Дунайские княжества.
Дунайские княжества, Молдавское и Валашское, находились на окраине османских владений, в контактной зоне с Центральной Европой. Упорным сопротивлением им удалось сохранить свое государственное существование. Во главе этих «господарств», как они именовались, стояли князья из крупных бояр, сочетавших в своем лице землевладельцев и служилое сословие. Но цепи зависимости от Высокой Порты становились все более тяжелыми. Господари назначались султанами по своему выбору (точнее - произволу); их назначение сопровождалось особой, помимо ежегодной, данью. Большие суммы уходили на подкупы турецких сановников. Княжества поставляли по заниженным ценам в Стамбул зерно, скот, лес; они обязаны были выставлять отряды для участия в военных походах османов. Пагубно сказывались на положении двух стран постои султанских войск и их содержание при передвижении по молдавско-валашским землям во время многочисленных, порой не прекращавшихся десятилетиями войн. Грозные османские крепости (Измаил, Бендеры, Килия, Джурджу, Турну-Северин), воздвигнутые на землях, исторически входивших в княжества, обеспечивали покорность князей и бояр.
В поисках освобождения боярство и православное духовенство обращали свои взоры в сторону крепнувшего Российского государства. Стоя на почве реализма, они не строили умозрительных схем освобождения собственными силами. Стремление встать под защиту России, признав свое подданство, стало константой внешнеполитических усилий княжеств на протяжении полутора веков (середина XVII - конец XVIII в.). В 1656 г. в Москву прибыло посольство молдавского князя Георге Штефана с такой просьбой, но сложность международной обстановки помешала осуществить эти планы. Однако подобные обращения настойчиво повторялись. В апреле 1711 г. Петр I подписал в Луцке «Диплом и пункты», в которых перечислялись условия перехода Молдавии в состав России: она сохраняла самоуправление, местные законы и дедовские обычаи, престол становился наследственным в роде Кантемиров.
Тем же летом Петр предпринял Прутский поход, оказавшийся неудачным. Под Станилештами русские войска и пришедшие им на помощь молдавские отряды были окружены втрое превосходившими турецкими силами. Штурм был отбит, но нечего было даже надеяться на успешный прорыв. Российским уполномоченным, щедро рассыпая золото перед пашами, удалось спасти армию. По договору Россия уступала Турции крепость Азов и только что возведенный Таганрог. Господарь Дмитрий Кантемир со своими сторонниками удалился в изгнание, став в России ученым с мировым именем. Страшная участь ожидала валашского князя Константина Брынковяну, обвиненного в сношениях с Петром. Он был вызван в Стамбул вместе с сыновьями. Здесь на глазах у несчастного отца палачи снесли головы четырех его сыновей, а затем казнили и самого старца. Но и эта расправа не утолила султанского гнева. Вместо местных уроженцев владыка стал назначать на престолы в Яссах и Бухаресте знатных греков из аристократических родов, проживавших обычно в константинопольском квартале Фанар (отсюда и название - фанариоты). Они прибывали в господарства в сопровождении большой свиты, занимавшей ведущие государственные должности.
Частой смене князей сопутствовали тяжелые поборы; дань все росла; местное боярство скудело, крестьянство нищало. Бегство из княжеств в соседние пределы стало массовым; села обезлюдели. В 40-х годах XVIII в. Николай Маврокордат, занимавший престол по очереди в Бухаресте и Яссах, издал указы, которые отменили в Валахии и Молдавском княжестве крепостное право и ограничили в определенной мере произвол феодалов установлением предела барщины.
Русско-турецкая война 1768-1774 гг. породила у молдаван и валахов надежду на скорое освобождение. Депутации от духовенства и бояр ходатайствовали в Петербурге перед Екатериной II: «О Богом дарованная и Богом венчанная всемилостивейшая государыня императрица и премилосердная обладательница наша! Не остави нас, единоверных и верноподданных Вашего императорского величества, не остави нас в жесточайшее и лютое поругание злочестивых и христианоненавидцев...» (молдавская грамота от 10 декабря 1769 г.). По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. российское правительство получило право «ходатайствовать» в пользу княжеств; с этого практически начался процесс восстановления их автономии и установления русского протектората.
В ходе русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Петербург вознамерился присоединить Дунайские княжества к России. Однако приближение столкновения с Наполеоном заставило его умерить свои требования. По Бухарестскому миру 1812 г., заключенному в мае за несколько недель до нашествия, к России отошло междуречье Прута и Днестра, получившие название Бессарабия, которое было отчленено от Молдавского княжества.
