из сути самого явления» (там же). Принципы эти следующие:
1. Вероятностный, или статистический, о котором частично
было уже сказано выше. Он связывает возможность эволюции
с вероятностью изменения природы ЭОКС WK3H под влиянием
внешней среды. Если WH3M=0, то катализ протекает идеально
без изменения катализаторов. Если Wm3«=-l, то катализатор становится реагентом. Реальный же катализ характеризуется неравенством 0>W7H3M<1. А это означает, что одной из основ саморазвития каталитических систем должен быть статистический фактор.
2. Кинетический принцип, связывающий возможность эволюции с изменением абсолютной каталитической активности и указывающий на то, что при а=0 эволюция невозможна.
3. Термодинамический принцип, указывающий на возможность
самоорганизации и длительной эволюции ЭОКС при ее эндергоническом характере за счет способности базисной реакции производить в системе полезную работу, направленную против равновесия, т. е. на создание устойчивого неравновесия ЭОКС, которое
только и является основным условием и формой существования
саморазвивающихся химических систем.
4. Информационный или генетический принцип, согласно которому саморазвитие элементарных открытых каталитических систем
выражается в непрерывном нарастании объема и запоминании
эволюционной информации в необратимых физико-химических
изменениях ЭОКС, в изменении наследственного порядка их функ-
ционирования.
Названные принципы, собственно, можно характеризовать как закономерности, характеризующие возможность химической эволюции. На их основе А. П. Руденко сформулировал основной закон эволюции ЭОКС, согласно которому с наибольшей скоростью и вероятностью образуются те пути эволюционных изменений, на которых происходит максимальное увеличение абсолютной каталитической активности а. Именно в этом законе содержатся указания. на причины и движущие силы химической эволюции, протекающей в форме саморазвития ЭОКС, на ее направленность в сторону увеличения высоты их химической организации и, наконец, на ее механизм — естественный отбор той все более высокоорганизованной вещественной основы, которая несет с собой увеличение абсолютной каталитической активности, а вместе с нею и увеличение вероятности цепи прогрессивных изменений катализаторов. А. П. Руденко всюду для пояснения существа его теории прибегает к математическим методам, посредством которых он показывает, в частности, как может быть развернута формулировка основного закона химической эволюции и какую роль отводит этот закон различным факторам, обусловливающим направленность и механизм эволюции. Основной закон эволюции ЭОКС имеет вероятностный характер и проявляется тем более заметно, чем больше стадий эволюционных изменений проходит система. Но вместе с тем его вероятностный характер неотделим от других сторон процесса саморазвития ЭОКС, с которыми связана определяющая роль кинетических, термодинамических и информационных факторов. Особое внимание в теории саморазвития ЭОКС уделено термодинамическим факторам, а точнее энергетической стороне эволюционного процесса.
«Саморазвитие, самоорганизация и самоусложнение ЭОКС происходят за счет постоянного потока трансформируемой в ЭОКС энергии. А так как основным источником энергии является базисная реакция, то максимальные эволюционные преимущества получают ЭОКС, развивающиеся на базе реакций с самым большим сродством (экзотермические реакции). Этим обеспечивается возможность отбора эволюционных процессов по виду базисной реакции и типу основного метаболизма ЭОКС».
Базисная реакция является, таким образом, не только источником энергии, необходимой для полезной работы в системе, которая направлена против равновесия, но и орудием отбора наиболее прогрессивных эволюционных изменений ЭОКС. И хотя этот отбор определяется количественными параметрами эволюционных изменений и, в первую очередь, величиной абсолютной каталитической активности, от которой всецело зависит скорость базисной реакции, он служит предпосылкой отбора качественной вещественной основы химической эволюции, т. е. отбора элементов, структур и надмолекулярных образований. Таким образом, знание механизма отбора, определяемого основным законом эволюции, дает исчерпывающее объяснение хемогенеза веществ строго определенного состава, строения, оптической активности, определенной очередности мономерных фрагментов в высокоорганизованных полимерах с определенным комплексом физико-химических свойств.
Теория саморазвития открытых каталитических систем имеет ряд важных следствий:
первое из них — общая классификация этапов химической эволюции, а на ее основе — классификация катализаторов по уровню их организации.
В самом общем виде эта последняя классификация может быть представлена следующим рядом катализаторов с последовательным повышением уровня организации: кристаллы, близкие к идеальным, реальные кристаллы после рекристаллизации, реальные кристаллы с включением примесей из сферы реакций, твердые кристаллы с хемосорбированными комплексами гомогенные каталитические системы, в том числе металлорганические, металлокомплексные катализаторы стереоспецифического действия, микрогетерогенные и коллоидные системы.
Второе важное следствие — принципиально новый метод изучения катализа как динамического явления, связанного с изменением катализаторов в ходе реакций.
И, наконец, третье следствие теории — конкретная характеристика пределов химической эволюции и перехода от хемогенеза к биогенезу в результате преодоления так называемого второго кинетического предела саморазвития каталитических систем.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2302;