Хрестоматийный материал


Т.В. Цирлина «СПРАВЕДЛИВОЕ СООБЩЕСТВО»

Л. КОЛЬБЕРГА[47]

 

Речь пойдет об интересном проекте создания «справед­ливых сообществ» - небольших (часто до 100 человек) объе­динений педагогов и уча­щихся внутри обычной традици­онной школы. «Справедливое сообщество» - это воспитатель­ная система, где свойственная большинству школ «нравствен­ность принуждения» заменяется на «нравственность сотрудни­чества», где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осу­ществля­ется органами, выбранными демократическим путем.Это со­общество живет по собственному кодексу поведения, постро­енному на основе принципов справед­ливости и заботы друг о друге.

Идея и алгоритм создания «справедливых сооб­ществ», а также первая их практическая реализация при­надлежат аме­риканскому психологу и педагогу Лоуренсу Кольбергу. Именно благодаря ему эти идеи нашли отра­жение в практике амери­канских школ и университетов, а также разного рода исправи­тельных учреждений. Пона­чалу «чистый» психолог, ученый в 70-е годы занялся практической работой по формированию чувства спра­ведливости у детей, то есть, по Кольбергу, фор­мировани­ем их нравственности в целом, и натолкнулся на во­про­сы, которые традиционно волнуют педагогов: как обучать нравственным ценностям, можно ли передавать детям собст­венные моральные ценности или учитель должен сохранять «ценностный нейтралитет»?

Поскольку для Кольберга основной моральной цен­ностью была справедливость, то, естественно, он задался главным для него вопросом: как и что нужно сделать, чтобы чувство спра­ведливости вошло в кровь и плоть каждого ребенка? Ответы он искал и в литературе, и в жизни.

Изучение опыта школы Саммерхилл Александра Нейлла, деятельности израильских кибуцев, анализ взглядов филосо­фов и педагогов прошлого - Платона, И. Канта, Дж. Дьюи - привели Кольберга к выводу о не­обходимости организации всей школьной жизни, на основе принципов демократии и справедливости. А по­тому уже первые созданные им «справед­ливые сообщест­ва» были нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводился ряд демократических про­це­дур, прежде всего равное участие администрации, учите­лей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определе­нии форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания ста­новились неотъемлемой частью жизни шко­лы, возникали соб­ственные традиции и ритуалы. Прила­галось много усилий для превращения школы из учебно­го учреждения в учебно-воспи­тательное, где не только приятно учиться, но еще и радостно проводить свободное время. Л. Кольберг призывал воспитате­лей к полной ре­конструкции всего педагогического процесса с целью достижения в нем социальной справедливости. «Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Коль­берга и его последователей, сбалансировать справедли­вость и кол­лективность, обеспечить эффективное разви­тие каждого уче­ника, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале «справедливое сообщество» дает возможность и учите­лям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведе­ния. Но важно не переступить черту, за которой находит­ся индоктринация, то есть прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.

В ходе работы возник вопрос: а могут ли дети вести себя в соответствии с принципами демократии, могут ли они не иг­рать в демократию, а действительно организо­вать демократи­ческую жизнь в школе? Соратник и кол­лега Кольберга про­фессор Ральф Мошер отвечает одно­значно: да, могут. Он убежден в том, что дети могут быть честными в соблюдении установленныхими пра­вил, могут и хотят работать на благо своей школы и окружающих их людей.

Вам предстоит познакомиться с деятельностью одно­го из самых эффективных и до сих пор активно функ­ционирующих «справедливых сообществ», созданных при средней школе в пригороде Нью-Йорка Скарсдейле. На­селение последнего в подавляющем большинстве состав­ляют хорошо обеспеченные государственные чиновники, дипломаты, врачи и другие пред­ставители высших слоев среднего класса. Школа, которую кончали многие из них и которую традиционно посещают их дети, хотя и счита­ется государственной, но по уровню матери­альной осна­щенности и формам обучения больше напоминает част­ные учебные заведения США. Как бы то ни было, сюда приходят дети, в основном настроенные на учение, гото­вящие себя к государственной или политической карье­ре, к достиже­нию профессиональных высот.

Надо сказать, идея «справедливого сообщества» в Скар­сдейле попала на благодатную, подготовленную к восприятию альтернативных решений почву. Дело в том, что еще за пять лет до начала работы по концепции Кольберга здесь внедря­лась другая альтернативная про­грамма, суть которой своди­лась к проведению общих собраний педагогов и учащихся, об­суждению на этих собраниях основных волнующих всех вопро­сов. Именно тогда сложилось ученическо-учительское объеди­нение, получившее и до сих пор сохранившее название «Скар­сдейльская альтернативная школа». Как и любое интересное начинание, дети восприняли ту первую про­грамму с большим воодушевлением - с удовольствием посещали общие собрания, пламенно дискутировали и горячо отстаивали свою точку зре­ния.

