Практические задания


Задание 1.Построение и обработка двоичных деревьев поиска. Реализовать программу, выполняющую следующий набор операций с деревьями поиска:

· поиск вершины с заданным значением ключа с выводом счетчика числа появлений данного ключа

· добавление новой вершины в соответствии со значением ее ключа или увеличение счетчика числа появлений

· построчный вывод дерева в наглядном виде с помощью обратно-симметричного обхода

· вывод всех вершин в одну строку по порядку следования ключей с указанием для каждой вершины значения ее счетчика появлений

· удаление вершины с заданным значением ключа

Рекомендации:

· Объявить и реализовать подпрограмму поиска. Поиск начинается с корня дерева и в цикле для каждой вершины сравнивается ее ключ с заданным значением. При совпадении ключей поиска заканчивается с выводом значения счетчика числа появлений данного ключа. При несовпадении поиск продолжается в левом или правом поддереве текущей вершины

· Объявить и реализовать рекурсивную подпрограмму добавления новой вершины в дерево. Подпрограмма использует один параметр-переменную, определяющую адрес текущей вершины. Если при очередном вызове подпрограммы этот адрес равен nil, то производится добавление нового элемента с установкой всех необходимых полей. В противном случае продолжается поиск подходящего места для новой вершины за счет рекурсивного вызова подпрограммы с адресом левого или правого поддерева. При совпадении ключей надо просто увеличить значение счетчика появлений

· Объявить и реализовать не-рекурсивный вариант подпрограммы добавления новой вершины в дерево. Необходимы две ссылочные переменные – адрес текущей вершины и адрес ее родителя. Сначала в цикле ищется подходящее место за счет сравнения ключей и перехода влево или вправо. Поиск заканчивается либо по пустому значению текущего адреса, либо в случае совпадения ключей (здесь просто увеличивается счетчик числа появлений). После окончания поиска либо создается корневая вершина, либо добавляется новая вершина как левый или правый потомок родительской вершины.

· Объявить и реализовать рекурсивную подпрограмму для построчного вывода дерева в обратно-симметричном порядке. Эту подпрограмму без каких-либо изменений можно взять из предыдущей работы.

· Объявить и реализовать рекурсивную подпрограмму для вывода всех вершин в одну строку в соответствии с возрастанием их ключей. Основа – обход в симметричном порядке. Дополнительно рядом со значением ключа в скобках должно выводится значение счетчика повторений данного ключа. Например:

5(1) 11(2) 19(5) 33(1) 34(4) . . . . .

· Объявить и реализовать подпрограмму удаления вершины: запрашивается ключ вершины, организуется ее поиск, при отсутствии вершины выводится сообщение, при нахождении вершины проверяется число ее потомков и при необходимости выполняется поиск вершины-заменителя

Главная программа должна предоставлять следующие возможности:

· создание дерева с заданным числом вершин со случайными ключами

· добавление в дерево одной вершины с заданным пользователем значением ключа

· поиск в дереве вершины с заданным ключом

· построчный вывод дерева в наглядном виде

· вывод всех вершин в порядке возрастания их ключей

· удаление вершины с заданным ключом

Задание 2.Построение таблицы символических имен с помощью дерева поиска. Постановка задачи формулируется следующим образом.

Деревья поиска широко используются компиляторами при обработке текстов программ на языках высокого уровня. Одной из важнейших задач любого компилятора является выделение во входном тексте программы всех символических имен (ключевых слов, пользовательских идентификаторов для обозначения типов, переменных, подпрограмм) и построение их в виде таблицы с запоминанием номеров строк, где эти имена встречаются. Поскольку каждое выделенное из текста имя должно отыскиваться в этой таблице, а число повторений одного и того же имени в тексте программы может быть весьма большим, важным для скорости всего процесса компиляции становится скорость поиска в таблице имен. Поэтому очень часто подобные таблицы реализуются в виде дерева поиска. Ключом поиска в таких деревьях являются текстовые имена, которые добавляются в дерево поиска в соответствии с обычными правилами упорядочивания по алфавиту.

Необходимо реализовать программу, выполняющую следующие действия:

· запрос имени исходного файла с текстом анализируемой программы

· чтение очередной строки и выделение из нее всех символических имен (будем считать, что имя – любая непрерывная последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы и не превышающая по длине 255 символов)

· запоминание очередного имени в дереве поиска вместе с номером строки исходного текста, где это имя найдено; поскольку одно и то же имя в тексте может встречаться многократно в разных строках, приходится с каждым именем-вершиной связывать вспомогательный линейный список номеров строк

· вывод построенной таблицы имен по алфавиту с помощью процедуры обхода дерева в симметричном порядке

· построчный вывод построенного дерева в наглядном представлении с помощью процедуры обхода дерева в обратно-симметричном порядке

Для упрощения программной реализации будем считать, что обрабатываемая программа удовлетворяет следующим непринципиальным условиям:

· в именах используются только строчные (малые) буквы

· отсутствуют комментарии

· отсутствуют текстовые константы, задаваемые с помощью кавычек ‘’

Например, пусть исходная программа имеет следующий вид:

program test;

var x, y : integer;

str : string;

Begin

x := 1;

y := x + 2;

write(x, y);

End.

