Детали быта шумеров с глиняных табличек
Шумеры на боевой колеснице
Шумеры развешивают хлеб
Шумеры разливают вино
Вавилон
Около 1894 года до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла. Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы этого государства, был Хаммурапи (1792 – 1750 годы до н. э.), шестой царь из первой аморитской вавилонской династии.
При Хаммурапи осваивались целинные земли, активно создавались оросительные системы в пределах всей страны. Остатки построенных в те времена каналов и в наше время можно различить с высоты полета самолета. В строительстве, очистке и эксплуатации каналов участвовали как свободные граждане, так и рабы, за этим наблюдали работники специальной службы. Уклонение от участия в строительстве оросительных систем каралось смертной казнью, за нерадивое отношение к сооружениям на оросительной сети члена общины могли даже отдать в рабство.
Из дошедших до нас документов видно, что Хаммурапи строго следил за состоянием каналов, требовал вовремя их чистить и сооружать новые, зачастую сам осуществлял оперативное руководство строительством, эксплуатацией и очисткой каналов. Причем, каналы служили не только для подачи воды на орошение, но и для судоходства. Имеется запись об указаниях, направленных царем Хаммурапи одному из местных правителей: «Канал построен неправильно, и суда не могут дойти до Эреха, а канал у берегов Друру нуждается в ремонте». Царь приказал выполнить необходимые работы в течение трех дней.
В те времена был построен очень крупный канал, который назывался «река Хаммурапи», его называли «богатство народа», которое принесет «изобилие воды Шумеру и Аккаду».
Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе. В верхней части столба изображен Хаммурапи, стоящий перед Шамашем – богом Солнца, Правды и Справедливости. Бог вручает царю жезл и обруч – символы верховной судебной власти царя. Сохранилось также большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.
Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.
Часть законов посвящена работе оросительных каналов. Среди них есть, например, такие:
(§ 53) Если кто-нибудь поленится укрепить свою плотину и вследствие того, что плотина была не укреплена им, в ней произойдет прорыв и водою будет затоплен полевой участок, то тот, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить уничтоженный им хлеб.
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 56) Если человек открыл воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.
Тщательно прописанные законы имели целью практиковать разумное водопользование, взаимную ответственность за сохранение посевов, предотвратить небрежность, которая могла привести к потере урожая.
В начале II тысячелетия до н. э. в Вавилоне под рекой Евфрат был построен подводный туннель длиной 900 м с поперечным сечением 4×3,5 м. Туннель проходил в мягких грунтах и был построен открытым способом насухо, из кирпича, уложенного с применением асфальта. На период строительства Евфрат был пущен по другому временному руслу.
Недалеко от Вавилона, вблизи города Сиппара было создано громадное водохранилище, каналы из которого расходились на сотни километров. Некоторые из каналов использовались для судоходства.
В 1300 годы до н. э. крупным религиозным и культурным центром Месопотамии становится город Ниппур. Археологи нашли в окрестностях Ниппура множество глиняных табличек с картами местности. На табличках видны каналы, оросительные системы, канавы для стока воды, участки для выращивания камыша. В Месопотамии лесов не было, и камыш использовался в строительстве, укреплении откосов дамб, изготовлении мебели, отоплении.
В конце VI века до н. э. Вавилон был самым крупным городом на Древнем Востоке, его население составляло около 200 тысяч человек. Древнегреческий историк Геродот (490 – 425 годы до н. э.), названный «отцом истории», называл Вавилон «самым красивым из городов». Город имел в плане почти прямоугольную форму с длиной периметра более 8 км. Город был обнесен двумя или тремя стенами из сырых и обожженных кирпичей, на расстоянии 20 м от внешней стены был вырыт глубокий ров, заполненный водой.
На крышах одного из дворцов Вавилона, на специально созданных платформах были расположены в виде террас сады (или парки). Орошение их происходило с помощью водоподъемников. Эти сады называют «висячими садами», одним из чудес света.
