Вопрос №65. Фоника художественной речи. Типы звуковых повторов. Липограмма. Эвфония и инструментовка.
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию.
Фоника не ограничивается рассмотрением лишь звуковых повторов стиха, но учитывает также общее распределение звуковых масс, сходство или контрасты звуков по способу их произношения, смену тембров и т. п. Сумму всех средств звуковой организации стиха обычно называют инструментовкой.
Рифма есть лишь один из множества типов созвучий, возможных в стихе. Но элементом стихосложения и предметом стиховедения является только она, потому что только она канонизирована, играет структурную роль и вызывает рифмическое ожидание. Вся остальная фоника в стихе не канонизирована. Она играет орнаментальную роль (звукового курсива, выделяющего то или иное отдельное место) и непредсказуема. Однако возможны исключения – когда какой-нибудь звук или звукосочетание повторяется настолько систематически, что это ощущается как принцип подбора слов и вызывает ожидание каждого следующего его появления.
Например, у В. Брюсова – начальные согласные каждого слова (именно такое созвучие называется аллитерацией в узком смысле слова; подобная аллитерация заменяла внутреннюю рифму в древнегерманском стихе):
Слово – событий скрижаль, скиптр серебряный созданной славы,
Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,
Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,
Сфер созерцающий сфинкс, – стены судьбы стережет!
Липограмма [по-греч. «липо» значит «оставляю (в стороне)»] - вид фонической организации, при которй определенные звуки в произведении пропускаются.
Без «р» и «с»
Луна едва дышала
У тихих вод
Где днем овод
Пил коней
Мушки в облаке пыли
Летали
Была теплота как вода
Под ивами невода
Мели тучи.
Д. Бурлюк, [1913]
Так писались стихи и проза еще в Древней Греции и древней Индии (в одном санскритском романе целая глава написана без губных звуков будто бы потому, что у героя после любовной ночи болят губы). У нас без «р» написана эротическая песенка Державина «Если б милые девицы / Так могли летать, как птицы, / И садились на сучках...», попавшая в качестве арии в оперу «Пиковая дама».
Эвфония - забота о «сладкозвучии» или «сладкогласии» стиха. Поэты. стремились избежать «стычки», т. е. столкновения трудно произносимых согласных звуков или неприятного для слуха «слития» гласных.
ТЕОРИЯ
I. Тропы.
1) Метафора
— развернутая
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и, радостный и первый Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
(О.Э. Мандельштам «Notre Dame»)
— олицетворяющая
«и хаос опять выползает на свет…» (Б.Л. Пастернак)
«на вечное танго созвездий» (В.С. Высоцкий)
— овеществляющая
…дохнув в уверенную юность
водой, обилием больниц,
безумной правильностью улиц,
безумной каменностью лиц.
(И.А. Бродский)
— отвлеченная
«Живая колесница мирозданья»
(Ф.И. Тютчев «Виденье»)
2) Сравнение
Давай ронять слова,
Как сад – янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.
(Б.Л. Пастернак)
«…по земле разноситься, как крик,
навсегда в темноте пропадая».
(И.А. Бродский)
3) Перифраз
— метонимический
Больная, тихая Кассандра,
Я больше не могу – зачем
Сияло солнце Александра,
Сто лет назад сияло всем?
(О.Э. Мандельштам)
4) Олицетворение
Лишь пыль глотала дождь в пилюлях,
Железо в тихом порошке…
(Б.Л. Пастернак)
5) Оксюморон
«Пою я, серый соловей,
В моей темнице многоцветной» (А.А. Блок)
«Ты ж и в сумраке, милая, ближе
К неподвижному жизни ключу» (А.А. Блок)
6) Метонимия
— места
«Вся ширь проселков, меж и лех
Рифмует с Лермонтовым лето,
А с Пушкиным – гусей и снег»
(Б.Л. Пастернак)
«Смеялся Кузнецкий»
(В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)
— времени
«Любезный Ариост, быть может, век пройдет…» (О.Э. Мандельштам «Ариост»)
— средств
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.
