Тема 14. Теория музейного тезаврирования и его роль в изучении и сохранении музейного собрания.
Теория тезаврирования как вторая ступень познания музейности. Тезаврирование как познание, учет и охрана «музейности». Основные понятия теории тезаврирования: музейная коллекция, музейное собрание, подлинность, достоверность и т. д. Классификация, систематизация, интерпретация, атрибуция музейных предметов. Новые информационные технологии и научная организация фондов в контексте теории тезаврирования.
Предметом теории тезаврирования является информационный потенциал музейных предметов и характеристики их как материальной основы информации, принципы формирования коллекций; теория тезаврирования формирует научную основу фондовой работы.
Теория научно-фондовой работы (тезаврирования) связана со второй ступенью познания музейности, с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, содержащейся в них информации, а также материальной сущности носителей информации. Она рассматривает фонд музейных предметов как документальную систему, особую модель реального мира. Музейные коллекции, составляющие собрание, представляют собой уже новое качество в сравнении с единичными предметами. В процессе научно-фондовой работы – в ходе классификации и систематизации, интерпретации музейных предметов – углубляется понимание их документально-информационного значения.
Изучение музейных предметов как составной части фонда, выявление новой информации, содержащейся в самих предметах и в материалах, фиксирующих их связи со средой первоначального существования, сопровождается накоплением соответствующих научно-охранных материалов (документации второго порядка).
Наконец, тезаврирование включает исследования, связанные с задачами охраны музейных предметов как национально-культурно-исторического достояния, составной части государственного музейного фонда
Изучение музейных предметов имеет самостоятельное значение, а также помогает осуществлять функции комплектования и хранения. Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их - значит изучить вещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания объекта.
Изучение музейных предметов может включать в себя атрибуцию (определение) предмета, классификацию и систематизацию, интерпретацию.
Атрибуция предмета - это определение его основных признаков. Системный подход к изучению вещи предполагает рассматривать следующие основные ее свойства: морфологию, технологию, материал, функцию. При атрибуции музейного предмета определяются хронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты истории бытования вещи. Например, атрибуция археологического предмета - это определение, в первую очередь, его вещественных свойств, а также принадлежности к определенному хронологическому периоду, археологической культуре. В работе по атрибуции предметов музееведам помогают различные каталоги, определители, справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям, посуде и т.д.). В работе с археологическими предметами необходимо знание археологических культур, отдельных видов памятников, использование специальной литературы для поиска аналогий.
Для упорядочения всего объема информации о предметах в музее проводится классификация предметов. В отдельных научных направлениях и дисциплинах существует большое количество классификаций - систем соподчиненных совокупностей предметов (или понятий), объединенных по определенным признакам (например, в биологии). В музейном деле классификация предметов необходима, прежде всего, как система обеспечения хранения предметов и поиска информации о них. Общая классификация музейных предметов делит их по типам источников - например, письменные и вещественные. Существуют более сложные классификации, основанные на хронологических, географических, технологических и других признаках предметов. Например, в фондах археологического музея предметы могут разделяться по географическому признаку - происхождению из того или иного археологического памятника. Далее классификация предметов может проводиться на основании их материала (керамика, стекло, металл и т.д.), функции (посуда, украшения, оружие) и т.д.
Интерпретация - это истолкование предмета как источника знаний и эмоций. Восстанавливается история бытования предмета. Для археологических предметов часто совмещаются атрибуция и интерпретация.
Изучение музейного предмета также включает в себя такую важную сторону, как выяснение подлинности предмета, определение его музейной ценности.
Подлинность доказывается сопоставлением всех признаков предмета. У неподлинных предметов единство признаков нарушено, что и доказывается исследователем. Музей интересуют также такие вопросы, как уникальность предмета, его эстетическая ценность, что имеет большое значение в экспозиционной и экскурсионной работе, в целом коммуникационной деятельности музея
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3500;