Акцентирование – подчёркивание какой-либо детали (шарж, карикатура).


Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородном и воплощение их в конкретном образе. (профессиональный образ)

Схематизация – сглаживание различий, проработка основных сходных черт, (схематический рисунок).

Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей (карлик Нос, Гулливер)

Агглютинация – склеивание различных, несоединимых в повседневной жизни частей. (Кентавр)

Сущность воображения заключается в способности под­мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.

Деятельность

Под деятельностьюпонимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Герой рома­на И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда не знаешь, для чего живёшь, так живёшь как-нибудь, день за днём; радуешься, что день прошёл, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра».

Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности- источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Что такое потреб­ность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потреб­ность) побуждает его к поиску предмета её удовлетворе­ния, к совершению деятельности. Сама деятельность со­стоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Потребности человека разнообразны. Выделяют потреб­ности естественные (природные) и социальные.

Естественные потребностиявляются врождёнными, но к моменту рождения они ещё окончательно не сформи­рованы и развиваются в течение всей жизни.

Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных от­носятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потреб­ность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические по­требности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.

Не всегда человек даёт себе отчёт в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосоз­нанных потребностях.

Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обще­стве. Важной нравственной потребностью является потреб­ность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.

Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материаль­ной (материальные потребности), так и духовной (духов­ные потребности). По­этому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родите­лей, так и общества в целом.

Таким образом, потребность, или переживаемая челове­ком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета её удовлетворения. Этот предмет потребно­сти есть действительный мотив деятельности человека.

Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определённой деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности. На основе од­ной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же дея­тельность может вызываться различными мотивами, отве­чать различным потребностям. Мотивы деятельности че­ловека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жиз­ни и поэтому чрезвычайно многообразны.

Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.

Движение- это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародыше­вой. Различают движения непроизвольные и произвольные, врождённые и приобретённые. Непроизвольные движе­ния - моргание, сосание, крик - врождённые. Большин­ство движений являются приобретёнными, они приоб­ретаются человеком в жизненном опыте.

Действия- более сложная часть деятельности.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определённый объект (предмет). Действия всегда социальны. Любые действия че­ловека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мыс­ленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выпол­нения упражнений, устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учении широко пред­ставлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действия предметные (едим ложкой, пи­шем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).

Отдельные движения и даже действия ещё не составля­ют целостной деятельности.

Деятельность - это совокупность действий, объединённых единой целью. Сущность деятельности как раз и со­стоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. На­пример, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает кни­гу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к эк­замену, а чтение в этом случае - действие, которое вклю­чено в деятельность.

Следует отметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большое значение имеют даль­ние цели, которые дают определённое направление дея­тельности, показывают перспективу её развития.

Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, её осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Знанияо той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы че­ловеку. Но знания не существуют ради знания. Они тес­нейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но ещё не владеть навыками выполнения этого дела. Умения и навыки связаны между собой. Для формирова­ния умения важно понимать, что требуется, и знать спо­соб действия.

В одних случаях умения могут предшествовать форми­рованию навыков, в других - являются результатом даль­нейшего развития деятельности. Например, нередко уче­ник, имеющий навык чтения, не умеет ещё выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретённого навыка чтения. Причём умение может появиться и без большого числа повторений. Уме­ния основаны на знаниях и навыках.

Умение- это успешный способ выполнения деятельно­сти в новых условиях, сознательное применение имею­щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Умение образуется только в деятельности. Для того что­бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре­нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки- это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необ­ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определённые навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч­ших результатов с минимальными затратами энергии. Навык - это способ выполнения действий. Автоматизи­рованный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятель­ности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный спе­циалист лучше работает и меньше устаёт, чем начинаю­щий работник.

К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: при­стально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его созна­ния, сами делают все, что надо»1.

Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность.

Человек в деятельности выступает как личность, дви­жимая определёнными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно моти­вы станут для человека ведущими. Именно они определя­ют направленность личности человека. Формирование по­требностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания.

В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притяза­ний личности иуровень достижений.

Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятель­ности или создании её продукта, 2) общественное при­знание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружаю­щие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек.

Самооценка и оценка со стороны окружающих оказы­вает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оцен­ка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определённую сторону, повышая или понижая её уро­вень, она в значительной степени формирует и самооцен­ку. Каковы же психологические условия позитивного оце­нивания деятельности своей и другого человека?

Самооценка человека в решающей степени складыва­ется на основании успеха или неуспеха в значимой для деятельности и формирует тот или иной уровень при­тязаний личности на достижения в этой области. Реализо­ванный в деятельности уровень притязания личности ук­репляет её самоуважение, нереализованный - разрушает или не даёт возможности вообще сформироваться.

Американский психолог У. Джеймс вывел формулу са­мооценки, которую обозначал термином «самоуважение»: «Наше довольство собой в жизни, - писал он, - обуслов­лено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действи­тельных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действи­тельный успех, а знаменатель - наши притязания:

При увеличении числителя или уменьшении знамена­теля дробь будет возрастать».