Сады вавилонский царь Навухудоносор II (605 – 562 годы до н. э.) построил для своей жены, которая была родом с гор, ступенчатые парки напоминали царице родные пейзажи. Как считают историки, сады ошибочно называют садами Семирамиды. Царица Семирамида правила в Ассирии в IX веке до н. э. Возможно, такие сады были и в Вавилоне, и в Ассирии.
Висячие сады Вавилона
Так висячие сады представляли себе художники
Они были созданы во дворе Южного дворца, которые расширил и возобновил Навуходоносор II. На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические варианты садов Семирамиды. Согласно этим данным, сады (точнее сад) представляли собой ряд возвышающихся террас – отсюда, вероятно, и множественное число «садов», принятое в древних описаниях. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен, а своей южной частью выходил к дворцовым покоям. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас (по некоторым исследованиям, число террас было больше) Нижняя размером 45×40 м имела высоту 8 м, вторая – 40×30×13 м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской стены. Слой земли на первых двух террасах составлял 2 м, на следующих – 1 м. На нижних террасах росли деревья, на верхних – кустарники и цветы.
Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем – слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и долину Евфрата.
Судоходный канал между Тигром и Евфратом упоминался греками в IV веке до н. э.
Сложная и эффективная система оросительных и осушительных каналов при царе Навуходоносоре II была доведена до такого совершенства, какого никогда больше не знала. Геродот, посетивший Вавилонию сто лет спустя, писал: «Земля же ассирийцев орошается дождем мало, и его достаточно только для питания корней хлебов. Вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошений из реки. Впрочем, эта река (Евфрат) не разливается по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов. Ведь вся Вавилонская страна так же, как и Египет, изрезана каналами».
То есть при Навуходоносоре и Геродоте Евфрат больше не разливался, как разливался ранее и разливается в настоящее время. Вавилонские инженеры в VI века до н. э. обуздали эту капризную реку и полностью подчинили ее власти человека.
Прежде всего, они отрегулировали русло Евфрата, укрепили его дамбами, где спрямили, где сделали извилистым. Река уже не могла менять ложе по своей прихоти. Затем были восстановлены старые и вырыты новые магистральные каналы, с помощью которых часть паводковых вод Евфрата сбрасывалась в Тигр. Таким путем регулировался расход воды в обеих реках. Наконец, в 60-х годах VI века до н. э. было закончено строительство канала Паллукат, и стране перестали угрожать ежегодные разливы Евфрата. Канал Паллукат отходил вправо от Евфрата в том месте, где река вступает на Вавилонскую низменность. Греко-римский историк Арриан (около 95 – 175 годы), основываясь на рассказах сподвижников Александра Македонского, так описывал роль этого канала в ирригационном режиме страны:
«Она (река Паллакопа, т. е. Паллукат) отстоит от Вавилона стадий на 800 (около 150 км) и представляет собой канал, отведенный от Евфрата, а не настоящую реку, берущую начало от источников. Евфрат, вытекая из гор Армении, зимней порой течет в берегах, потому что воды в нем немного. С наступлением же весны и особенно около летнего солнцеворота он становится полноводным и выходит из берегов, затопляя Ассирию. В это время на горах Армении тают снега, вода в реке сильно прибывает, поднимается вровень с берегами, выходит из них, и страна была бы затоплена, если бы воду не отвели по Паллакопе в болота и озера, которые, начинаясь от Паллакопы, идут до границ Аравии, растекаются большей частью по заболоченному пространству и оттуда вливаются в море множеством незаметных устьев. После таяния снегов, около захода Плеяд, Евфрат мелеет, но, тем не менее, значительная часть его вод уходит по Паллакопе в озера. Если бы на Паллакопе не было плотин, которые заставляют воду повернуть и уйти в свои берега, то весь Евфрат ушел бы в Паллакопу, и Ассирия осталась бы без его вод».
