Тема 16. Формы и способы сохранения культурного наследия в музее.
Понятие «культурное наследие» и его место в теории и практики музейного дела. Современное понимание задач сохранения и трансляции культурного наследия. Формы сохранения культурного наследия. Музеефикация как научная и практическая проблема.
Музеи-заповедники, их виды и типы. Отличительные черты их функционирования. Понятие «живой музей».
Особенности деятельности музеев в сохранении и трансляции нематериального культурного наследия: музеи песни, музеи ремесел и т. д.
Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
- Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;
- Достопримечательность — объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен к Государственному реестру неподвижных достопримечательностей России;
- Историческое населенное место — населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и занесено к Списку исторических населенных мест России. В 2010 году Министерство культуры РФ опубликовало приказ, в котором утверждён список поселений, получивших статус «исторические». По сравнению со списком 2002 года количество поселений в нём сокращено более чем в 10 раз — теперь в списке всего 41 населённый пункт: Азов, Арзамас, Астрахань, Белозерск, Великий Устюг, Верхотурье, Владимир, Вольск, Выборг, Галич, Гороховец, Дербент, Елабуга, Елец, Енисейск, Зарайск, Иркутск, Касимов, Каргополь, Кинешма, Коломна, Кострома, Крапивна, Кяхта, Осташков, Плёс, Ростов, Санкт-Петербург, Смоленск, Сольвычегодск, Старочеркасская, Суздаль, Таганрог, Томск, Торжок, Торопец, Тотьма, Тутаев, Чистополь, Шуя, Ярославль.
Сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид;
- Реабилитация (ревалоризация) — мероприятия по возобновлению культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведения их, в состояние, пригодное для использования;
- Реставрация — меры по укреплению (консервирования) физического состояния, раскрытия наиболее характерных признаков, возобновления потерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности;
- Музеефикация — мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения.
Нематериальные ценности
(устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия,исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества,знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной,знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами)
· Работа музея с объектами нематериального наследия должна включать следующие основные стадии:
o Выявление в реальной действительности объектов нематериального наследия, имеющих музейное значение (нематериальные объекты музейного значения). Такие объекты должны представлять научную, художественную, историческую, мемориальную и т.п. ценность. Необходимо также проанализировать возможность и целесообразности сохранения объекта в музее.
o Комплектование материальных предметов, связанных с нематериальным объектом музейного значения, и фиксация информации об объекте. Музеи собирают и хранят связанные с традицией материальные предметы (напр., инструменты ремесленника, образцы готовой продукции, одежду и атрибуты народных праздников, музыкальные инструменты). Однако это — не сам объект нематериального наследия. Так, технология изготовления глиняной народной игрушки предполагает наличие материала, из которого мастер делает саму игрушку, инструменты; но к нематериальному наследию относится умение, мастерство человека, передаваемые от мастера ученику приемы и эстетические представления. Поэтому музеи комплектуют также зафиксированные на материальных носителях свидетельства (фоно- и видеозаписи, запись рассказов носителей традиции, фотофиксация этапов технологических процессов и т.п.), включая записи об изначальных значениях и смыслах объекта. Записи и транскрипция переводят нематериальное культурное наследие в материальное и являются историческим и культурным свидетельством.
o Обеспечение поддержания традиции и сохранения или воссоздания механизмов передачи традиции.
o Актуализация
Чтобы оставаться частью культурного наследия, нематериальные объекты должны быть включены в актуальную культуру, все время воспроизводиться; должны действовать механизмы ретрансляции наследия от поколения поколению — т.е. должна осуществляться актуализация нематериального наследия. Необходимое условие воспроизведения объектов нематериального наследия в музее — наличие посредника, человека, живого "носителя традиции". Если живы носители традиции, актуализация осуществляется методом фиксации. Музей обеспечивает людям, хранящим в памяти старинные песни и сказы, секреты мастерства, кулинарные рецепты и т.п., возможность деятельности, материальное обеспечение и ретрансляцию традиции через учеников. Действующие в музеях мастерские, фольклорные ансамбли, трактиры призваны не только сохранить навыки и традиции, но и передать опыт современникам и потомкам.
Утраченная традиция может быть восстановлена в музее, если сохранились достаточные для ее ревитализации свидетельства. Так, изучая инструменты и готовые изделия, музеи восстанавливают забытые промыслы и ремесла. Если свидетельства недостаточны, музеи тем не менее могут создать живую модель процесса, однако в этом случае он будет обладать качеством не подлинности, но достоверности. В случае реконструкции в роли носителей традиции могут выступать сотрудники музея, члены музейных клубов и кружков, посетители. Примером такой модели является историческая реконструкция средневековых сражений на мечах (Военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле, Тульская обл.) Степень достоверности модели определяется тем, насколько свидетельства полны, а участники действия близки носителям традиции.
На основе использования традиций музей может также конструировать совершенно новые формы деятельности. Таким примером может служить детский сад "Муравейное братство" в Музее-заповеднике "Ясная поляна" (Тульская обл.), осуществляющий воспитание детей на основе педагогических взглядов Л.Н. Толстого в подлинной среде толстовской усадьбы.
К началу 21 в. в России музеефикацией форм нематериального нгаследия занимались: традиционные коллекционные музеи, совмещенные с творческими лабораториями, мастерскими; музеи-заповедники; экомузеи; некоторые учреждения музейного типа; живые музеи.
Музе́й-запове́дник — разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.
В связи с открытостью территорий, многие музеи-заповедники проводят различные музейные праздники (чаще всего — на фольклорные темы), организуют мастерские народных промыслов, исторические реконструкции (например реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовском полях), «экологические тропы», различные фестивали (литературные, музыкальные) и т.п.
На 2010 год количество музеев-заповедников в России приближается к 100.
- историко-художественные (например, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник[1])
- историко-архитектурные (например, Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник)
- историко-археологические (например, «Танаис»)
- историко-культурные (например, Историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»)
- военно-исторические (например, Бородинский военно-исторический музей-заповедник)
- литературно-мемориальные (например, Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова)
- научно-технический и производственный (Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала)
- комплексные (например, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
При этом несмотря на то, что в названиях современных музеев-заповедников чаще всего определяется только их основной профиль, как правило, большинство из них являются комплексными.
Живой музей – Средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Живой музей стремится не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития. Часто в живых музеях музейные экспозиции и отдельные формы музейной деятельности включены непосредственно в современную среду поселения, встроены в реальные социально-бытовые объекты — учебные заведения, рестораны, кафе, гостиницы, салоны, офисы и т.п. По сути, живыми музеями являются музеи-храмы, совмещающие музейную и культовую функции. В настоящее время понятие "живой музей" уточняется, оно находится в стадии становления, как и сама эта инновационная форма музейного учреждения.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 8831;