Политические партии начала ХХ века.


В России первые политические партии были созданы только в начале ХХ века. В течение первых двадцати лет они пытались оказывать влияние на внутреннюю политику правительства, используя как легальные, так и нелегальные методы воздействия, исходя из своих программных и тактических установок.

В межреволюционный период 1907—17 гг. политический процесс в России в основном протекал в рамках избирательных кампаний в нижнюю законодательную палату — Государственную Думу и в местные органы самоуправления по феодально-представительной антидемократической цензовой системе и под жестким политическим контролем государства. В это время в России были образованы по идейно-политической ориентации четыре основных группировки политических сил:

1. Правые, традиционно-фундаменталистские, националистические партии, выступавшие за восстановление и укрепление традиционных ценностей, в том числе и абсолютистской монархии — царского самодержавия, под лозунгом: «За ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, ЦАРЯ САМОДЕРЖАВНОГО, ОТЕЧЕСТВО НЕРАЗДЕЛЬНОЕ, РОССИЮ для РУССКИХ».

2. Правоцентристские, консервативно-охранительные партии, стремившиеся к сохранению «статус-кво».

3. Лево-центристские, либерально-реформистские партии, ориентировавшиеся на модернизацию России путем реформ.

4. Левые, социалистические партии, выступавшие за построение в России или на базе России, некоего идеального т.н. «социалистического» общества — прообраза «светлого будущего» для всего человечества.

Спектр фундамеиталистско-националистических партий был довольно широк: ультраправые («Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела»), правые радикалы, («Отечественный Союз», «Русский народнический всесословный союз»), и умеренные правые партии («Русская монархическая партия» и т.д.), действующие в рамках легального политического процесса. Все они защищали интересы абсолютной монархии, традиционалистских кругов дворянства и чиновничества, опираясь на городские «низы», патриархальное крестьянство и националистские слои интеллигенции. Их финансирование осуществлялось в основном за счет казны по линии МВД из т.н. «рептильных фондов». Формально в националистических партиях состояло от 400 тыс. до 3 млн. чел., реально же не более 50—100 тыс., главным образом, из политически активных, но малообразованных слоев населения. По источникам финансирования, идейно-политической ориентации и практической деятельности эти партии являлись своего рода «квазигосударственными» партиями.

Консервативная партия «Союз 17-го октября» стремилась к сохранению существующих порядков, допуская, в лучшем случае, лишь незначительные, главным образом, «косметические» реформы «сверху».

Либеральные партии конституционных демократов (кадетов) и прогрессистов выступали за более радикальные реформы — переход к конституционной монархии и ускоренную вестернизацию.

Консервативно-либеральные партии выражали интересы центристски настроенных слоев общества: обуржуазившихся помещиков, либеральных чиновников, высших и средних слоев, интеллигенции, опираясь в основном на средние городские слои населения.

Среди левых социалистических партий, как и на правом фланге, имелся полный набор: умеренные — трудовики, энесы, меньшевики и эсеры; радикалы — большевики, часть эсеров и ультралевые анархисты.

В России, как и в других странах, имелись и т.н. надпартийные или межпартийные институции, выполняющие информационно-координирующие функции. Так, руководство правых партий объединял Всероссийский монархический совет, во главе с бывшим министром внутренних дел Н.А. Маклаковым. Аналогичную функцию в стане умеренных консервативно-либерально-социалистических партий (от А.И. Гучкова до А.Ф. Керенского и Н.С. Чхеидзе), ориентирующихся на западную «догоняющую» модель развития, выполняли «масонские ложи» Великого Востока народов России и его Верховный Совет.

Для социал-демократов и анархистов ту же роль играли различные межпартийные международные организации типа II Интернационала, Альянса, Информбюро и т.д.

Пик численности партий наблюдался в период революции 1905—07 гг. Так, в правых партиях насчитывалось до 400 тыс. членов (или до 3 млн.), в консервативных и либеральных по 50—100 тыс., в партии эсеров — 50—60 тыс., в РСДРП — 170 тыс. Таким образом» в партиях состояло всего около 700—800 тыс. человек, что составляет 0,4% всего населения или около 6—10% политически активных средних городских и сельских слоев.

