Средневековая философия. Номинализм и реализм.


Главная специфика этой философии в том, что движение фил. мысли было пронизано проблемами религии. Проблемы периода:

1. Сотворен ли мир богом или он существует от века в век

2. какого место человека в этом мире и его роль в истории

3. как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость

4. Если бог- истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему бог его терпит.

В фил. происходят большие изменения. Ее главная задача- обосновывать церковные догмы, доказывать их истинность и непоколебимость. Центральное место- внутренний мир человека. В отличии от античного культа телесности провозглашается другое: человеческая плоть носитель греховности. Вывод: ее надо постоянно обуздывать.

Два этапа:

1. этап патристики(1-6 в нашей эры)

2. этап схоластики(11-15 в)

Этап патристики: Представитель Августин Блаженный(354-430). На этом этапе происходит интеллектуальное оформление христианской догматики и философии. Определяющая роль -идей Платона.

Этап схоластики: Представитель Фома Аквинский (1223-1274). Характерна систематическая разработка христианской догматики, под влиянием идей Аристотеля.

В средневековой ф. много внимания уделялось общим понятиям.

Реализм- учение,согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия,универсалии,а не единичные предметы,существующие в эмпирическом мире.Универсали существуют до вещей,представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность -всеобщее понятие.Познание возможно лишь с помощью разума.(сайт-www.ruclass.ru/node/436)

Номинализм-филосовское учение,отрицающее значение общих понятий и утверждений,они существуют не в действительности,а только в мышлении.Общие понятия-это только имена,они образуютс нашим умом путем абстрагирования признаков,общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.Универсали существуют после вещей. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего,поставленной еще Аристотелем,который различал первичные и вторичные сущности,но затруднялся в определении онтологического статуса и тех,и других. (сайт)

Августин Блаженный.

1.О бытие.Все сущее,поскольку оно существует и именно потому,чтоь оно существует,есть благо.Благо-есть субстанция.Зло-не субстанция,небытие.Душа-нематериальная субстанция,отличная от тела,а не простое свойство тела.Она бессмертна.

2.Бог,мир,человек.Бог-исходный и конечный пункт размышления.Бог сверхприроден.Мир,природа и человек зависят от него.Бог-личность,сотворившая все сущее..

3.Время и вечность.мир ограничен в пространстве,а бытие его ограничено во времени.Время есть мера движения и изменения.В мире мыслей идей Бога все есть раз и навсегда-статичная вечность неотделима от Бога.

4.Учение о душе,воле и Познании.Вера и разум.познание основано на внутреннем чувстве ,ощущении и разуме.Нормой познания является истина.Неизменная,вечная истина-есть источник всех истин,есть Бог.Разум-взор души,который она сама собой,без посредства тела,созерцает истинное.Истина же содержится в душе,а душа наша бессмертна.

Фома Аквинский.Сумма теологии,Сумма философии.Исходный принцип-божественное откровение.Разграничивает области философии и теологии:предметом первой являются истины разума,а второй-истины откровения.Конечным объектом той или другой и источником всякой истины является Бог.Любовь к Богу важнее познания Бога.Не все истины откровения доступны рациональному познанию.

1.О бытии.Бог-первопричина и конечная цель сущего,чистая форма,чистая актуальность.Сущность всего телестного заключается в единстве формы и материи.Форма-целевая причина образования вещи,а причина индивидуального своеобразия вещей является материя.Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

2.О человеке и душе.Душа нематериальна и самосуща:она-субстанция,обретающая свою полноту лишь в единстве с телом.Она бессмертна.

3.О познании.Реальное существование всеобщего,которое существует трояко:до вещей(а разуме Бога,как идеи буд вещей),в вещах(получив конкретное осуществление),после вещей(в мышлении человека).Две способности познания:чувство и интелект.В начале возникают чувственные образыа из них интеллект абстрагирует “умопостигаемые образы.”Т е вещь сущ-ет одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.

4.Об этике.принцип свободы и воли человека,учение о сущем как о благе и о Боге как абсолютном благе и зле как лишенности этого блага.Блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений.(познании абсолют истины т.е. Бога).

 



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3106;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.