Через несколько лет эта первая программа была под­вергнута тщательной проверке, проведенной двумя неза­виси­мыми и, несомненно, авторитетными экспертами - Франком Смитом из Колумбийского университета и Ала­ном Гробердом из Массачусетского технологического института. В подготов­ленном ими отчете, в частности, говорилось: «Скарсдейльская альтернативная школа - это чрезвычайно эффективное учеб­ное заведение, совме­щающее в себе и «школу», и «альтерна­тивную школу».

Однако шло время, пыл постепенно угасал, собрания становились все более скучными, все меньшее количе­ство учащихся удостаивало их своим вниманием. Заду­мываясь впо­следствии над причинами неудовлетворен­ности подростков, педагоги пришли к такому выводу. Главная причина состояла в том, что принятые решения чаще всего оставались на бу­маге, никак не влияя на жизнь школы.

Словом, несмотря на кажущееся благополучие (блестя­щие учебные успехи, интерес к знаниям, отсут­ствие дисципли­нарных нарушений) возникла настоятель­ная потребность из­менить сложившуюся ситуацию. И счастливый случай не за­медлил представиться. Как раз в этот период, летом 1977 года, трое скарсдейльских педа­гогов получили возможность прослушать в Гарварде курс по нравственному воспитанию и «справедливым сооб­ществам». Поскольку лекции увлеченно и заинтересован­но читал сам Л. Кольберг, а педагоги были на­строены на восприятие нового, они искренне загорелись идеей внед­рения «справедливого сообщества» в своей школе, быстро осознав, что последнее позволит им одновременно ре­шить не­сколько взаимосвязанных задач: во-первых, не отступать от общего стратегического направления учеб­но-воспитательного процесса, нацеленного на когни­тивное и моральное развитие своих учащихся, на форми­рование у них чувства общности и принадлежности своей школе; во-вторых, объединить идею общих собраний с демократическим процессом принятия ре­шений и, нако­нец, в-третьих, оздоровить всю атмосферу школы в це­лом.

Кольберг разделял энтузиазм педагогов Скарсдейла и всячески помогал им в становлении «справедливого со­обще­ства», особенно на первых этапах: посещал вместе со всеми общие собрания, а затем организовывал их коллек­тивное об­суждение; подбирал повестку дня следующих собраний. Позд­нее именно он предложил дополнить общие еженедельные собрания школы регулярными встре­чами небольших групп, со­стоявших из двух педагогов и 10-12 учащихся и получивших впоследствии название «сущностных групп». Как правило, встречи членов каж­дой группы носили домашний, раскован­ный характер, побуждали каждого высказывать свою точку зрения, по­зволяя даже самым робким проявить себя.

Кроме всего прочего, в Скарсдейле начал эффектив­но функционировать «комитет справедливости», позво­лявший проводить в жизнь, то есть соблюдать те законы и правила, которые принимались на общих собраниях. Включая в свой состав педагогов и 10 учащихся, этот комитет служил своеоб­разным арбитром в решении всех спорных вопросов. В орга­низации его работы Кольберг принял самое активное участие. В целом присутствие Кольберга и постоянно проявляемое им уважение к мне­нию учащихся явно способствовали пробужде­нию у по­следних самоуважения и уважения к происходящему.

Вопросы для повторения

1. Назовите характеристики взаимодействия, установите взаимо­связь между ними.

2. По каким признакам различают взаимодействие между людьми?

3. Чем различаются социальное и педагогическое взаимодейст­вие?

4. Какие типы взаимодействия можно отнести к гуманным?

5. Какие типы взаимодействия являются демократичными?

6. Какие педагогические средства обеспечивают развитие со­трудничества педагогов и учащихся?

7. Назовите ситуации, в которых формируется взаимопонимание между педагогами и учащимися.

8. Приведите примеры равноправного участия педагогов и уча­щихся в решении вопросов жизнедеятельности классного и школь­ного коллективов.

9. Почему необходимо организовать взаимодействие старших и младших школьников?

10. Какие условия и как влияют на характер взаимодействия пе­дагогов и учащихся?

11. В чем особенности взаимодействия педагогов и учащихся на уроке и во внеурочное время?

 



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 421;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.