Это по крайней мере в 2 раза ниже среднего уровня партийности аналогичных слоев населения на Западе в период избирательных кампаний.

Накануне революции 1917 г. реальный вес всех партий в политической жизни России был незначителен. Общая численность членов различных политических партий, включая эмиграцию, ссыльных и действующую армию, достигала 30—70 тыс. Деятельность партий находилась под жесточайшим политическим контролем, и практически вся их активность сводилась к многочасовым словопрениям в Государственной Думе да к межфракционным склокам.

Партии в революции

Социальный взрыв в феврале-марте 1917 г. ликвидировал царскую монархию, резко политизировал и радикализировал все социальные слои и группы населения, особенно городские низы и десятимиллионную армию. В России произошел слом старой, феодально-монархической, имперской государственности, которая в условиях неудачной войны и краха монархических иллюзий, уже не могла служить гарантом социальной стабильности, гражданского мира и национального единства. Российское общество лишилось своей исторической доминанты — сильного, централизованного государства. На смену старой власти пришло двоевластие в центре, многовластие на местах. С одной стороны, слабое, чисто номинальное Временное правительство, опирающееся на блок консервативно-либеральных партий, на остатки прежней государственности и либерально-демократические иллюзии части народных масс — «власть без силы», своего рода исторический нонсенс.

С другой стороны, органы прямой и представительной демократии — Советы рабочих, солдатских, крестьянских, офицерских, служащих...депутатов, комитеты общественной безопасности, органы местного самоуправления, национально-политических и прочих организаций. Народ получил долгожданную «свободу» — каждый делал, что хотел «постольку, поскольку».

Данный принцип, на основе которого Петросовет поддержал Временное правительство, имел свою обратную негативную сторону — все нижестоящие органы власти и самоуправления руководствовались им в практической деятельности при исполнении директив центральной власти, а это в условиях войны могло привести лишь к полной дезорганизации властных структур и дальнейшему распаду российского общества «сверху донизу» на составные элементы, что и произошло.

В условиях роста хаоса и анархии консервативно-либеральное Временное правительство в марте-апреле попыталось, невзирая ни на что, довести войну до победного конца, чтобы Россия могла войти в круг «держав-победительниц» и в семью «цивилизованных народов». На этом пути его постигла неудача. Не помогла и широкая коалиция с умеренными социалистами — энесами, эсерами и меныпевиками в мае-октябре 1917 г., политическое маневрирование и попытка консервативно-либеральных кругов посредством военной диктатуры генерала Л.Г. Корнилова стабилизировать ситуацию.

В условиях полной политической свободы все партии, кроме крайне правых, существенно расширили свои ряды. Так, остатки правых партий реорганизовались во Всероссийский союз земельных собственников (50 тыс.); октябристы, после двух переименований, достигли аналогичной величины; численность кадетов возросла в 5—8 раз (50—80 тыс.); меньшевиков — в 15—20 раз (200 тыс.). Но все эти партии классического западного образца ориентировались на средние слои, чей политический и социальный потенциал был крайне ограничен. Максимальный рост партийных радов наблюдался у эсеров, чья численность достигла 0,5—1,0 млн. человек, главным образом, за счет политически активной части социальных «низов» российского общества. Ряды радикальных социал-демократов — большевиков выросли в 25—35 раз (что составило 350 тыс. человек), главным образом, за счет малоквалифицированных рабочих и солдат. Но общая численность всех политических партий составила всего 1,2—1,7 млн. чел. или 2—3% самодеятельного населения, что было явно недостаточно для сохранения мирного демократического политического процесса в условиях распада государственности и ведения войны.

К осени 1917 г. наиболее политически активная часть населения — городские «низы» и солдаты, в условиях последовательного краха царистских, либерально-демократических и умеренно-социалистических иллюзий, недовольные политикой «власть предержащих» все больше стали ориентироваться на революционно-популистские лозунги типа — «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Власть — Советам».

Это были лозунги радикальных и ультралевых социалистов: большевиков и части эсеров, менышевиков-интернационалистов, анархистов.

Кадеты.Конституционно-демократическая партия народной свободы была создана в октябре 1905 года. Численность ее членов достигала 70 тысяч человек. Социальную базу партии составляла интеллигенция, предприниматели, мелкая буржуазия города и деревни. Программа партии предусматривала превращение России в конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии.