(Б.Л. Пастернак)
— принадлежности
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого -
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
(Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
— вещества
Люди говорили морю: «До свидания»,
Чтоб приехать вновь они могли –
В воду медь бросали, загадав желанья, -
Я ж бросал тяжелые рубли…
(В.С. Высоцкий)
— признак
«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху».
(И.А. Крылов «Лисица и сурок»)
7) Синекдоха
— «часть-целое»
«Петр Степанович давно уже примечал, что этот тщеславный, избалованный и оскорбительно-недоступный для неизбранных господин, это «почти государственный ум» просто-запросто в нем заискивает…»
(Ф.М.Достоевский «Бесы»)
— множество
Скоро
только очень образованный
француз будет кое-что соображать по-русски.(В.В. Маяковский «Американские русские»)
— употребление собственных имен в нарицательном значении
Гроза прошла – еще курясь, лежал
Высокий дуб, Перунами сраженный…
(Ф.И. Тютчев «Успокоение»)
8) Антитеза лексическая
Я больше всех удач и бед
За то тебя любил…
(Б.Л. Пастернак «Не трогать, свежевыкрашен»)
9) Ирония
Хорошо у нас
в Стране Советов.
Можно жить,
работать можно дружно.
Только вот
поэтов,
к сожаленью, нету —
впрочем, может,
это и не нужно.
(В.В. Маяковский «Юбилейное»)
10) Гипербола
Объятье в тысячу охватов,
Чем обеспечен твой успех?
(Б.Л. Пастернак)
Это ведь значит – обнять небосвод,
Руки сплести вкруг Геракла громадного,
(Б.Л. Пастернак «Сложа весла»)
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает…
(О.Э. Мандельштам)
11) Литота (мейозис)
Тени вечера волоса тоньше
За деревьями тянутся вдоль…
(Б.Л. Пастернак «Божий мир»)
12) Эпитет
— метафорический
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
(Ф.И. Тютчев)
— метонимический
Не отдернуть руки, не избежать ожога,
измеряя градус угла чужого
в геометрии бедных, чей треугольник кратный
увенчан пыльной слезой стоваттной.
(И.А. Бродский)
— постоянный
серый волк, крутые горы, горючие слезы
II. Фигуры.
1) Анаколуф
Мне совестно, как честный офицер».
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
2) Алогизм
«Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный».
(Н.В. Гоголь «Нос»)
3) Амфиболия
«…ночной пирог несет сочельник
над головою».
(И.А. Бродский)
4) Антитеза синтаксическая
О рьяный конь, о конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
(Ф.И. Тютчев «Конь морской»)
5) Инверсия
— контактная
Шел я, брел я, наступал то с пятки, то с носка,
Чувствую – дышу и хорошею…
Вдруг тоска змеиная, зеленая тоска,
Изловчась, мне прыгнула на шею…
(В.С. Высоцкий)
— дистантная
«В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец…»
(И.А. Бродский)
6) Парцелляция
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины.
(О.Э. Мандельштам)
Английские каменные деревни.
Бутылка собора в окне харчевни.
Коровы, разбредшиеся по полям.
Памятники королям.
(И.А. Бродский «В Англии»)
7) Риторический вопрос
Кто может знать при слове «расставанье»,
Какая нам разлука предстоит?
(О.Э. Мандельштам «Tristia»)
8) Риторическое восклицание
Еще в ушах стоит и звон и гром,
У, как трезвонил вагоновожатый!
(А. Тарковский)
9) Силлепс
Грех думать – ты не из весталок:
Вошла со стулом,
Как с полки, жизнь мою достала
И пыль обдула.
Ветер розу пробует
Приподнять по просьбе
Губ, волос и обуви,
Подолов и прозвищ.
