Диалектика и метофизика, их историческое место изначение.
Диалектика (от греч. Диалектике) значит искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и способ познания реальности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взор на мир складывался в течение долгого развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов старого Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сейчас можно выделить три её исторические формы — стихийную диалектику старых, идеалистическую диалектику германской классической философии и материалистическую диалектику современности.
Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ способ. Термин «метафизика» (от лат. Та мета та физика — практически «то, что следует после физики) был введен в 1 в. До н. Э. Комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. Д.), В различие от «второй философии» — частно-научного знания.
В современном обществознании ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ главных ЗНАЧЕНИЯ:
1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, большой германский философ XX в. М. Хайдеггер разглядывал её как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Главные её категории — это предельные понятия, «охватывающие» сразу и объект, и субъект познания.
2. Особая философская наука — ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошедшем (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), Так и в реальном, в особенности в современной западной философии.
3. ФИЛОСОФСКИЙ метод ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И деяния, противостоящий диалектическому способу как своему антиподу. Конкретно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.
выступала в разных исторических формах, из которых можно выделить две главных:
1. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (Метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. Д.). Специфика данной формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взора на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех глобальных связей.
2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в различие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это смотрелось бы бредом в эру громадных достижений науки и публичной практики. Изюминка антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках разных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития.
Законы диалектики.
ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, значимая связь явлений, обусловливающая их нужное развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи меж явлениями, повторяющиеся значительные дела.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон — ядро диалектики. И это не случаем, ибо он показывает причину, источник диалектического конфигурации, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во содействии: предполагают друг друга и ведут меж собой борьбу. Конкретно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их конфигураций.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2470;