Тогда для нее должна быть построена следующая таблица имен и дерево поиска:

y x write var test string str program integer end begin


begin 4
end
integer 2
program 1
str
string 3
test 1
var 2
write
x 2 5 6 7
y 2 6 7

 

Рекомендации:

1. В разделе описания типов ввести два ссылочных типа данных для динамической реализации дерева поиска и вспомогательных линейных списков. Описать связанные с ними базовые типы, определяющие структуру вершин дерева и узлов списка. Вершина дерева должна содержать строковое ключевое поле, указатели на двух потомков и два указателя на начало и конец вспомогательного линейного списка.

 

 


2. Объявить необходимые глобальные переменные, такие как номер обрабатываемой строки исходного текста и ее длина, номер обрабатываемого символа в строке (счетчик символов), сама текущая строка, текущее формируемое имя, имя исходного файла, файловая переменная, указатель на корень дерева

3. Объявить и реализовать рекурсивную подпрограмму добавления вершины в дерево поиска. За основу можно взять рассмотренную в предыдущей работе процедуру добавления, внеся в нее следующие небольшие дополнения:

· при вставке новой вершины создать первый (пока единственный!) узел вспомогательного линейного списка, заполнить его поля и поля созданной вершины дерева необходимыми значениями

· в случае совпадения текущего имени с ключом одной из вершин дерева добавить в конец вспомогательного списка новый узел с номером строки, где найдено данное имя

4. Объявить и реализовать рекурсивную подпрограмму для вывода построенной таблицы в порядке возрастания имен. Основа – обход дерева в симметричном порядке. Дополнительно для каждой вершины выводится список номеров строк, где используется данное имя. Для этого организуется проход по вспомогательному линейному списку от его начала до конца.

5. Объявить и реализовать рекурсивную подпрограмму для построчного вывода дерева в обратно-симметричном порядке. Эту подпрограмму без каких-либо изменений можно взять из предыдущей работы.

6. Реализовать главную программу, выполняющую основную работу по выделению имен из строк обрабатываемого текста. Формируемое имя объявляется как String, но обрабатывается как массив символов. Основной механизм формирования имени – посимвольная обработка текущей строки. Как только в строке после не-буквенных символов распознается буква, начинается выделение всех последующих буквенно-цифровых символов и формирование очередного имени. Обрабатываемая строка (тип String) рассматривается как массив символов. Удобно перед обработкой строки добавить в ее конце символ пробела. Номер текущего обрабатываемого символа задается переменной-счетчиком. Для отслеживания символов в формируемом имени также необходима переменная-счетчик.

Алгоритм работы главной программы:

· инициализация обработки исходного файла (запрос имени файла, открытие для чтения)

· цикл обработки строк исходного файла:

ü чтение очередной строки и определение ее длины

ü добавление в конец строки дополнительного символа пробела

ü инициализация счетчика символов

ü организация циклической обработки символов строки по следующему алгоритму:

a. если очередной символ есть буква, то:

Ø запомнить символ как первую букву имени

Ø организовать цикл просмотра следующих символов в строке, пока они являются буквами или цифрами, с добавлением этих символов к формируемому имени

Ø после окончания цикла установить длину сформированного имени (можно использовать нулевой элемент массива символов)

Ø вызвать подпрограмму для поиска сформированного имени в дереве

b. увеличить значение счетчика символов для перехода к анализу следующего символа

· вывод построенной таблицы в алфавитном порядке

· построчный вывод дерева поиска

 

6.5. Контрольные вопросы по теме

1. Какое дерево называется деревом поиска?

2. В чем состоит практическая важность использования деревьев поиска?

3. Какие преимущества имеет использование деревьев поиска для хранения упорядоченных данных по сравнению с массивами и списками?

4. Почему наивысшая эффективность поиска достигается у идеально сбалансированных деревьев?

5. Как находится максимально возможное число шагов при поиске в идеально сбалансированном дереве?

6. Приведите алгоритм поиска в дереве поиска.

7. Как программно реализуется поиск в дереве поиска?

8. Как выполняется добавление новой вершины в дерево поиска?

9. В чем смысл рекурсивной реализации алгоритма добавления вершины в дерево поиска?

10. Какой формальный параметр имеет рекурсивная процедура добавления вершины в дерево поиска и как он используется?

11. Приведите программную реализацию рекурсивной процедуры добавления вершины в дерево поиска.

12. Какие ссылочные переменные необходимы для нерекурсивной реализации процедуры добавления вершины в дерево поиска?

13. Как программно реализуется добавление нерекурсивная процедура добавления вершины в дерево поиска?

14. Какие ситуации могут возникать при удалении вершины из дерева поиска?

15. Что необходимо выполнить при удалении из дерева поиска вершины, имеющей двух потомков?

16. Какие правила существуют для определения вершины-заменителя при удалении из дерева поиска?

17. Опишите алгоритм удаления вершины из дерева поиска.

18. Приведите программную реализацию алгоритма удаления вершины из дерева поиска.

Тема 7. Дополнительные вопросы обработки деревьев. Графы.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 610;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.