Вопрос: воспитание и образование в эпоху средневековья


Мир предстал как школа. Идея всеобщей учительности. Учителем выступал священник. Учительной называлась церковная литература. Человеку были указаны ценности добра и грехи, которых он должен был избегать, олицетворяющие зло. Понятия добра, зла , греха были предъявлены для усвоения.

Монашеское воспитание было подчинено строгому монастырскому уставу, определявшему все молитвы, труд, чтение, общение, труд, прием посетителей и т.д. В католичестве у белого и черного духовенства был утвержден целибат-безбрачие. Поэтому в монастыри поступали или во взрослом возрасте преимущественно из семей рыцарей, или отдавали на воспитание в монастыри детей из рыцарских и крестьянских семей. То есть, воспитание социальной группе монашества было в детстве «в миру», а затем в монастыре. Определяющим понятием для атмосферы становления монашества был «аскетизм» Монашество - историческая форма осуществления аскетического идеала. В основе этого идеала лежит стремление к совершенству через отказ от зла. -Зло господствует в самом человеке, в необузданных влечениях его плоти, поэтому необходимо подавление плоти. Это требовало борьбы с собой, отказа: - от стремления к богатству, -от вожделений плоти, -от расслабленности душевной (болтливости, чревоугодия, многоспанья и т.п.).

В начале были грамматические и риторские школы, платные, открываемые учителями, выходцами из разных мест. Среди них и христиане, и язычники. К VII в . школы античного типа полностью исчезли. Всякий христианин должен был быть членом христианской церкви. Так как крестили взрослых, для них организовывали школы, где устно излагали христианскую догматику и этику. Они назывались школы катехуменов или оглашенных, так как в церкви оглашались имена тех, кто должен был принять крещение. Школы катехуменов стали гаснуть, когда стали крестить младенцев.

В X веке сложился класс крупных землевладельцев, и к XI веку получила оформление рыцарская культура и рыцарская модель воспитания. Превращение раннесредневекового воина в рыцаря «классического» Средневековья, с высоким социальным достоинством и соответствующим самосознанием, было вместе с тем процессом его поэтизации, героизации и даже мифологизации. . Девиз «Бог, женщина и король»- определяли ценностное содержание воспитания. Оно не ориентировало на успех, материальную выгоду. Его определяли христианские ценности, служение королю, воспитание воинской чести и возвышенное служение даме, которое получит в 11 веке обозначение как куртуазность (от слова вежливый, учтивый, имевший хорошие манеры). Если перевести на сегодняшний язык, то рыцарь должен был быть духовно- нравственным, сильным воином, вежливым и учтивым. Все эти три составляющие войдут в программу воспитания дворянина, а затем и интеллигента, в русском понимании ( то есть не как интеллектуала, а как духовно-нравственный идеал.). В образе рыцаря присутствовали черты, которые содержат основы представления о мускулинности, продолжая развитие образа благородного воина. Рыцарь характеризовался неустрашимостью, гордостью, самоуважением, соблюдением слова, высоким понятием чести. Для рыцарства было характерно тщеславие, иногда граничащее с хвастовством и щедрость, иногда переходящая в расточительство. Девиз «Всё заложи, но себя покажи». Рыцари были безразличны к труду, так как богатство во многом зависело от успехов в войнах, на турнирах, на охоте.

 



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 84;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.006 сек.