(Б.Л. Пастернак)
«И в гортани моей, где положен смех
Или речь, или горячий чай…»
(И.А. Бродский)
10) Гендиадис
«тоска дорожная, железная» (А.А. Блок)
«Я пьян давно, мне всё – равно» (А.А. Блок)
«Эти стаи, эти птицы…» (А.А. Фет)
11) Эллипсис
«…— Ставрогин? – сказал Кириллов, приподымаясь с полу с мячом в руках, без малейшего удивления к неожиданному визиту. – Хотите чаю?
Он приподнялся совсем.
— Очень. Не откажусь, если теплый, - сказал Николай Всеволодович, - я весь промок.
— Теплый, горячий даже, - подтвердил Кириллов, - садитесь: вы грязны, ничего; пол я потом мокрою тряпкой…»
(Ф.М.Достоевский «Бесы»)
12) Эналлага
«Стариков полусонная стая…»
(Н.А. Некрасов)
13) Параллелизм (синтаксический)
— прямой
Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам,
вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме, к треугольным домам,
вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве, по песчаному дну,
освещенный луной, и ее замечая одну.
(И.А. Бродский)
— обращенный (хиазм)
«- Лошадь упала!
- Упала лошадь!»
(В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)
— полный (изоколон)
Так тянет снег. Так шепчут хлопья.
Так шепелявят рты примет.
Там подлинник, здесь – бледность копий.
Там все в крови, здесь крови нет.
(Б.Л. Пастернак)
— неполный
Смотри, смотри, приходит полдень,
чей свет теплей, чей свет серей…
(И.А. Бродский)
Я хотел бы ни о чем еще раз поговорить,
Прошуршать спичкой, плечом
Растолкать ночь, разбудить.
(О.Э. Мандельштам)
14) Синтаксический повтор
— контактный
«Добрый путь. Добрый путь. Наша связь,
Наша честь не под кровлею дома…»
(Б.Л. Пастернак)
— дистантный
«И если призрак здесь когда-то жил,
То он покинул этот дом. Покинул»
(И.А. Бродский «Я обнял эти плечи…»)
— полиптотон
А слава – почвенная тяга.
О, если б я прямей возник!
Но пусть и так, - не как бродяга,
Родным войду в родной язык.
(Б.Л. Пастернак)
— антанакласис
Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, -
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарит смрад из нее.
(В.С. Высоцкий «Баллада о бане»)
Непроходимость двора из-за сугробов, щели,
куда задувало не хуже, чем в той пещере,
преграждали доступ царям, пастухам, животным,
оставляя нас греться теплом животным
да армейской шинелью.
(И.А. Бродский)
— анафора
Не будет больше праздников для вас
не будет собутыльников и ваз
не будет вам на родине жилья
не будет поцелуев и белья
не будет именинных пирогов
не будет вам житья от дураков
не будет вам ни хлеба ни питья
не будет вам на родине житья
не будет вам ладони на виски
не будет очищающей тоски
не будет больше дерева из глаз
не будет одиночества для вас
(И.А. Бродский «Зофья»)
— эпифора
В декабре на заре было счастье,
Длилось - миг.
Настоящее, первое счастье
Не из книг!
(М.И. Цветаева «Декабрь и январь»)
— рефрен
(«Рождественский романс»)
— анадиплосис
Пусть вьюга с улиц улюлю, -
Вы – радугой по хрусталю,
Вы – сном, вы – вестью: я вас шлю,
Я шлю вас, значит, я люблю.
(Б.Л. Пастернак)
— прозаподосис
«…мимо черных кустов, вдоль оврагов пустых, воздух бьет по лицу,
говоря сам с собой, растворяется в черном лесу.
Вдоль оврагов пустых, мимо черных кустов, - не отыщется след…»
(И.А. Бродский)
— симплока
Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла. (Народная песня)
15) Анноминация
«Где римский судия судил чужой народ»
(О.Э. Мандельштам)
16) Градация
— восходящая
«от грамматики новой на сердце пряча
окончание шепота, крика, плача».
