Символизм в русском искусстве. Анализ творчества М.Врубеля
Конец ХIХ — начало ХХ в. — время нового подъема отечественной художественной культуры. Если эпоха Пушкина была ее Золотым веком, то этот период по праву называют Серебряным веком. Это было время ускорения процесса развития всей русской национальной культуры. Оно неразрывно связано с крупными изменениями в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах жизни российского общества, в котором нарастало брожение, появились различные по характеру политические и художественные течения. В искусстве дискутировались вопросы о путях развития художественного творчества в новом веке.
Вобрав себя все лучшее из культурного наследия прошлого, художественная культура России на рубеже двух веков обогатилась новыми направлениями и формами. В культуре серебряного века можно выделить 3 направления: символизм, неоклассицизм, авангард. Символизм на место конкретного художественного образа поставил символ – словесный знак. В литературе символисты – Брюсов, Блок, Бальмонт. Развитие живописи,происходило бурно и неравномерно. Впоследние два десятилетия ХIХ в зрелые мастера русской живописи еще переживали пору своего расцвета. Создавали свои лучшие произведения И.Е. Репин- «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», В.И. Суриков– «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др. Однако, именно в эти годы новое поколение художников впервые почувствовало необходимость поисков новых идей, обновления художественного языка, обогащения искусства новыми художественными формами и содержанием. Эти поиски начинают М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров и др. Русская живопись начинает отходить от принципов передвижничества (от критического, аналитического, психологического реализма).
В конце ХIХ в. в Петербурге возникло творческое объединение «Мир искусства», созданное А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, которое с небольшим перерывом просуществовало с 1898 по 1924 г. В объединение входили художники Л.С. Бакст, А.Я. Головин, Е.Е. Лансере, к которым присоединились А.П. Остроумова-Лебедева, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, В.А. Серов и др.
«Мирискусники» считали, что у искусства есть свои самоценные качества, оно автономно и главная его проблема — художественный индивидуализм и вечная проблема художественного творчества — красота. Своими, только искусству присущими средствами оно должно преображать жизнь.
Художественная программа «Мира Искусства» носила неоромантический характер и была связана с символизмом и стилем модерн. С особым интересом относились художники этого объединения к прошлому, романтизируя и идеализируя.
Деятельность «Мира искусства» была достаточно разносторонней. Издавался одноименный журнал, систематически проводились выставки в России и за рубежом. Именно «Мир искусства» по инициативе и при активном участии С.П. Дягилева организовал показ русского театрального искусства, особенно балетов, за рубежом: в Париже и в Лондоне — «Русские сезоны», которые открыли миру высокое искусство России.
Велась активная пропаганда искусства, литературная, театральная деятельность и прочее. Характерна творческая судьба выдающегося художника конца ХIХ и начала ХХ в. В.А. Серова. Вначале передвижник, он в конце 90-х гг. примкнул к «Миру искусства». Его ранние произведения «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» отличает свежесть, богатство пленэрного колорита. Смелым новаторством отмечена живопись М. А. Врубеля. В его творчестве своеобразно пересекались реальность и фантазия, зримый мир с таинственными образами мифологии, с мистически окрашенными мотивами. Врубель — великолепный мастер рисунка и композиции, одаренный колорист. Его работы: «Демон», «Царевна - лебедь» и др.
Программа «Мира искусства» привлекла к нему многих талантливых художников. В объединение вступили художники З.Н. Серебрякова, Ф.А. Малявин, Б.М. Кустодиев, ИХ. Рерих, С.В. Чехонин, К.Ф. Богаевский и другие. Все они вписали яркие страницы в историю русского изобразительного искусства.
Врубель Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск, - 1(14).4.1910, Петербург], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова.
Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. стремление решить эти вопросы приводило Врубеля, стоявшего в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей преодоления острых противоречий буржуазной действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека.
Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских художников конца 19 - начала 20 вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества.
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля "модерн".
Это особенно свойственно некоторым панно (например, триптих "Фауст" для дома А. В. Морозова в Москве, 1856, Третьяковская гал.; "Утро", 1897, Рус. музей, Ленинград). Однако творчество Врубеля гораздо шире и символизма, и стиля "модерн".
Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899, "К ночи", 1900, "Сирень", 1900,- все в Третьяковскбй гал.).
В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в т. ч. композицию над хорами "Сошествие святого духа", масло, 1884) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в т. ч. четыре варианта композиции "Надгробный плач" - все акварель, графитный карандаш, Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же).
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения ("Венеция", 1893, Рус. музей; "Испания", ок. 1894 и "Гадалка", 1895,- оба в Третьяковской гал.), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе Салтане", 1900,- все в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава"- все 1899-1900, Третьяковская гал.), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской ул. в Москве, 1891) и мaстepa прикладного искусства. В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова ("Измаил-бей", акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская гал. и Лит. музей, Москва, и "Герой нашего времени", акварель, белила, Третьяковская гал.,- все 1890-91). Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона. В "Демоне" (1890, Третьяковская гал.) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская гал., Рус. .музей и др. собрания) Врубель в символической форме ставит "вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество. Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры - всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась "Демоном поверженным" (1902, Третьяковская галерея). В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп).
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4156;