Принципы организации и построения массовых сцен.
Особенностью массовой сцены является столкновение мыслей, желаний,
воли, психологии людей. Работа начинается с поиска режиссерского решения. Зависит от количества лиц, от выразительных иносказательных средств и от конкретных режиссерских задач. Выразительные средства – пластика, слово, движение, реквизит, телодвижение. Реквизит – флажки, шары, цветы, обручи.
По своей функции массовая сцена делится на действие и фоны (1 действует речью и привлекает других). Действенные и фоновые массовые сцены делятся на дифференцированные – персонажи, действующие лица, недифференцированные – толпа.
«В массовой сцене проявляется психология многих индивидов», - говорил Станиславский. Он в первую очередь обращает внимание на поиск ритма. Ритм, максимально организуя индивидуальное, влияет на развитие всей сцены, т.к. вытекает из отношения ее участников происходящим событием (Например, вокзал. Зал ожидания. Все ждут поезд. Объявляется посадка).
«В народной сцене у каждого должен быть свой ритм, все действуют в разных ритмах - хаос», - говорил Станиславский. Когда толпа сходится в одном моменте, это называется художественностью.
Элементы массовой сцены: напряженность (сила, активность); движение (пространство); длительность (время).
Масса не может быть неподвижна. Она должна двигаться и иметь свое развитие. В опере – приемы организации массовой сцены: а) если выделяется 1 лицо, то другое должно застыть; б) напротив: главное лицо неподвижно, другие в движении; в) для достижения масштабности массовой сцены – прием ограниченного пространства (массовка, меняя костюмы, проходит через зрителей); г) прием постепенного расширения радиуса действия по принципу расхождения на воде кругов (шепот – говор - громкая речь – крик - вопль) – Здесь – 1 ритм (разговор тихий), 2 ритм (чуть повышенный разговор), 3 ритм (темп ускоряется, голоса повышаются, люди перебивают), 4 ритм (говорят все вместе на высоких тонах), 5 ритм (резкий выстрел - затихают).
Движения каждого в толпе не должно быть случайным.
Существуют 3 основные краски массовой сцены:
1) организованный хаос – зритель получает тревожное впечатление
(радость, печаль);
2) масса говорит и движется на одного человека;
3) синтез – хаотичное движение и речевой хор.
Построение массовой сцены диктуется:
1) место действия (пляж,…);
2) время действия (утро, день,…);
3) событие (тонет, наезд, обморок);
4) особенность характеров психологии героев;
5) особенности социального, возрастного и профессионального;
6) выявление общности, развития групп;
7) разработка завершенного действия каждого индивида и группы
массовой сцены;
8) подчинение всех индивидов и групп к одной задаче.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3272;