(И.А. Бродский)
«Похоронные слезы напрасны –
Ты трепещешь, смеешься, жива!»
(А.А. Блок)
«Приближений, сближений, сгораний –
не приемлет лазурная тишь…»
(А.А. Блок)
— нисходящая (антиклимакс)
«Всё померкло, прошло, отошло…»
(А.А. Блок)
17) Плеоназм
«Оттепелями из магазинов веяло ватным теплом»
(Б.Л. Пастернак)
«И верный знак, что мы внутри неразмыкаемого круга»
(А.А. Блок)
18) Асиндетон
Мелко исписанный инеем двор!
Ты – точно приговор к ссылке
На недоед, недосып, недобор,
На недопой и на боль в затылке.
(Б.Л. Пастернак)
19) Полисиндетон
Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
(И.А. Бродский)
Основные понятия стиховедения. Система русского стихосложения.
1.Метр. Ритм. Стопа. Клаузула. Анакруза. Рифма. Ритмический перенос. Цезура.
Стихосложение (версификация) – способ организации звукового строя речи, по которому речь делится на две категории – стихи и прозу.
Стих – речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений и т.д., присутствует и другое членение – на соизмеримые отрезки (речевые звенья). стихотворная строка, стиховой ряд (Единица ритма в стихотворной речи);
Метр – правильное чередование идентичных ритмических элементов текста (Фед);
общая схема звукового ритма стиха; упорядоченность внутри стиха;
чередование слабых и сильных мест (Гасп)
сочетание сильных и слабых слогов (Чернец)
Частный случай ритма.
Пример: метр ямб (при этом включает в себя размеры: 4-стопный, 5-стопный, 6-стопный ямб и др.)
Ритм – (в общем смысле) закономерное чередование сильных и слабых моментов времени (звуков речи) – Жирм.
Общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи (Гасп).
Под промежутками понимаются слабые и сильные места, образующие такт.
Сильное место (ЛЭС)- икт
Слабое место (ЛЭС) – междуиктовый интервал
ФУНКЦИЯ: создание ощущения «ритмического ожидания»
Стопа – условная мера, единица внутреннего членения стиха; единица соизмеримости строк, обладающих метром. Стопа имеет фиксированный слоговой объем – только два или три слога. Регулятор движения речи.
Единица повторности в метрическом стихе, определяет закон, по которому будут чередоваться долгие и краткие слоги (Жирм.)
В силлабо-тоническом стихосложении стопа – это группа слогов, объединенных одним ударением; повторяющееся сочетание метрически сильного места (икта) и метрически слабого места.
Клаузула – «дополнительное урегулирование стиха» (Гасп.), окончание стиха, определяющееся по отношению к ударной константе.
Выделяются: односложные (мужские), двусложные (женские), трехсложные (дактилические), четырехсложные (гипердактилические).
Ударная константа – последнее ударение в стихе, являющееся знаком его ритмического завершения.
Анакруза – слабое место в начале стиха до первого икта. В силлабо-тонической системе стихосложения различается анакруза нулевая (хорей, дактиль), односложная (ямб, амфибрахий), двусложная (анапест).
Рифма – композиционно-звуковой повтор внутри или в конце стиха; чаще всего - созвучие окончаний стиха, тождество (иногда неполное) звуков стиха; существуют внутренние, начальные, цепные рифмы.
ФУНКЦИЯ рифмы:
организующая роль в метрической композиции стиха (членит стихи, объединяет их в периоды, строфы);
фоническая (опорная позиция для звукописи);
семантическая («рифмическое ожидание»)
Стих без рифмы – белый.
Рифмы различаются по точности и неточности. Также существуют закрытые и открытые рифмы (согласные и гласные звуки в конце строки соответственно). Отличает рифмы и богатство (глубина)/ бедность созвучий.
