Хрестоматийный материал


Жан-Жак Руссо о природосообразности[32]

 

Воспитание дается нам или природой, или людьми, или ве­щами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предме­тов, дающих нам вос­приятие, есть воспитание со стороны вещей.

Каждый из нас, следовательно, есть результат работы трояко­го рода учителей. Ученик, в котором эти различные уроки противоречат друг другу, дурно воспитан и никогда не будет в ладу с самим собой; в ком они все попадают в одни и те же пункты, и стремятся к одним и тем же задачам, тот только и идет к своей цели, и живет правильно. Он один хорошо воспитан.

Меж тем из этих трех различных видов воспитания воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторых отношениях. Таким об­разом, воспи­тание со стороны людей — вот единственное, в кото­ром мы сами — господа; да и тут мы только самозваные господа, ибо кто может наде­яться всецело управлять речами и действиями всех тех людей, кото­рые окружают ребенка?

Коль скоро, таким образом, воспитание есть искусство, то поч­ти невозможно, чтобы оно было успешным, потому что совпадение ве­щей, необходимое для его успешности, не зависит от человека.

Все, что можно сделать с помощью забот, — это более или менее при­близиться к цели, но, чтобы достигнуть ее, для этого нужно счастье.

Какова же эта цель? Это та самая, которую имеет природа, как только что доказано. Так как для совершенствования воспи­тания не­обходимо взаимное содействие трех его видов, то два других вида следует направлять согласно с тем, над которым мы не властны. Но, может быть, это слово «природа» имеет слишком неопределенный смысл; попробуем здесь точнее установить его.

Природа, говорят нам, есть не что иное, как привычка. Но что это означает? Разве нет привычек, которые приобретаются только пас­сивно и которые никогда не заглушают природы? Тако­ва, например, привычка растений, которым мешают расти прямо. Оставленное на свободе, растение сохраняет наклон, который его принудили принять; но соки не изменили из-за этого своего перво­начального направления, и если растение не перестает расти, то продолжение его делается снова вертикальным. То же самое бы­вает и с наклонностями человека. Пока мы остаемся в одном и том же состоянии, мы можем сохранять те наклонности, которые являются результатом привычки, даже если они менее всего нам естественны; но лишь только положение изменяется, привычка исчезает, и возвращается природное. Воспитание, несо­мненно, есть не что иное, как привычка. Меж тем, разве нет людей, кото­рые забывают и утрачивают полученное воспитанием, и других, которые сохраняют все это? Откуда эта разница? Если название при­роды давать только привычкам, сообразным с природою, то можно было бы избавить себя от подобной галиматьи.

Мы родимся чувственно восприимчивыми и с самого рождения по­лучаем различными способами впечатления от предметов, нас окру­жающих. Лишь только мы начинаем сознавать, так сказать, наши ощущения, у нас является расположение или искать вновь, или избе­гать предметов, производящих эти ощущения, — сначала смотря по тому, насколько приятны нам последствия или неприят­ны, затем смотря по сходству или несходству, которое мы находим между нами и этими предметами, и, наконец, смотря по суждени­ям, которые мы о них составляем на основании идеи счастья или совершенства, порож­даемой в нас разумом. Эти расположения расширяются и укрепляются по мере того, как мы становимся восприимчивее и просвещеннее; но под давлением наших привы­чек они более или менее изменяются в зависимости от наших мнений. До этого изменения они и суть то, что я называю в нас природой.

 

Вопросы для повторения

1. В чем сходство и различие различных подходов к определению законо­мерностей воспитания?

2. Чем различаются закономерности и принципы воспитания?

3. Что такое принцип воспитания?

4. Какие принципы воспитания были определены античными мыслите­лями?

5. Как сочетаются между собой принципы природосообразности и индиви­дуализации, культуросообразности и социальной адекватности?

 



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 417;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.