В 1821 г. в Валахии вспыхнуло восстание под водительством Тудора Владимиреску, направленное на подрыв власти Высокой Порты. Турецкие войска жестоко его подавили. Адрианопольский мир 1829 г., завершивший новую русско-турецкую войну, принес Дунайским княжествам значительное укрепление и расширение их автономии: прекратился «фанариотский» период в истории Валахии и Молдавии. Князья стали назначаться султаном с согласия царя из местных бояр, турецкие крепости срыты; были восстановлены национальные вооруженные силы; вместо многочисленных платежей вводилась твердо зафиксированная дань. Несколько лет администрацию в Яссах и Бухаресте возглавлял просвещенный генерал П.Д. Киселев. При его участии были выработаны Органические регламенты, конституционные акты для Молдавии и Валахии. Они предусматривали введение новой административной и судебной систем, поощрение промышленности и торговли, провозглашали равенство гражданских прав всех жителей. Однако феодальная структура землевладения не была отменена, а лишь видоизменена. Более того, земельные наделы крестьян были даже сокращены, а их повинности отягощены.
30-40-е годы XIX в.- время быстрого экономического, социального и культурного прогресса в княжествах. Запахивались все новые земельные площади, -развивались ремесла и торговля. Наступил культурный подъем - выходили книги и журналы на румынском языке, открывались учебные заведения; молодежь, сплошь из высших слоев, устремилась в западные университеты. Но бразды правления остались в руках великих бояр, действовавших, разумеется, в своих интересах. Царизм всячески их поддерживал, и набиравшее силу оппозиционное движение обратилось не только против местных консерваторов, но и против покровительствовавшей им официальной России.
Молдавия и еще в большей степени Валахия оказались в зоне европейской революции 1848 г. В Молдавском княжестве движение было подавлено в зародыше с введением царских войск. В Валахии революционеры выдвинули программу широких демократических преобразований. Движение было направлено своим острием как против внутренней реакции, так и против осуществлявшегося царизмом протектората. Оно было подавлено турецкими войсками, в княжество вступила и русская армия.
После трагических уроков 1848 г. в обоих княжествах широко распространилось стремление к их объединению, унии, и образованию Румынского государства. Условия для его создания созрели после Крымской войны. Унионистов поддерживали, руководствуясь совершенно разными соображениями, дипломаты Франции и России. Французы, используя тягу румынского общества к «латинской сестре», стремились завоевать в объединенной Румынии прочные экономические и политические позиции. Представители России после крымского поражения и утраты прежнего влияния на Балканах не хотели выступать против воли населения и пуще всего опасались укрепления в низовьях Дуная Турции, как и маячивших за спиной Высокой Порты Австрии и Великобритании. Поддержка Франции и России много способствовала успеху унионистов.
В 1859-1862 гг. произошло объединение Валахии и Молдавии в новое Румынское княжество. Первым его господарем стал Александру Ион Куза, человек широкого кругозора и сторонник реформ. При нем было ликвидировано монастырское землевладение, в 1864 г. осуществлена умеренная аграрная реформа; крестьяне за выкуп получили на правах частной собственности участки земли. На французский манер была реорганизована правовая и административная системы, заложены основы университетского образования, введен закон о всеобщем начальном обучении (оставшийся на бумаге), завершен перевод румынского языка с исторически сложившегося славянского алфавита (кириллицы) на латинский, усилена армия. Но реформы обходились дорого, многочисленное чиновничество обирало население, помещики выражали недовольство «излишествами» в проведении земельного закона. Радикалы осуждали склонность князя к режиму личной власти и начавшиеся гонения на оппозиционную печать.
Крайности сомкнулись: люди, выступавшие в 1848 г. по разные стороны баррикад, объединились ради свержения реформатора-князя. Современники нарекли группировку, устранившую 11 февраля 1866 г. Кузу с престола, «чудовищной коалицией» - настолько противоестественным представлялось им объединение былых антагонистов. Но альянс не являлся ни случайным эпизодом, ни преходящим событием, он отражал глубокие сдвиги в «верхах» румынского общества: буржуазия отрекалась от революционных грехов своей «молодости» и жаждала участия во власти под сенью «законной» монархии. В мае того же 1866 г. в страну прибыл Карл Гогенцоллерн Зигмаринген, отпрыск младшей ветви прусского королевского дома. Тогда же была принята новая Конституция, предусматривавшая довольно широкий перечень гражданских свобод, но и наделявшая монарха значительными прерогативами.
В 1870 г. в связи с франко-прусской войной в стране бурно проявлялось сочувствие к Франции, сопровождавшееся резкой критикой авторитарных наклонностей «пруссака на престоле». Карл пригрозил отречением. И тут обнаружилось, что не только консервативно настроенные помещичьи круги, но и либеральная оппозиция прочно стоят на лояльно-монархических позициях; власть Карла была поддержана парламентом.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2219;