Главная классификация рифм – по их взаимному расположению, или по системе рифмовки.
Смежная рифмовка (или парная): aabb.
Перекрестная: abab.
Кольцевая: abba.
Смешанная: например, abbacc.
Кроме того, существуют такие разновидности рифм, как омонимическая рифма (художественный эффект такой рифмы, как правило, комический; воспринимается как игра слов), тавтологическая рифма – слово рифмуется с самим собой (акцентирование внимания на семантике слова, а не на внешних показателях), сквозная рифма (каждое слово в строке чередуется с соответствующим из др.) Цепная рифмовка – одна из организующих рифм соединяет две строфы: является концом для одной и началом для другой.
Ритмический перенос – анжанбем`ан – несовпадение синтаксической и ритмической паузы в стихе, когда конец фразы или колона не совпадает с концом стиха (ударной константой). Некоторые ученые рассматривают перенос как модификацию ритмического перебоя. Действительно, ведь для стихотворений характерно поддержание ритмических и синтаксических разделов (отрезков). В том числе, по причине эффекта «ритмического ожидания», возникает ощущение ритмического перебоя. Несимметричный разрыв строки или строфы. Слова воспринимаются подчеркнуто, рельефно.
Различают строчный, строфный и слоговой переносы. Строчный перенос позволяет выделить особенно важное по смыслу слово.
Строфный перенос встречается горазде реже. Яркий пример – онегинская строфа. А также И.А. Бродский:
Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья.
Скорее – влияние небытия
На бытие: охотника, так сказать, на дичь…
Федотов предлагает иную классификацию: синтактико-строчный перенос, синтактико-строфический, словесно-строчный, словесно-строфический.
Художественная ФУНКЦИЯ переноса:
употребление переносов сообщает речи напряженность, взволнованность, неуравновешенность, передает экспрессию автора. Кроме того, при переносе разделенные межстиховой паузой синтагмы оказываются в сильной позиции, перенос подчеркивает границу стиха, его ритмическое единство.
Цезура – постоянный словораздел в стихе, предполагающий при чтении внутристиховую паузу. Характерна для длинных строк (от 4-х стоп), фиксирует в стихе внутреннюю паузу, разбивает его на полустишья, гармонизирует и упорядочивает ритмическую систему в целом.
2.Силлабическое стихосложение.
Досиллабический стих (или говорной) – стих с произвольным количеством слогов в строке и регулярной рифмой в соседних строках. Характерен для литературы XVII века. Промежуточная форма между эмбриональной стихопрозой и силлабическим стихом.
Силлабический стих – стих с урегулированным количеством слогов и постоянным расположением цезуры в строке. Все основные параметры стиха следовали ритму русской речи. Гипотеза Томашевского: предполагал, что силлабика укоренилась в русской поэзии благодаря специфической манере стиховой декламации. Силлабические вирши декламировались своеобразным речитативом, в результате чего и выровнялись в стройные соразмерные ряды. Метрическим стержнем системы является количественное соотношение слоговых масс: либо тождество, либо закономерно чередование. Акцент с рифмы переносится на метр. Рифма характеризовалась количеством созвучных слогов в конце стиха: рифмы односложные, двусложные и т.д.
Преобладание женских рифм, однако не каноничное. Интересно, что впоследствии к принципам силлабизма было добавлено константное ударение в конце стиха и полустиший.
Основными размерами русской силлабики являлись 8-сложник, 11-сложник, 13-сложник. Примером силлабического стиха является французский александрийский стих: это двенадцатисложный стих с одним ударением – ударной константой; позже у классицистов – ударение после 6 слога, появление цезуры. +перекрестная рифма.
3.Реформа русского стихосложения в XVIII веке.
