Основные проблемы межкультурных коммуникаций


Культура является продуктом и в то же время детерминантой систем человеческого социального взаимодействия. Как уже отмечалось, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменения являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. И усвоение традиции, и введение нового возможны для человека только в процессе общения.

С самого своего появления человек существует в коммуникации. Общение — сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния, сопере-

живания и взаимопонимания. В целом это один из важнейших факторов человеческой

деятельности.

С культурологической точки зрения общение обеспечивает внутри- и межэтнические

связи. Посредством общения передается культурная информация, необходимая для

создания пространственной стабильности и культурной интегрированности общества.

Специфическая для данной культуры форма общения служит одновременно для

консолидации внутри общества и отгораживания его от других, т.е. утверждает его

целостность, своеобразие, и уникальность. Характер общения определяется на двух

уровнях — социальном и культурном.

Проблемами межкультурных коммуникаций занимается этнопсихолингвистика. Внутри

 


 

нее существуют направления, изучающие различные группы факторов общения. Возникновение такого рода науки вызвано расширением и углублением культурных контактов; проблемами обучения, прежде всего языкового; задачами изучения культурного наследия народов мира; развитием массмедиа, связавших даже наиболее отдаленные точки планеты.

Однако первые попытки создать целостную теорию общения предприняли не этнопсихолингвисты, а социологи. Они впервые выделили цели общения (мотивы):

◊ стремление реализовать основные жизненные потребности при помощи совместных усилий, т.е. установление связи между людьми в процессе труда для осуществления необ­ходимой совместной деятельности (деловое общение); ◊ стремление воздействовать на другого человека, чтобы заставить сделать что-либо (непосредственное и опосредованное стремление);

◊ сама потребность в общении, удовлетворение эмоциональной функции общения, стремление приблизить к себе человека. Таким образом, общение — коммуникативная деятельность по обмену сведениями, цель которой - изменение поведения собеседника. Общение есть форма существования общества. Процесс общения происходит с использованием определенных средств (сигналов): коммуникативных - средств межличностного общения, воспринимаемых и понимаемых в соответствии с замыслом адресанта, речь; информативных - средств внутри-

личностного общения, читаемых помимо желания адресанта, например, оценка поведения с точки зрения принятых норм.

Между общающимися существует определенный социальный символизм. Коммуниканты намеренно демонстрируют свои мнимые или действительные качества, стремясь выпол­нять действия так, чтобы они были восприняты однозначно.

Система общения как знаковая состоит из вербальной коммуникации, речи, невербальной коммуникации (кинесика — язык жестов, мимика, визуальное общение). Единицей общения является коммуникативный акт, включающий получателя, отправителя, форму сообщения (вербальная, невербальная), канал связи, код, тему, обстановку (сцену) - контекст. Понятие контекста выходит на первый план, когда ком­муниканты принадлежат к разным культурам, при этом контекст понимается широко. Известно, что чужая культура усваивается только в процессе деятельности, когда отчетливо проявляется национально-культурная специфика народа. Деятельность может выступать и как социальное взаимодействие индивидов, и как речевое. При этом речь обладает статусом действия.

Культура включает в себя регулирующие элементы (идеалы, нравственные нормы), соблюдение которых является непременным условием сохранения общества как целостного организма. Особая роль в этом принадлежит языку как средству передачи социального опыта. Это - один из самых устойчивых элементов культуры, представляющий собой национальную форму проявления универсального в культуре. Изучение особенностей речевой деятельности позволяет говорить, что национальная специфика коренится в способах совершения действий, зависимых от различных условий (географических, исторических и т.д.). Своеобразие культуры народа обусловливается своеобразием его практической деятельности. Среди национально-специфических компонентовкультуры следует выделить:

• ◊ традиции (устойчивые элементы культуры), обычаи и обряды, выполняющие
функцию неосознанного приобщения к существующей в данном обществе системе
нормативных требований;

• ◊ бытовую культуру, связанную с традицией;