Магистральные каналы и канал Паллукат позволили также оросить крупные массивы земель, которые лежали за пределами речных пойм и страдали от недостатка влаги. От магистральных каналов в разные стороны отходили распределительные каналы и арыки. Греческий писатель Ксенофонт, побывавший в Северной Вавилонии в 401 году до н. э., замечает, что там постоянно «встречались рвы и каналы, наполненные водой, через которые нельзя было перейти без мостов», что «от каналов по всей стране прорыты рвы, сперва большие, а дальше меньших размеров; под конец идут маленькие канавы, которые можно видеть в Элладе на полях, засеянных просом».
Канал в Басре
В арыки вода из реки и магистральных каналов либо поступала самотеком, либо подавалась с помощью водочерпалок – шадуфов, которые и поныне можно видеть на полях Ирака.
В ознаменование своих заслуг в создании оросительных систем царь Навуходоносор II присвоил себе титул «наводнитель полей».
Ирригация играла исключительно важную роль в жизни Вавилонии. От нее зависело состояние земледелия, решающей отрасли экономики страны. Созданная в глубокой древности, ирригационная система непрерывно поддерживалась, расширялась и совершенствовалась. Ирригационные работы велись постоянно и требовали громадных затрат труда всего населения.
Магистральные каналы сооружались государством. Их строительство и ремонт часто упоминаются в надписях царей Набопаласара, Навуходоносора II, Нергал-шарру-уцура и Набонида. Вот, например, рассказ царя Набопаласара о работах по регулированию русла Евфрата у города Сиппара:
«Евфрат удалился от Сиппара, высокого священного города, любимого богом Шамашем и богиней Айей, и для омовений их владычеств вода была далека, чтобы черпать ее. Я, Набу-аплу-уцур, смиренный, кроткий, чтущий богов, прорыл Евфрат к Сиппару и доставил в изобилии чистые воды для бога Шамаша, моего господина. Берег этой реки я укрепил асфальтом и обожженным кирпичом и построил набережную благополучия для бога Шамаша, моего господина».
Государство в лице царской власти привлекало к ирригационным работам население всей страны. Местные распределительные каналы сооружались отдельными городскими общинами. Работами ведали храмы, которые привлекали к ним местное население. Действовал принцип поголовного участия всех граждан, включая самого царя, в строительных, прежде всего ирригационных, общественных работах. Однако вместо личного отбывания трудовой повинности гражданин мог выставить либо своего раба, либо наемного работника. Наконец, он мог просто откупиться от повинности деньгами или натурой.
Арыки, орошавшие частные земли, были собственностью землевладельцев, которые брали воду из царских и храмовых каналов и платили за это ежегодный взнос в виде доли урожая или деньгами. В арендных контрактах, как правило, имелся пункт, обязывавший арендатора следить за состоянием арыка и своевременно производить полив. Для земельных участков, будь то значительное имение или карликовый надел, характерна своеобразная конфигурация: они были очень узкими и длинными полосами земли, вытянувшимися вдоль арыков. В документах встречаются, например, участки таких размеров: площадью 8,25 га, длиной свыше 2000 м и шириной от 37 до 43 м; площадью 2660 кв. м, длиной 250 м и шириной 11 м; площадью 1294,4 кв. м, длиной 110 м и шириной от 11 до 13 м.
Очень часто арык орошал земли нескольких владельцев, но являлся собственностью одного из них, обычно того, кто владел головным сооружением и водочерпалкой. Тогда прочие землевладельцы платили собственнику арыка плату. Бывало и так, что арык имел нескольких владельцев, между которыми из-за него происходили раздоры.
Некоторые историки считают, что упадок и развал Вавилонского царства произошел в первую очередь из-за заброшенности систем искусственного орошения полей.