Источники реформы Тредиаковского многообразны: счет на стопы он взял из античной метрики, принцип ударных слогов – в немецкой и голланлской метрике, предцезурное ударение и обязательную рифму – во французской. Сама мысль применения тонического ритма к русскому стиху была подсказана Тредиаковскому наблюдениями над ритмом русских народных песен.
Новшеством Тредиаковского в его программном трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 г.) был его научный, исследовательский подход к стиху. И досиллабическое, и силлабическое стихосложение в русском стихе утверждались лишь практически, на слух, или с опорой на иностранные пособия. Исходными для Тредиаковского являлись два факта: это природные данные русского языка и сложившаяся традиция русского стиха. На основании этих фактов он заключает, что именно «тоническая» ударность должна определять систему русского стихосложения и именно 11-сложный и 13-сложный размеры с женским окончанием являются основными размерами русского стиха.
Сам стих Тредиаковский предлагает измерять не слогами, а двусложиями – «стопами» (это прием французского стиховедения того времени). Установил 4 стопы: хорей, ямб, спондей, пиррихий. Главным метром объявлялся 6-стопный хорей. Стихов, более коротких, чем 11-сложник и 13-сложник, Тредиаковский не коснулся.
Однако в 1739 г. в Петербургскую Академию приходит знаменитое «Письмо о правилах русского стихотворства», в котором Ломоносов довершает дело, начатое Тредиаковским.
Ломоносов подходит к стиху как практик. Из двух исходных положений Тр. он полностью принимает только первое – опора стиха на естественные данные языка, т.е. на противопоставление ударных и безударных слогов.
В остальном же Ломоносов имеет собственное мнение: стих должен отличаться от прозы не за счет силлабической, а за счет тонической правильности. Ломоносов допускал неравносложность стиха, т.е. свободное чередование мужских и женских окончаний, но требовал строго выдерживать последовательность правильных метров.
Всего Ломоносов намечает 30 размеров.
Антиох Кантемир («Письмо Харитона Макентина, содержащее правила русского стихосложения», 1743 г.) имел особое мнение на этот счет. Из двух новшеств Тредиаковского он принимает лишь одно: упорядочивает ударность в окончаниях стихов и полустиший, но оставляет свободным расположение ударений внутри стиха. Модернизированный таким образом силлабический стих занимал между вольностью силлабики и единообразием хореического стиха у Тредиаковского.
Однако быстрый темп развития русской культуры показывал, что время требует стиха, максимально противопоставленного прозе. Таким был стих, предложенный Ломоносовым.
Таким образом, в 1752 г. Тредиаковским был выпущен новый трактат по стихосложению «Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 году исправленный и дополненный». Тредиаковский дает подробное описание 14 размеров, среди них – гекзаметр, пентаметр, тетраметр, триметр, диметр и др. Победа новой системы стихосложения ознаменовала еще большее углубление оппозиции «стих-проза»,
4.Силлаботоника. Отступления от метра. Строфика. Твердые формы.
Силлабо-тонический русский стих является классическим русским стихом.
Силлабо-тонический стих – слогоударный стих, в котором первичным и организующим является метр. Он управляет чередованием сильных и слабых слогов в стихе, а также создает «ритмическое ожидание». Для данного типа стихосложения важна ритмическая инерция, которая сама по себе может служить знаком системы, и её малейшее нарушение сразу фиксируется сознанием читателя.
Различаются двусложные и трехсложные метры. Они разноприродны: первые основаны на урегулировагии безударных слогов, вторые – ударных.
Мера метра - стопа, основанная на ударности и неударности (или тоническая стопа).
Основные метры:
Ямб – двусложный метр с ударением на втором слоге. Четные слоги являются иктами. Введение ямба в поэзию – заслуга Ломоносова.
Ямбические размеры: 4-стопный – самый распространенный размер; 2-стопный, 5-стопный, 6-стопный. Вольный (разностопный) ямб – основной басенный размер.
