Диалектика и метафизика в философии И.Канта.
Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они же суть и непереходимые границы достоверного знания.
Метод познания-метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы.
Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе.
Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта
Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи в себе": абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.
Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия ("чисто логические") формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.
Априори- это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры.
Диалектика-субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.
Синтетическая сила суждения-позволяет осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.
Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий.
Трансцендентальные-априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание.
Трансцендентный-предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию. Темная для нас бездна бытия.
Трансцендентальная апперцепция-единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания.
Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен.
В концепции о "вещах в себе", Кант имел в виду, что в жизни есть такие сферы, где наука бессильна.
Человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где характер человека определяет его склонности, условия, в которых он действует.С другой, у человека есть сверхчувственный мир "вещей в себе", где бессильны случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств.
Кант делает вывод: свобода и есть, и ее нет.
Кант создает учение о противоречиях разума, которые по своей сути неизбежны, когда человек рассуждает о всеобщем, выходящем за рамки его конечного опыта. В связи с этим Кант выдвигает понятие антиномии, которое означает, что противоречащие друг другу утверждения – тезис и антитезис - могут быть с равным успехом или оба доказуемы, или же оба недоказуемы. Разум становится антиномичным, когда пытается размышлять о понятиях, не имеющих предметного характера и вырабатываемых чистым или теоретическим разумом. К таким понятиям Кант относит понятия Бог, свобода, душа, «мир как целое» и др.
Опыт-процесс подведения ощущений под априорные формы чувственности и рассудка.
Предмет опыта и вещь по Канту общего ничего не имеют.
Антиномии чистого разума – неразрешимые противоречия, с которыми сталкивается разум человека, пытаясь выйти за собственные рамки (возможности) познания.
Метафизика всегда была учением о бытии, безотносительно к его особенным предметным видам, в особенности же учением о высшем бытии, Боге, и сверхопытной, трансцендентальной реальности. Но Кант считал принципиально невозможным познание трансцендентного, сверхопытного.
Метафизика - система априорного познания из одних только понятий.(Метафизика нравов)
Нравственные законы - имеют силу законов, только если они основаны априори и осознаны как необходимые. (Метафизика нравов)
Это не означает, что он просто отбросил основные идеи традиционной метафизики. Он отбросил их традиционное обоснование. Сами же эти идеи сохраняют для Канта жизненно важное значение. «Настоящая цель исследований метафизики, — утверждает Кант, — это только три идеи: Бог, свобода и бессмертие».
«Критика практического разума» призвана, по утверждению Канта, доказать существование чистого практического разума, анализ которого необходимо приводит к признанию свободы, Бога и бессмертия в качестве его постулатов, т.е. допущений, полагаемых как безусловно необходимые. Этим определяется отношение трансцендентальной метафизики Канта к традиционной метафизической проблематике.
Кант НЕ оспаривает веры в Бога. Мораль, как поведение, определяемое внутренне присущим ей априорным моральным законом, возможна, поскольку человек не обладает действительным знанием о Боге, о личном бессмертии, загробном воздаянии, а те представления о них, что у него имеются, не образуют мотива его нравственных поступков, каковым может быть лишь априорное сознание долга.
Итак, трансцендентальный идеализм Канта есть и отрицание и признание традиционной метафизической тематики. Признание, условное в том смысле, что оно ограничено обоснованием необходимости основных метафизических идей безотносительно к тому, обладает ли мыслимое в них содержание независимой от человеческого сознания, абсолютной реальности.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1912;