• ◊ повседневное поведение: привычки, нормы поведения, связанную с ними кинесику, и т.д.;

 


 

• ◊ национальнуюкартину мира, отражающую специфику восприятия окружающего мира, национальные особенности мышления представителей данной культуры;

• ◊ художественную культуру, отражающую культурные традиции народа;

• ◊ факторы общения, которые в свою очередь включают факторы «ситуации общения» (место и время, роль коммуникантов, визуально воспринимаемые предметы внешней среды); ◊ факторы речевого ролевого поведения (общие -знание темы и норм, способность к мышлению; актуальные - мотивировка, предположения о психическом и физическом состоянии собеседника в момент контакта);

• ◊ факторы экстравербального поведения — использование неязыковых средств коммуникации (внешние условия, отношение вербального поведения к невербальному, осознание невербального поведения как коммуникативного, наличие внешней обратной связи, вид сообщаемой информации); лингвистические и паралингвистические свойства; прагматические аспекты высказывания.

Вступая в процесс коммуникации, мы оказываемся носителями определенных социальных ролей. Наше общение развивается в русле общих социальных отношений, в нем отража­ются наши личностные (социальные и психические) качества. В процессе социализации формируются определенные социокультурные потребности и способы их удовлетворения, которые существуют в национально-культурных формах, специфических для каждого этноса. Знания личности, усвоенные в процессе социализации, структурированы способом, общим для всех членов данного общества. Этот способ структурирования опыта является как бы сеткой, через которую личность видит и интерпретирует мир. Таким образом, культурные знания, усвоенные в рамках так называемой национальной роли, составляют ядро национальной специфики мышления. Продуктом присвоения культуры становится психика конкретной личности, которая формируется через осознание связей с другими

людьми. Психика личности представляет собой своеобразную модель общества, хранит

национально-культурные эталоны восприятия, мыслительной и орудийной деятельности,

общения.

В процессе коммуникации индивиды овладевают своими социальными ролями.

Следовательно, роль представляет собой совокупность общественно усвоенных значений,

благодаря которой индивид в состоянии вступать во взаимодействие. В соответствии с

этим роль можно считать коммуникативной деятельностью кодирования, под контролем

которой находятся образование и организация специфических значений и условий их

передачи и воспроизведения. Код - это вариант языка.

Язык и акты речевого общения опосредуют отношения между культурой и ребенком,

усваивающим эту культуру. Главным посредником между ребенком и культурой является

взрослый человек, так как овладение культурой опосредуется наличным, постоянно

растущим социальным опытом индивида.

Форма социальных отношений или социальная структура в целом создает различные

языковые формы (коды), которые опосредуют овладение культурой и таким образом

обусловливают поведение. В человеческом обществе большое значение придается

установлению и поддержанию контакта с собеседником и ориентировке и ситуации. Все

виды приветствий, титулований, обращений и т.д. предназначены для установления

контакта и демонстрации социальных отношений, в рамках которых коммуниканты

намерены общаться.

Положительным результатом общения является понимание, для которого требуется не

только знание языка, но и определенный набор взаимосвязанных сведений, касающихся

предмета общения, и не только. Речь идет о фоновых знаниях.

 


 

Фоновые знания

Фоновые знания- это обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой языкового общения. Нельзя понять язык, не имея представления об условиях, в которых живут люди, говорящие на этом языке. Например, замечено, что человек, говорящий по-французски, формулируя свое высказывание, держит в памяти больше фрагментов действительности, чем говорящий по-русски, который употребляет речевые формулы более автономно и независимо. Участники акта общения должны иметь до известной степени общую

социальную историю, т.е. те ее характеристики, которые возникают в результате воспитания в пределах определенной социальной группы и шире - языковой общности (поведение человека, его мировоззрение, система взглядов, оценок, вкусов и большая часть его знаний). Фоновые знания проявляют свое реальное бытие только в осмысленном высказывании, пронизывая его и придавая ему многомерность.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 391;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.