Я-концепция» учителя


 

Окружающий нас мир огромен и безбрежен, но все, что в нем существует, сконцентрировано вокруг одной маленькой песчинки — одного-единственного человека, которым являюсь «Я». Мое «Я» незаметно в огромном мире, но для меня оно — единственно реальное, осязаемое. Только благодаря моему «Я» окружающий мир становится доступным восприятию и пониманию. «Я» — нечто совершенно особое, не похожее ни на кого другого, и вместе с тем в нем есть что-то, что роднит меня с другими. Так что же такое мое «Я»?

Этот вопрос волнует и ученых, и каждого отдельного человека, особенно в период его становления.

Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многознач­но. В философском плане «Я» рассматривается как «духовный центр человеческой личности, индивидуальности, отно­ся­щейся деятельно к миру и себе самой» (1, с.577). Психологи со­относят его, с одной стороны, с понятием «личность», с дру­гой — с по­нятием «самосознание». Но оно не ис­чер­пы­ва­ется ни тем, ни другим. И. Кон обращает внимание на то, что «Я» — не прос­то личность, а личность, рассматриваемая изнутри.

Пытаясь разграничить понятие «личность» и «Я», американский психолог У. Джемс пишет: «О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным — частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую — «Я» (2, с.80-81).

Наше «Я» — это отображение самого себя в сознании человека. Безусловно, «Я» — это продукт самосознания, но воспринимает и осознает себя человек целостно, во всех своих ипостасях. Существует физическое «Я» — мое тело, моя внешность, мое физическое состояние. Эмоциональное «Я» — мои чувства и переживания, настроения. Интеллектуальное или умственное «Я» — мир моих мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность, имеющее определенные ценности, интересы, установки. Это — социальное «Я».

Итак, «Я» можно считать результатом сложнейшей интеграции в единое целое различных психических функций и свойств человека.

Иной подход к определению сущности человека предлагает восточная философия и психология.

Критикуя западную традицию в определении «Я», Роси Дзесю Сасаки в статье «Где находится «Я»?» говорит о существовании двух «Я» — индивидуального «Я» и абсолютного «Я» (3). Индивидуальное «Я» — это то, что связано с мироощущением человека, выделяющего себя из окру­жа­ю­щего мира, воспринимающего себя как уникальное, ори­ги­нальное, отдельное от других. Абсолютное «Я» — это то, что связывает человека со всем миром, с другими людьми, рас­творение себя в момент объединения с другим «Я», в ко­тором не остается никакого переживаемого «Я».

Такое абсолютное «Я» проявляется в моменты медитации — выхода за пределы индивидуального «Я» или любви, когда вы растворяетесь в чувстве духовного единения с другим. Абсолютное «Я» существует вне сознания человека, а индивидуальное «Я» есть лишь момент, часть, краткий миг существования абсолютного «Я». Индивидуальное «Я» не обладает постоянной природой. Оно возникает в ограничивающей деятельности абсолютного.

Трагедией современного воспитания, считает автор, является то, что нас учат утверждать только индивидуальное «Я», развивают лишь один аспект. На этом основана нынешняя культура, поэтому она представляет только человеческое желание. Постижение абсолютного «Я» помогает человеку освободиться от привязанности к индивидуальным желаниям, подняться над ними и с радостью ограничивать их. Только тогда мировые проблемы и проблемы других людей станут естественными проблемами каждого, возникнет взаимопонимание между людьми.

А пока попытаемся разобраться в своем индивидуальном «Я» и осмыслить, какую роль играет образ «Я» в самосознании и самосовершенствовании человека.

Поскольку «Я» — это отражение самого себя, взгляд изнутри, соответственно у каждого человека формируется свой образ «Я» или то, что психологи называют «Я-концепция». Я-концепция — совокупность всех представлений индивида о себе, установок на себя: кто я? Что я собой представляю? Какой я? Как научное понятие она появилась не так давно и связана с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Бернса. Гуманистическая психология отстаивает приоритеты самой личности в выборе действий и поступков, самоопределении, формировании себя, сосредоточивает внимание на постижении и развитии внутренних сил личности, ее эмоциях, отношениях, убеждениях, ценностях, восприятиях и устремлениях. Отношение к миру и окружающим людям, спо­соб­ность к самостоятельным решениям, свободным и ответст­венным действиям зависят от того, каковы представления человека о самом себе, какова его Я-концепция. Форми­ро­вание Я-концепции считается одной из важнейших задач вос­питания и обучения детей.