Кадеты находились в оппозиции режиму, но признавали только легальные методы борьбы. Особое внимание отводилось работе в Государственной думе, где кадеты пользовались большим влиянием. Им принадлежала доминирующая роль в Прогрессивном блоке сформировавшемся в Государственной думе в 1915 году.

Апогеем противостояния партии с правительством явилась речь Милюкова П.Н. произнесенная 1 ноября 1916 года с трибуны Государственной думы, в которой он подверг резкой критике действия правительства.

Февральская революция открыла собой новую веху в истории кадетской партии, которая по существу правящей партией. В состав созданного, после отречения Николая II, Временного правительства вошло несколько министров кадетов.

Партия пыталась остановить разруху в стране и сдерживать полевение масс. Особое возмущение в кадетских кругах вызывала деятельность большевиков. Поэтому партия поддержала выступление Корнилова А. в августе 1917 года, что нанесло тяжелый удар по ее авторитету.Кадеты не приняли Октябрьскую революцию и направили все свои усилия на сплочение антибольшевистских сил. В конце ноября 1917 года партия кадетов была запрещена декретом Совнаркома и ее члены ушли в подполье. В годы гражданской войны большинство из них сражалось в рядах "белой армии", а затем эмигрировало из России.

Черносотенцы.Численность членов этих партий достигала 400 тысяч. Наиболее известным идеологом этого движения стал Пуришкевич В.М. Социальную базу черносотенных организаций составляли все монархические слои населения.

Черносотенцы считали необходимым ограничение политических свобод, усиление роли государства, полиции, ограничение в правах евреев, улучшение положения рабочих.

Черносотенцы принимали не менее активное участие в подавлении революции, чем армия и полиция. Их организации часто финансировались из казны.

Черносотенцы применяли и тактику индивидуального террора. После Февральской революции эти партии распались, их печатные органы были запрещены, а предшествующая деятельность стала предметом расследования.

Октябристы.Партия октябристов была создана в ноябре 1905 года. Социальную базу партии составила интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, помещики.

Лидером партии стал Гучков А.Ф. Численность партии составила 50 тысяч человек. Программа партии предполагала введение всеобщего избирательного права, независимый суд, уравнение всех сословий, постепенное улучшение положения рабочих, государственное страхование. Деятельность октябристов была сосредоточена в Государственной думе. Но к 1916 году они разочаровались в способности Николая II довести войну до победного конца и выдвинули идею дворцового переворота. Однако осуществить его им помешала Февральская революция. После революции октябристы пытались спасти монархию. Гучков вошел во Временное правительство в качестве морского и военного министра, но через два месяца ушел в отставку не согласившись с его политикой. Октябрьскую революцию октябристы не приняли. Большинство членов партии сражались за "белую идею" на полях Гражданской войны и закончили свою жизнь в эмиграции.

Социал – демократы.Образование партии произошло фактически на II съезде РСДРП в 1903 году. Основателями партии стали В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, Г.В.Плеханов, А.Н.Потресов. Социальную базу партии составили: интеллигенция, рабочие и мелкая буржуазия города. Программа партии предусматривала свержение самодержавия, установление избирательного права для трудового народа, выборность чиновников, политические свободы, право наций на самоопределение, введение 8-часового рабочего дня, рабочего контроля, государственного страхования.

Партия раскололась на два крыла (меньшевиков под руководством Мартова и большевиков под руководством Ленина) еще на учредительном съезде. Но вплоть до 1917 года действовала как единое целое. Окончательное оформление в две разные партии произошло в 1917 году с принятием большевиками Апрельских тезисов Ленина, в которых он призывал не признавать Временное правительство и готовится к новой революции. А меньшевики вошли во Временное правительство.

Эсеры.Создание партии социалистов-революционеров произошло в 1901-02 годах. Социальную базу эсеров составляли: интеллигенция, студенты, мелкая буржуазия города и деревни. Главным теоретиком и видным лидером партии стал Чернов. Целью партии было уничтожение самодержавия, установление всеобщего избирательного права, политические свободы, выбор чиновников, введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования, повышение зарплаты.