Ассирия
Государство Ассирия образовалось вокруг города Ашур к концу II тысячелетия до н. э. и достигло наивысшего могущества в VIII – VII веках до н. э. На протяжении своей истории Ассирия переживала и периоды подъема и могущества, становясь сильнейшей державой в регионе, и периоды упадка.
В периоды расцвета в Ассирии уделялось много внимания строительству оросительных систем и их эксплуатации, как на старых землях, так и на вновь завоеванных, где также строились оросительные каналы. В перечень главных повинностей населения Ассирии, помимо воинской и строительной, входила и обязанность по созданию оросительных систем.
Во время военных походов ассирийцы применяли ряд инженерных приемов, связанных с гидротехникой: перекрывали реки плотинами, отводили русла от крепостей противника или наоборот, разрушали плотины, из-за чего осажденный город мог быть затоплен или оставлен без воды.
В годы правления царя Синнахериба (уточненная транскрипция: Син-аххе-эриба, «Син приумножил братьев») (705 – 681 годы до н. э.) проводились большие гидротехнические работы. Синнахериб был одним из первых, кто осуществил переброску стока из бассейна нескольких рек в другую реку. Своей столицей Синаххериб сделал Ниневию на берегах Тигра, отстроив ее с величайшей пышностью. Однако воды реки Тигр содержат большое количество наносов и для питья они не пригодны. Синнахериб решил задачу подачи чистой воды для города в три этапа.
Сначала была построена плотина на реке Хорс вблизи города Кисири (703 год до н. э.) и канал длиной 16 км, по которому вода подавалась в столицу. Этот же канал использовался для орошения садов на равнине к западу от Ниневии.
Через девять лет, в 694 году до н. э. была устроена сложная система, по которой воды из восемнадцати рек были переброшены в Хорс, а из него – в столицу. В процессе этих работ были построены две плотины из каменных блоков.
На третьем этапе в 690 году до н. э. на реке Атруш-Гомел у Бавиана была построена плотина, перед которой образовалось водохранилище. От водохранилища до реки Хорс за 15 месяцев был построен канал длиной 56 км, названный каналом Синнахериба. Он был проложен вдоль гор, дно и откосы канала выкладывались плитами из известняка. Долины и ущелья пересекали арочные акведуки. Несколько секций великолепно построенного акведука были обнаружены в Джерване. Джерванский акведук был шириной 12 м и длиной до 300 м. Боковые стенки акведука имели толщину 2,4 м, высоту 1,5 м, днище акведука состояло из трех слоев известняковых плит. На акведуке высечена надпись: «Через глубокие овраги я заставил перешагнуть мост из белых каменных плит, и воды я заставил пройти по нему».
В Ереване раскопан древний акведук, который, как это явствует из найденной при раскопках надписи, составлял часть огромных работ Синнахериба, предпринятых им для обеспечения водой Ниневии. В этой надписи царь перечисляет реки, которые он отвел к столице, и упоминает о постройке каменного моста через канал. Акведук, тщательно вымощенный каменными плитами, был снабжен высоким парапетом. Он шел через Ерван до Бавиана, собирая там воду со всего района. Надпись упоминает не менее 18 каналов, посредством которых вода изливалась в реку Коэр, текущую через Ниневию.
Упоминания о висячих садах в Ассирии относятся к городу Куюнжик. Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII веке до н. э. близ города Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.
Искусство строителей древнего Вавилона и Ассирии было столь замечательно, что сложились легенды, будто земной рай – «Эдемский сад» находился в междуречье Тигра и Евфрата.
Китайская цивилизация
Китай – одна из четырех стран мира, где прежде всего зародилась блестящая цивилизация. Как показали археологические раскопки, пиктографические письмена первобытного общества в Китае относятся к периоду, отстоящему от нас на VII тысяч лет. Очагом древнекитайской цивилизации был бассейн Хуанхэ, а также, бассейн Янцзы. В бассейне Янцзы были обнаружены первобытные сельскохозяйственные орудия и зерна риса, насчитывающие VII тысяч лет.