Я-концепция — достаточно сложное и многоуровневое образование. Представим некоторые ее составляющие с помощью схемы, разработанной Р. Бернсом (в сокращении) (рис.4).

Итак, «реальное Я» — это то, каким человек кажется себе в действительности, каким он видит себя в данный момент. «Идеальное Я» — каким он поставил себе цель быть или то, к чему неосознанно стремится, о чем мечтает. «Идеальное Я» является основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста. «Зеркальное Я» хранит в себе наши смутные, а иногда и ясные представления о том, что думают обо мне другие люди, каким я выгляжу в их глазах. «Я зеркальное» — это то, что заставляет нас страдать или радоваться, зачастую ограничивает нас в наших действиях и развитии или, наоборот, стимулирует.

Рис. 4. Я-концепция как совокупность установок на «себя»

 

Во всех этих «Я» мы осознаем себя как существо физическое, эмоциональное, умственное, социальное. У нас есть представление о своем физическом облике и идеале, к которому мы стремимся, представление о том, как воспринимают наш внешний облик другие, и т.д.

Существует ли зависимость между этими структурными компонентами Я-концепции? Безусловно. Они взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Мое физическое реальное представление о себе «Я слишком полный» формируется под влиянием моего убеждения в том, что так воспринимают меня другие («Я зеркальное»). Оно, в свою очередь, рождается от того, что большинство моих друзей — стройные и худощавые люди, следовательно, это норма, эталон, к которому мне надо стремиться («Я идеальное»). Таким образом, наши внутренние установки зависят от того, как мы воспринимаем окружающий нас мир и какие эталоны, ценности господствуют в этом мире.

У А. И. Куприна есть прекрасная сказка — «Синяя звезда». Принцесса, дочь короля горной страны, отрезанной от всего мира, узнает о том, что она безобразна (долгие годы от нее это скрывали, спрятав все зеркала в государстве). Несчастная и одинокая, она убегает в горы и находит там сорвавшегося с утеса раненого юношу, такого же некрасивого, как и она сама. Он оказывается сыном французского короля и влюбляется в свою спасительницу. Когда принцесса приезжает со своим женихом к нему на родину, ее признают первой красавицей Франции. Оказалось, что с точки зрения европейского эталона красоты, безобразны были жители горной страны, а принцесса унаследовала внешние черты своего предка, короля-иноземца. Не правда ли, очень похоже на «Гадкого утенка» Х. К. Андерсена?

Нормы и эталоны, заданные нам окружающими, определяют наше отношение к себе. Но всегда ли они действительно истинны? Об этом стоит задуматься.

Поскольку «образ Я» — это наши собственные представления, они могут быть искажены. И не всегда другие воспринимают нас так, как мы об этом думаем, не всегда мы в действительности такие, какими себя представляем, не всегда воображаемый идеал — это то, к чему обязательно надо стремиться. То есть, Я-концепция не всегда отражает истинную сущность нашего «Я».

Каким же образом складывается Я-концепция человека? Представим этот процесс в виде схемы (рис.5)

Рис. 5. Образ Я

 

Я-концепция представляет собой единство рационального и эмоционального, конкретному знанию о себе всегда сопутствует переживание того, что человек в себе открывает, осознает. Основным инструментом формирования образа «Я» становятся самооценка и оценка человека другими людьми.

Самооценка является не только инструментом создания образа «Я», но и одной из его составляющих. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности. Оно складывается на основе не только собственных суждений индивида о себе, но и суждений (оценки) других людей. Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психическое здоровье.

У. Джемс предлагает такую формулу для определения самооценки человека (2, с.91):

 

Повысить самооценку человек может, либо увеличив числитель — свои реальные достижения, либо уменьшив знаменатель — уровень своих притязаний.