Эсеры выступали за социализацию земли, что означало отмену частной собственности на нее, изъятие из торгового оборота и распределение между всеми, кто хочет ее обрабатывать. Партия эсеров активно применяла тактику индивидуального террора. Существовавшая в партии "Боевая организация", возглавляемая Е.Ф.Азефом, подготовила и осуществила убийство министра внутренних дел В.К.Плеве, уфимского губернатора Н.М.Богдановича, великого князя Сергея Александровича.

В конце 1908 года был разоблачен провокатор Азеф, что нанесло ощутимый удар по авторитету партии. Партия осудила начало войны с Германией и призывала к "солидарности трудящихся всего мира". После Февральской революции влияние и численность партии резко возросли.

Эсеры вместе с меньшевиками составляли большинство в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Партия высказалась за поддержку Временного правительства и коалицию с буржуазными партиями. В состав правительства от эсеров входили: Керенский А.Ф., Чернов В.М.и другие. Октябрьский переворот большинство эсеров не приняли и партия раскололась.

Придя к власти на волне массового недовольства в октябре-ноябре 1917 г., большевики и их союзники выгодно отличались от прежних «правительственных» слабоорганизованных, аморфных партий, не выдержавших испытания властью. Во-первых, они декретировали все те лозунги, с которыми пришли к власти, что обеспечило им на первых порах определенную социальную базу или дружеский нейтралитет в народных массах, чья политизация явно шла на убыль. Во-вторых, в условиях полного социального распада, большевики явились катализатором строительства и консолидации новой партийно-государственной системы, которая пришла на смену старому, традиционному обществу дореволюционной России. В конце 1917 г. большевики доминировали в новых органах прямой демократии — Советах, в большинстве профсоюзов, ФЗК, установили реальный контроль над вооруженными силами — отрядами Красной Гвардии и рабочей милиции (100—300 тыс. человек), а также остатками старой армии, где у них было свыше 70 тыс. сторонников.

В-третьих, большевики выдвинули очень привлекательную, т.н. «опережающую» модель развития России как первой страны победившей мировой революции, в ходе которой в ближайшем будущем будет воплощена вековечная мечта человечества о «золотом веке». Все это не могло не привлечь политически активную часть населения, главным образом, из «низших» слоев общества, разочарованных в прежних монархо-либерально-демократических альтернативах.

После разгона Учредительного собрания и установления однопартийной диктатуры большевиков в июле 1918 г. политический процесс в России принял форму национальной катастрофы, началась широкомасштабная гражданская война. Но к этому времени большевики сумели создать основы партийного государства, где уже именно партия являлась доминантой общественного строя и общественной жизни. В ходе гражданской войны большевики сумели восстановить на новой партийной основе главные институты государства: 5,5 миллионную Красную армию, 0,5 миллионный репрессивно-карательный (чекистско-чоновско-милицейский) аппарат и 1,0 миллионный централизованный советско-государственный аппарат, во все структуры которого внедрялись работники партийно-политических и «особых» органов.

Это была уже реальная сила, с помощью которой большевики разгромили своих противников, провели индустриализацию и создали сверхдержаву — СССР.

Первая мировая война прервала процесс вестернизации России, породила революцию 1917 г. и гражданскую войну.

Слабость и ограниченность умеренно-центристских, консервативно-либерально-социалистических партий, чья социокультурная база ограничивалась немногочисленными средними городскими слоями населения России, неспособность руководимых ими органов центральной власти — Временного правительства и Советов — к действиям в экстремальной ситуации прогрессирующего распада социальных структур, выход широких масс — вооруженных рабочих, солдат и крестьян, лишенных демократических традиций и обладающих крайне низким уровнем политической и правовой культуры, — на политическую арену в качестве основного субъекта политического процесса — все это в совокупности обеспечило неминуемый крах либерально-демократических и умеренно-социалистических моделей Великой русской революции. Все это подготовило во многом неожиданный, но на самом деле исторически обусловленный этап радикально-социалистических преобразований, который закончился установлением в июле 1918 г. большевистской диктатуры. Из всех массовых политических партий только большевики смогли не только прийти к власти на волне народного недовольства, но и сохранить ее, трансформировав свою партию в сверхинституцию — в государственную партию, вокруг которой консолидировалось, убеждением и насилием, распавшееся российское общество.

 



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4106;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.