Примерно в V-ом тысячелетии до н. э. в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы существовала уже достаточно развитая цивилизация. А в середине III-го тысячелетия до н. э. Китай уже был высоко цивилизованным государством.
Люди селились на берегах рек или вблизи них, и это было опасно, потому что реки разливались и много раз происходили невероятно сильные наводнения. Даже древнее китайское слово «несчастье» представляется в виде иероглифа «наводнение». Наводнения приносили огромные ущербы и стоили человеческих жизней. Поэтому издревле для защиты от наводнений в Китае строились дамбы и плотины.
Значительные работы по гидротехническому обустройству страны были проведены в период правления в Китае легендарного императора Яо (кит. – Высоченный).
По преданиям, сочетавший в своём образе божественные и человеческие черты, он занял престол в 20-летнем возрасте и правил 100 лет (по китайской традиции 2356 – 2256 годы до н. э.). Одной из основных заслуг Яо перед человечеством было то, что строительством многочисленных дамб и каналов он сумел остановить и утихомирить мировой потоп, возникший вследствие разлива реки Хуанхэ и грозивший уничтожить на Земле всё живое.
На китайской гравюре изображен процесс ремонта и усиления дамбы
Император Яо | Император Шунь |
К другим заслугам Яо относится изобретение им календаря сельскохозяйственных работ, цикл которого ему подсказало чудесное «календарное растение», росшее у Яо. Первые 15 дней на его ветвях вырастало по одному листу, а затем следующие 15 дней так же по одному листу облетало. Также Яо, совместно с Небесным стрелком И, усмирил взбунтовавшихся духов ветров.
В китайской традиции Яо известен как воплощение личной скромности, заботы о подданных и жертвенности. Конфуций считал его, наряду с легендарными императорами Шунем и Юем, воплощением «совершенного человека». Яо одевался очень просто, жил в простой хижине, крытой камышом и питался отваром из диких трав и неочищенного риса. Во время своего правления Яо пришлось вести длительные и кровопролитные войны с племенами мяо, постоянно нападавшими на Китай.
Из этого же времени к нам пришла легенда, а скорее быль, об инженере-гидростроителе – великом Юе. В XXIII веке до н. э. в Китае правил император Шунь. При нем произошло гигантское наводнение.
Шунь заявил, что передаст правление страной тому, кто сумеет отразить наводнение и сумеет спасти людей. Таким человеком стал инженер по имени Юй. Юй предложил проекты регулирования рек. Им впервые в мире были разработаны методы очистки и углубления русла рек, прокладки каналов. Его проекты предусматривали строительство на каналах специальных сооружений, позволяющих управлять их водным режимом: скоростями течения и глубинами воды. Он провел углубление и расчистку рек. На осуществление проекта ушло всего 8 лет. Таким образом он стал правителем Китая. Помимо борьбы с наводнениями он занялся и осушением больших территорий.
Документальные свидетельства о работах Юя содержатся в древнейшем памятнике китайской культуры – «Пять книг». В третьей книге «Шу кинг», содержащей документы за период с 2357 до 720 годов до н. э., содержится «Ю–кунг» – древнейший географический атлас Китая. Атлас содержит описание девяти провинций, на которые был разделен Китай, и которые посетил Юй для составления проектов противопаводковой защиты городов, полей и строительства дорог. Описаны границы провинций и округов, перечислены реки, озера, болота, указано качество грунта на полях, виды растений и т. п. Летописи сообщают, что китайские императоры из поколение в поколение, из рода в род передавали девять бронзовых урн, сделанных при Юе.
Император Юй Великий |
На них были выгравированы карты китайских провинций с указанием местоположения рек и горных хребтов. Юй стал известен во всем государстве, а после смерти императора Яо был избран императором. Постепенно память о Юе превратилась в культ: по берегам рек и каналов ставили многочисленные храмы, посвященные великому Юю – Патрону гидростроительства. В императорском дворце Кугун в столице Китая г. Пекине среди восковых фигур великих деятелей Китая есть фигура Юя.