Таким образом, наше самочувствие, наша самооценка зависят от нас самих. Часто у человека формируется завы­шенная самооценка, что проявляется в излишней са­моуверенности, самонадеянности, неспособности реально оце­нивать свои возможности. Заниженная са­мо­оцен­ка рождает излишнюю застенчивость, неуверенность в себе.

Человек не раскрывает свои потенциальные воз­мож­ности, не реализует себя как личность. И в том и в другом слу­чае возникает чувство неудо­влет­воренности, приводящее по­рой к эмоциональным срывам и депрессии. Очень важно, что­бы у человека была адекватная самооценка, фор­мировалось реальное представление о себе и своих воз­можностях.

Когда впервые возникает Я-концепция у человека? Невозможно указать точно этот момент. Она формируется постепенно, с развитием самосознания ребенка. Первый шаг к ней — выделение себя из окружающего мира, установление своей отдельности, непохожести на других (я не такой, как все).

Микропрактикум

Вспомните, каким образом вы в детстве осознали свою индивидуальность. Опишите те обстоятельства, которые заметно повлияли в детстве на развитие ощущения, что вы — отдельное существо, на возникновение у вас чувства соб­ственной уникальности.

 

Образ «Я» зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. У него возникает или чувство самодовольства, или смутное недовольство собой.

Высокий уровень развития самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий. Только тогда формируется целостная, неискаженная концепция «Я», соответствующая истинному «Я» человека.

Для чего необходимо развитие Я-концепции вообще и учителя в частности?

Прежде всего для понимания самого себя. Расхождение между концепцией «Я» и истинным «Я» человека ведет к неумению предвидеть, как он сам себя поведет в той или иной ситуации, особенно экстремальной. Многие люди, внезапно совершившие алогичные действия или преступления, с удивлением спрашивали себя: неужели это я? Неужели я на такое способен?

Понимание самого себя — исходный толчок самосовершенствования личности. Существующее расхождение между «образом Я» и «истинным Я» («Я» действующим) (см. 4, с.90-91) воспри­ни­мается человеком как дискомфорт. Возникает стремление выйти из этого дискомфорта. Но каким образом это сделать? Пер­вая реакция (примитивного типа) — выстраивание пси­­хологических защит. Одна из таких защит — замещение, оправ­дание себя путем переноса ответственности на других (причина не во мне, а в других людях).

Существует множество других защит, самая распространенная среди них — агрессия. Так, женщина, не испытавшая материнских чувств по отношению к своему сыну, но не желающая разрушать свой образ «хорошей матери», обвиняет во всех конфликтных ситуациях «плохого ребенка», агрессивна по отношению к нему.

Учитель, создавший о себе представление, что он «хороший учитель», убежден в отсутствии интереса к своему предмету и слабых знаниях «плохих учеников». Таким образом, человек временно преодолевает дискомфорт, но истинные причины его остаются не поняты и не устранены.

Человек с развитой Я-концепцией осознает причины дискомфорта как проявление собственных проблем, стремится прежде всего изменить что-то в себе. Тогда шум, отсутствие интереса к уроку у учеников учитель воспринимает как сигнал о том, что что-то не в порядке в нем самом. У него возникает потребность в переосмыслении своего поведения, совершенствовании своего профессионального мастерства.

Принятие себя

Жизненная функция самосознания — не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную Я-концепцию. Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности.

Многие из нас реализуют себя потому, что у нас отсутствует позитивное самовосприятие, позитивное представление о себе. Негативная Я-концепция, которую формируют у ребенка родители и учителя, чаще всего является причиной повышенной тревожности, ранимости или агрессивности, которые создают затруднения в обучении и общении с другими людьми. Исследования показывают, что успехи детей в учебе прямо зависят от ожидания учителя. «Даже самый незначительный комментарий учителя может восприниматься школьником как тотальное отрицание ценности его личности, разрушительно воздействует на его образ Я», — утверждает Р. Бернс (5, с.291)..

Вместе с тем существует тесная связь между Я-кон­цеп­ци­ей учителя и учащихся. У учителя, имеющего положи­тельное самовосприятие, школьники имеют более позитив­ную Я-концепцию, чем у учителя с противоположной тен­денцией.