«Твоя гроза меня умчала и опрокинула меня» Блок
Хорей – двусложный метр с ударением на первом слоге. Нечетные слоги являются сильными.
Хореические размеры: 2-стопный, 4-стопный, 5-стопный.
«Выхожу один я на дорогу»
Анапест – трехсложный метр с ударением на третьем слоге (3, 6, 9, 12).
Размеры: 3-стопный, 4-стопный.
Пример: «Петербург» Мандельштама
Амфибрахий - трехсложный метр с ударением на втором слоге (2, 5, 8, 11). Характерен для баллад, поэм.
Дактиль - трехсложный метр с ударением на первом слоге (1, 4, 7, 10).
Размеры: популярен 3-стопный дактиль. Использовался в составе гекзаметра и как самостоятельный метр. В античной метрике гекзаметр – дактило-хореический стих, в силлаботонике – 6 стопный дактиль.
«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою, пред твоим образом, ярким сиянием…»
+Полиметрия
Отступления от метра:
1) пропуски ударений на сильных местах:
пиррихий – стопа из двух безударных слогов в двусложных размерах в силлабо-тонической системе стихосложения.
«Опять, как в годы золотые»
«Для берегов отчизны дальной»
трибрахий – стопа из трех безударных слогов в трехсложных размерах.
«Слезы людские, слезы людские…»
2) появление внеметрических ударений на слабых местах:
спондей – стопа из двух ударных слогов в двусложных размерах.
Швед, русский колет, рубит, режет…
Бакхий – амфибрахическая стопа с дополнительным ударением на третий слог.
«Уноси мое сердце в звенящую даль…»
антибакхий – амфибрахическая стопа с дополнительным ударением на первый слог.
амфимакр – трехсложная стопа с ударением на первом и последнем слогах.
тримакр – стопа из трех ударных слогов в трехсложном размере.
3) ритмическая инверсия
Строфика. Твердые формы.
История строфики начинается с XVII в. В основе построения строфы лежала повторяющаяся схема рифмовки. Основным видом строфы стало четверостишие, но существовали также и 6-стишия, 8-стишия, 10-стишия.
Строфа – это группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически. В античной поэзии, не знавшей рифмы, таким признаком обычно было устойчивое чередование строк разных метров, в новоевропейской поэзии таким признаком стало чаще всего чередование рифм.
Повторяющийся элемент метрической композиции стихотворения (Жирм.)
Александрийский стих - французский силлабический 12-сложник с цезурой после 6-го слога; 6-ст. ямб с цезурой после 3-й стопы.
Сицилианская октава – восьмистишие с перекрестной рифмовкой.
Октава – АБАБАБВВ, 5-стопный ямб. «Домик в Коломне» (элегический характер).
Спенсерова строфа – АБАББВБВВ
Одическая строфа – десятистишие АБАБВВГДДГ
Онегинская строфа, созданная Пушкиным для своего романа в стихах, – одна из самых длинных в русской поэтической практике: 14 стихов из 4 субстроф с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Таким образом, здесь следуют друг за другом четверостишия всех трех возможных рифмовок – перекрестной, парной и охватной, а затем заключительное двустишие. Размер – 4-стопный ямб. Онегинская строфа часто рассматривается как твердая форма, чему способствуют синтаксические связи (строчные переносы), смысловая законченность. Двустишие подводит итог.
Терцина – разновидность цепной рифмовки. АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ. «Божественная комедия» Данте.
Твердые формы:
Канцона – (с итал. песня) лирический жанр трубадуров. Состоит из 5-7 строф, длинные строки чередуются с короткими. АБВ+БАВ+ВГДдГдЕЕ. В конце стихотворения следует заключительная полустрофа, так называемая «посылка», вывод или обращение.