Юй, усмиритель потопа
Император Юй | |
Император Юй |
В конце второго и начале первого тысячелетия до н. э. климат в Северном Китае становится значительно холоднее и суше. Для расширения пашни вместо дренажных работ по осушке болот стало требоваться искусственное орошение.
В середине I тысячелетия до н. э. происходило преобразование ландшафта Северного Китая, изменились его природные условия. Огромные лесные массивы в бассейне реки Хуанхэ были выкорчеваны, обширные заболоченные пространства осушены, большие земельные площади обработаны, частично орошены. Расширение пашен сопровождалось снижением влажности и охлаждением климата в Северном Китае. Животные жаркого пояса, такие, например, как слон и носорог, исчезают из бассейна Хуанхэ; уже в VII веке до н. э. они встречались крайне редко, в то время как во II – начале I тысячелетия до н. э. водились здесь в изобилии.
С изменением климатических и физико-географических условий ирригация приобрела все большее значение, становясь важнейшим условием развития земледелия. Северные и северо-западные районы периодически страдали от засухи, которая иногда длилась по нескольку лет. Вместе с тем губительные наводнения постоянно угрожали плодородным землям Великой равнины в бассейнах рек Хуанхэ и Хуайхэ. Засухи и наводнения поражали также и царства бассейна Янцзы.
В IX – VIII веках до н. э. при правлении западной династии Чжоу в Китае была создана книга «Чжоули». В ней описаны все крупные реки и водохранилища Китая и даны рекомендации по строительству дамб, каналов, плотин и регулирующих устройств.
Если на протяжении предшествующих двух веков летопись «Чунь цю» зафиксировала ирригационное строительство лишь в Лу, то начиная с V века до н. э. в ряде царств развернулись крупные дренажные и оросительные работы в масштабе очень обширных регионов. Так, в 486 году до н. э. было завершено многолетнее сооружение глубокого канала, соединившего реку Янцзы с рекой Хуай, а затем этот водный путь продолжили до рек Южного Шаньдуна. В конце V века до н. э. царство Вэй (на территории Великой равнины – его необходимо отличать от царства Вэй, создавшегося после раздела царства Цзинь) провело важный осушительный канал на рубеже современных провинций Хэнань и Хэбэй, а в течение IV века до н. э. предприняло сооружение ряда каналов и дамб, в частности в районе современного города Кайфына.
В середине III века до н. э. (246 год до н. э.) магистральный канал Чжэнго, идущий параллельно реке Вэй, был проложен в царстве Цинь. Он превратил бассейн реки Вэй в богатейшую житницу. Оросительная система Вейбей является самой старой из упомянутых в китайских источниках. В её состав входила плотина высотой 30 м и длиной 300 м, магистральный канал длиной 173 км и много боковых каналов. Около 211 года до н. э. в верхнем течении реки Миньцзян (в Сычуани) была сооружена плотина и создана другая крупная ирригационная система, защитившая от наводнений и оросившая плодородную равнину Чэнду. Система имела разветвленную сеть распределительных каналов и орошала площадь до 200 тысяч га.
Кроме проведения сети каналов предпринимались и другие гидротехнические работы. Создавались обширные водохранилища. Вдоль берегов многих рек, опасных в половодье, были сооружены защитные дамбы. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. Плотины и запруды меняли течение рек.
Однако строительство гидротехнических сооружений в различных царствах никак не согласовывалось между собой. Например, постройка береговых дамб для предохранения полей от наводнений в царстве Ци приводила к страшным разливам в царстве Вэй, расположенном выше по течению Хуанхэ. К тому же эта капризная и грозная река часто меняла русло.