Итак, необходимость позитивного самовосприятия человеком самого себя очевидна. Условием формирования позитивной Я-концепции является принятие себя, любовь к себе.

Общепринято отождествлять понятие «любовь к себе» с по­нятиями «эгоизм», «себялюбие». Эгоизм не идентичен люб­ви к себе — утверждает гуманистическая психология. Такое отож­дествление происходит потому, что мы неверно понимаем сущ­ность любви. «Подлинная любовь — это выражение со­зи­дательности, и она предполагает заботу, уважение, от­вет­ственность» (6, с.37). Любовь к человеку, уважение, по­нимание его не­воз­можны без уважения и собственной це­лостности и уни­кальности. Человек, не обладающий чув­ством собственного до­­сто­инства, не способен ценить его в дру­гих людях. Так назы­ваемая неэгоистичность означает толь­ко неспособность любить. Э. Фромм приводит пример: «не­эгоистичная» мать по­­свя­щает всю жизнь ребенку. Она убеж­дена, что ее ребенок бла­­го­даря ей узнает, что значит быть любимым, научиться лю­бить. Ре­зультат ее «не­эго­и­стич­ности» — формирующаяся у ребенка тре­вожность, скрытая вражда к жизни, боязнь ма­те­ринского нео­добрения и того, что он не оправдает ожидания матери. Жен­щина, которая отказывается от жизни полно­цен­ной, эмо­ционально насыщенной, не научит любви к жиз­ни. И с другой сто­роны, нет ничего более способствующего при­витию ре­бен­ку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему ма­тери, которая любит себя.

Может ли учитель, который не любит себя, не уверен в себе, воспитать счастливых, уверенных в себе, обладающих чувством собственного достоинства учеников? В каждом человеке есть то, что ему нравится в себе, за что он це­нит себя. Почему мы зачастую боимся проявлять это?

Микроисследование

Попробуйте со своими близкими или знакомыми провести такой эксперимент: попросите их сказать о себе что-нибудь хорошее и зафиксируйте время, затраченное ими на размышление. Потом предложите им сказать о себе что-нибудь плохое и также зафиксируйте время. Сравните, в каком случае им понадобится больше времени на размышление.

Человек, как правило, более ориентирован на мнение других. Мы с детства живем в системе жестких оценок себя, сначала — другими людьми, потом самим собой. И зачастую не замечаем, что наши оценки — это копии чужих оценок, причем чаще всего — отрицательных: «Ничего из те­бя не выйдет», «Ты ленив и неаккуратен, забывчив, нео­бя­зателен, безответствен» и т. д.

В нашей культуре не принято положительно оценивать себя. Человеку, который нарушает это правило, часто приклеивают ярлыки «выскочки», «самоуверенного» и т. п. Мы ждем похвалы и одобрения от других.

Мы убеждены, что сможем совершенствоваться, только ес­ли будем критически оценивать себя. Гуманистическая пси­хология утверждает: чувство вины и наше внутреннее убеж­дение «Я недостаточно хорош» не помогают, а препят­ствуют потребности изменить себя. Только принятие себя та­ким, какой я есть, позитивное отношение к себе рождает по­требность и возможность решить свои проблемы, уве­ренность в том, что у меня есть все, чтобы достичь своей це­ли. «Единственное, с чем человеку надо работать, — это его мысль, а мысль можно сознательно изменить, — счи­­тает Луиза Хэй, автор книги «Как исцелить свою жизнь». — Мы думаем, что, если мы будем думать о нега­тивных мо­мен­тах, положительное автоматически придет в нашу жизнь. На самом деле все наоборот. Вспомните, сколь­ко раз вы ко­нцентрировались на том, чего вы не хо­тите? Получили ли вы то, что вы хотели? Наверное, нет. Чем больше у вас от­рицательных мыслей, тем больше вы создаете отри­ца­тель­ного у себя в жизни. Так освободите себя от отри­ца­тельных мыслей и обратите ваше внимание на то, чего вы действительно хотите в своей жизни. Давайте превращать наши отрицательные убеждения в положительные» (7, с.18).