Таким образом, уровень самоуважения порождается двумя противоположными тенденциями: тенденцией под­держивать свою самооценку, свой успех в деятельности на как можно более высоком уровне; тенденцией снижать свои притязания, чтобы не потерпеть неудачи и тем самым не нанести ущерба привычной самооценке. Умение «прими­рить» эти тенденции и в ходе конкретной деятельности реалистически отнестись к себе, к своим достижениям -одно из важных условий эффективности деятельности и развития личности. От уровня достижений в деятельности зависит уровень притязаний личности. Поэтому так важ­но, чтобы уровень достижений соответствовал реальному вкладу труда и творчества человека в деятельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. В противном слу­чае притязания будут формироваться как бы на «пустом месте», что может привести человека к разочарованию не только в деятельности, но и в себе самом, к нервному срыву и т.д. «Если ты что-нибудь делаешь, - говорил Л.Н. Толстой, -делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай».

Воля

Волевое действиеосуществляется по собственному ре­шению человека, оно является осознанным и намерен­ным. Это собственное решение человек принимает на ос­нове внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определённая мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и при­лагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо­тивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произволь­ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препят­ствий и трудностей при достижении цели требует так на­зываемого волевого усилия - особого состояния нервно-пси­хического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных послед­ствий своей деятельности.

Однако воля проявляется не только в умении достиг­нуть цели, но ив умении воздержаться от чего-либо. «Боль­шая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только уме­ние чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно»2.

Итак, воля - это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отноше­нию к себе и направлена на достижение целей и преодо­ление трудностей.

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определённой деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведёт к удов­летворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учёта возможных по­следствий. Импульсивными являются протягивание руки ребёнка к игрушке или удар, нанесённый в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет­ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ­ственных заданий и пр.

Волевое действие имеет следующие ступени (или струк­туру).

Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответство­вать или не соответствовать цели. Происходит так называ­емая «борьба» мотивов.

Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти ку­паться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьёзного усилия воли. Определение цели за­канчивается принятием решения - действовать так, а не иначе и действие реализуется.

Следующей ступенью волевого действия является мыс­ленное планирование - как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьёзная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в об­ществе нормами поведения. Недопустимо исходить из прин­ципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Последней ступенью в волевом действии является ис­полнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешни­ми трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь.

Мы уже говорили, что иногда достижение цели не пред­ставляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - вне­шние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассив­ность человека, плохое настроение, привычка действо­вать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложно­го самолюбия и т.д.

Воля человека и выражается в том, насколько он спо­собен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, под­чинять свою деятельность определённым задачам, насколь­ко является хозяином самого себя.

Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчи­вости, решительности, не умеют сдерживать себя, подав­лять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незна­чительными трудностями и проблемами.

Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с по­требностями, интересами, способностями, мировоззрени­ем, убеждениями, процессами мышления, чувствами.

Если человек, например, глубоко убеждён в правиль­ности своих действий, то он может приложить максималь­ные усилия воли и преодолеть большие трудности. Люди с сильной волей часто имеют высокие идеалы и глубокие интересы. Например, так вспоминают о замечательном артисте Малого театра А.А. Остужеве: «Как же нужно лю­бить театр и какой силой воли обладать, чтобы в совер­шенстве овладеть профессией актёра, невзирая на физи­ческие недостатки, противопоказанные сценическому ис­кусству... Через десять лет после прихода Остужева в театр в результате тяжёлой болезни он потерял слух. „Выхожу на сцену и не слышу суфлёра, - говорил он, - точно нахо­жусь в беззвучной пустыне... Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мыс­ли, что вдруг забудешь какое-нибудь слово - забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь!"... Остужев победил свой недуг... Нет, он не излечился, но все же долгие годы оставался на сцене дорогого его сердцу Малого театра, затрачивая на подготовку ролей втрое боль­ше энергии и сил, чем товарищи по искусству. Он выучи­вал полностью не только свои роли, но и роли всех своих партнёров для того, чтобы не пропустить их реплики и вести с ними сценический диалог».

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они мо­гут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные - чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрица­тельные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управ­лять своими чувствами и владеть ими.

Воля тесно связана с характером. Но воля и характер - не одно и то же. Воля непосредственно связана по преиму­ществу с силой характера, его твёрдостью, решительнос­тью, настойчивостью, целеустремлённостью. Мы говорим: «Человек с сильным характером».

Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер вклю­чает те свойства и действенные установки личности, её направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - про­является.

От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одарённым, но если у него слабая воля, он не ис­пользует свой талант и ничего в жизни не добьётся. Цен­ность воли зависит, как мы знаем, не только от того, на­сколько сильной она является, но также от того, на что она направлена.

 


[1] Аристотель. Соч. в 4 т. T. 1. с. 371

[2] Из книги Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. с. 9

[3] Аткинсон Р. Введение в психологию. Гл. 1. Природа психологии.

[4] Бихевиоризм - от англ. behavior — поведение



Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 428;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.