Одна из самых страшных в истории Китая катастроф произошла в 602 году до н. э., когда Хуанхэ на огромном протяжении (от Кайфына до Тяньцзиня) резко изменила течение, избрав новое русло много южнее и отступив на десятки и сотни километров от своего прежнего пути. Кроме того, в условиях постоянных войн ограждающие дамбы часто намеренно разрушались для затопления территории противника. Так, в 226 году до н. э. циньские войска затопили город Даляп, разрушив дамбу около города Кайфына.
В тех царствах, где была введена в строй система регулирования речного течения и созданы крупные ирригационно-мелиоративные сооружения, отмечен быстрый и значительный подъем сельского хозяйства.
Построенные каналы нуждались в постоянном обслуживании и ремонте. Для укрепления берегов каналов зачастую использовались вязанки стеблей гаоляна (однолетнего злакового растения), закрепленные бамбуковой веревкой.
Замечательный комплекс Дуцзянъянь был построен в провинции Сычуань. Дуцзянъянь – древняя ирригационная система, созданная в 256 году до н. э. (Период Сражающихся царств) в китайской провинции Сычуань близ Чэнду под руководством чиновника по имени Ли Бин. Дуцзянъянь находится у подножия гор Юйлэй, расположенных в западной части уезда Гуаньсянь провинции Сычуань, и являющихся высшей точкой на северо-западе равнины Чэнду. Многочисленные притоки сливаются в реку Миньцзян в бассейне ее верхнего течения. Из-за отгорожения реки Миньцзян возникла проблема с ирригацией полей восточной части равнины, что ограничивало развитие местного сельского хозяйства.
В эпоху Борющихся Царств Ли Бин – наместник города Чэнду в округе Шу – заботясь о народе, совершил поездки по берегам Миньцзяна, исследовал рельеф горного района и гидрографию реки.
Примерно в 250 году до н. э. он организовал население царства Шу на работы по созданию туннеля и постройке водораздельной дамбы в стремительных водах Миньцзяна, рытью каналов на равнине и отведению воды для ирригации полей. Таким образом, неблагоприятные природные условия были использованы в интересах населения, а равнина Чэнду превратилась в настоящую сельскохозяйственную житницу.
Комплекс сооружений Дуцзянъянь
Крупный комплекс ирригационных сооружений Дуцзянъянь считается оригинальным научным объектом и свидетельствует о прорыве в ирригационном строительстве древнего Китая, в ходе которого был предпринят способ отведения воды без помощи дамбы. Сооружения расположены на узловом участке равнины. В своей основной части комплекс образован тремя сооружениями: водораздельной дамбой Фэньшуйюйцзюй («Пасть рыбы»), противопаводковым каналом Фэйшаянь («Летучие пески»), водоотводным сооружением Бао Пинкоу («Горлышко волшебной бутылки»). Эти сооружения, будучи тесно связанными друг с другом, взаимодействуют в едином комплексе, ограничивая и регулируя друг друга, вместе составляют тщательно спланированный и рационально размещенный гидротехнический объект, одновременно выполняющий ирригационные, противопаводковые и транспортные функции.
Комплекс сооружений Дуцзянъянь – блестящая жемчужина ирригационного строительства древнего Китая. Несмотря на свой почтенный возраст – более 2200 лет – комплекс до настоящего времени служит людям и орошает около 5300 км² пахотных земель. Система Дуцзянъянь послужила прототипом других оросительных систем.
К III веку до н. э. относится и сооружение еще двух крупных оросительных систем – Циньшуй и Ханьшуй в провинции Ганьсу. Все три системы находились на территории царства Цинь. Благодаря этим оросительным системам урожайность в сельском хозяйстве повысилась в 2 – 3 раза, что послужило одной из причин стремительного роста экономического могущества государства Цинь.
Роль водохозяйственной деятельности в древнем Китае была настолько велика, что китайцы делили своих императоров на «хороших» и «плохих» в зависимости от того, поддерживали они гидротехнические состояния в рабочем состоянии или позволяли им разрушаться.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 519;