Баллада - твердая форма средневековой французской поэзии: три строфы на одни и те же сквозные рифмы и полустрофа-посылка. Размер может быть как восьмисложный (как правило, 4-стопный ямб; АБАБ+БВБВ), так и десятисложный (5-стопный ямб; АБАББ+ВВГВГ). Последняя строка во всех строфах повторяется как рефрен. Брюсов – раздел в книге стихов.
Секстина - твердая форма, разработанная провансальскими и потом итальянскими поэтами XII—XIII вв.: шесть строф по шесть строк с добавочной полустрофой в конце; строки во всех строфах кончаются на одни и те же шесть слов в разной последовательности. И. Северянином была изобретена подобная форма – квинтина (5 строфа из 5 строк с тавтологическими рифмами). Бальмонт – книга секстин.
Триолет - это восьмистишие с рифмовкой АБ+АА+АБАБ (курсивом выделены повторяющиеся строки-рефрены); знаком «+» отмечены границы первоначального припева и двух строф, в «правильном» триолете на этих местах непременно должны были стоять точки. Сологуб написал целую книгу триолетов. Возникновение формы связано с хороводными песнями романских народов.
Рондель - тринадцати- или четырнадцатистишие из трех строф с рифмовкой АББА+АБАБ+АББАА(Б). И.Северянин
Рондо – возникло как вариация ронделя. В классическом рондо 15 строк с рифмовкой ААББА+АББх+ААББх.
СОНЕТЫ.
Французского типа - четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 4 или 5 сквозных рифм. Он возник, вероятно, как упрощенная форма канцоны. Варианты рифмовок были разные (в зависимости от сочетаний), контаминированным видом рифмовки является АББА+АББА+ВВГ+ДДГ.
Английского типа - АБАБ+ВГВГ+ДЕДЕ+ЖЖ.
Итальянского типа –
Перевернутый – вначале следовали терцеты, а за ними – катрены.
Венок сонетов – соединение 14 сонетов, последняя строка каждого повторяется в начале следующего, из этих строк складывается последний сонет – магистрал.
ФУНКЦИЯ твердых форм: расцвет в серебряном веке, связано с тяготению к циклизации, рефренности, которые создавали эти формы. Каждая строка осмысляется на новый лад.
5.Дольник. Тонический стих. Верлибр.
Тонический стих – стих, определяющийся количеством ударений в строке. Число слогов между ударениями является переменной величиной.
Специфика дольника заключается в том, что стих распадается не на стопы, а на неравные по количеству слогов доли, объединяемые одним ударением. Одним из первых размеров появился 3-иктный дольник (Блок «Стихи о Прекрасной Даме», «Поэма без героя» Ахматова), основанный на трехсложных размерах. Вслед за ним появляется 4-иктный (Маяковский «Люблю», «Про это»), 2-иктный не получает особого распространения.
Акцентный стих (Томашевский; чистотонический стих) – стих со свободными междуиктовыми интервалами, отсутствует предсказуемость ударений, именно поэтому усиливается значение рифмы. Различаются 3-ударник, 4-ударник, 2-ударник. Характерен для трагической тематики, создает ощущение надрыва, некоторой болезненности. Широко использовался футуристами.
Тактовик (Квятковский) – расшатанный дольник, переходная форма стиха от силлаботоники к чистой тонике (между акцентным стихом и дольником); определяется по объему междуиктовых интервалов. Как правило, этот интервал составляет от одного до трех слогов (как правило).
3-иктный, 2-иктный. Различное количество иктов в строке, интонационно он ближе к акцентному стиху.
Крата – мера метрического стиха, наряду с тактометрическим периодом.
Верлибр (свободный стих) – стиховая структура, не имеющая постоянной системы повтора; стих с «ритмическим минимумом» без рифмы, неравносложный и неравноударный (отличия от прозы: эмоциональное творение, особое поэтическое настроение, выравненное количество ударений и слогов в строке, ритмико-синтаксический параллелизм – организующее начало).
«Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная…»
Белый стих – стих без рифмы, но с ритмом.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2450;