Самораскрытие

Путь к себе, к принятию себя лежит через самораскрытие. Открытие своего «Я» зависит от того, насколько мы открыты для других. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием наиболее отчетливо представлена в модели, которую называют «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 6).

 


Рис.6. Окно Джогари

 

Каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает те аспекты содержания своего «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое и для меня, и для других). «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет, то, что мы скрываем от других в силу тех или иных причин или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например привычка перебивать говорящего на середине слова, которую мы не замечаем (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» — это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность узнать о нас больше, что повышает вероятность как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания — понимания самого себя. Увеличивается «Арена» — уменьшается «Неизвестное», его место занимает «Понимание». Открываясь другим, мы приобретаем то, что другие помогают нам увидеть в себе, то, что до сих пор нам было недоступно. Открываясь, мы способны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их (8, с.74-75).

Безусловно, способность быть открытым зависит как от степени осознания и принятия себя, так и от нашего доверия к другим людям, от их отношения к нам. Было бы абсурдно требовать от нас раскрываться перед каждым встречным. Но мы в любых ситуациях можем оставаться самим собой, не заползая, как улитка, в свою раковину. Стремление к открытости каждого из нас открывает нам путь к взаимопониманию и пониманию себя.

Открыть свое «Я», принять себя, сформировать целостный образ «Я» в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть. Так отправляйтесь в путь к себе!

А для начала попробуйте встречать каждый новый день следующими словами:

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически.

Я способен добиться того, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я прощаю себя, я принимаю себя.

Я осуществляю свою мечту.

Я полностью контролирую свои мысли, чувства и ра­дости.

Радость, радость, радость!!!

Подумайте об этом

Этот узор генов, это живое, чув­ст­ву­ющее, странное, изменяющееся... такого ни­когда раньше не было и не будет — и это ты... Любой — несравненно больше, глуб­же того, чем может себя явить, будь это про­фессия, стихи или внеш­ность. Ко­лышки оценок, на ко­то­рые на­са­живаем себя и других, сме­хо­твор­но тупы. Клад­би­ще мол­ча­ливых тайн...

В. Леви

* * *

В человеке, несомненно, есть двойное «Я», истинное, реальное, глубокое, и «Я», созданное воображением и страстями, фик­тив­ное, тянущее вниз. Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «Я».

Н. Бердяев

* * *

Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще.

Э. Фромм

* * *

Человеку отпущена одна-единственная жизнь, так проживите ее, не принижая своих достоинств! И пусть это будет ваш собственный выбор. Ведь именно в вашей голове рождается самооценка — высокая или низкая. Если вы застенчивы, то наверняка повесили на себя ярлык низкой самооценки. И хотя этот ярлык высечен на граните, попробуем все же расстаться с ним. С унижением должно быть покончено! Думайте о себе только хорошо. Поставьте перед собой серьезные цели, достижение которых требует честолюбия, усердия и настойчивости. А потом научитесь честно и объективно оценивать то, чего достигли.

Ф. Зимбардо

* * *

Раскрывая перед собеседником душу, мы вдруг обнаруживаем, что ровным счетом ничего о себе не знаем. И вот приходится возводить здание этаж за этажом, по мере того как мы ведем по ним посетителя.

А. Моруа

Советуем прочитать:

 

1. Бахур В. Т. Это неповторимое «Я». — М., 1986.

2. Блага К., Шебек М. Я — твой учитель, ты — мой ученик. — М., 1991.

3. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: Кн. для учащихся. – М., 1992.

4. Леви В. Искусство быть собой. — М., 1991.

5. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984.

6. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. — М., 1993.

7. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­ве­ка. — М., 1994.

8. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991.

9. Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1990.

10. Хэй Л. Исцели себя сам. Книги I, II, III. — М, 1996.

Источники:

1. Философский словарь. – М., 1986.

2. Джемс У. Психология. — М., 1991. — С. 80 — 119.

3. Пробуждение сердца / Под ред. Д.Уэлвуда. – Лондон, 1983.

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

5. Бернс Л. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

6. Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1990.

7. Хэй Л. Как исцелить свою жизнь // Путь к себе. — 1991. — № 20.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1990.

 



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 505;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.046 сек.