Экология визуальной среды города


В последнее время интенсивно развивается новое научное направление в градостроительной экологии - видеоэкология, являющееся областью знаний о взаимоотношении человека с окружающей его видимой средой.

Видимая среда крупных городов все больше отличается от естественной природной среды и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека. Качество визуальной среды ухудшается применением новых строительных материалов в градостроительстве, повышением высотного уровня застройки, нарушением масштабности зданий и окружающего ландшафта, уменьшением площадей озелененных пространств.

В качестве наиболее потенциально опасных для человека видимых сред выделяют агрессивные и гомогенные поля. В современном городе страдает не только эстетика, но и существует реальная угроза физиологическим механизмам зрения, которые не могут полноценно работать в агрессивной и гомогенной средах, например: автоматия саккад, бинокулярный аппарат, on- и off-системы, аппарат аккомодации и т.п. Кроме того, агрессивные поля увеличивают вероятность возникновения психических расстройств и появления у жителей городов стрессового состояния, и являются предпосылкой возникновения функциональных и органических заболеваний.

Таким образом, неблагоприятную визуальную среду с уверенностью можно отнести к экологически опасным факторам, отрицательно влияющим на здоровье жителей городов и влекущим за собой немало медико-социальных последствий.

Понятие видимой среды как экологического фактора, впервые было введено В.А.Филиным. Под видимой средой следует понимать «окружающую среду, которую человек воспринимает через орган зрения во всем ее многообразии - это лес, берег моря, горы, здания, сооружения, это интерьер жилых и производственных помещений, автомашины, корабли, самолеты и т.д.». Естественная видимая среда полностью соответствует физиологическим нормам зрения. Искусственная же среда «все больше отличается от природной и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека». А.Н. Тетиор приводит его основные признаки:

· монотонная, гомогенная и мо­нохромная архитектурная среда;

· невыразительность зданий;

· дисгармоничная непропорциональность объемов, нарушение симметрии и масштабности в фасадах зданий;

· возведение немасштабных ландшафту зданий;

· отсутствие гармоничного композиционного единства с природной средой (рельефом, озелененными пространствами);

· образование крупномасштабных агрессивных сред и локальных полей визуального дискомфорта [37].

В.А. Филин выделяет два вида вредных для восприятия визуальных полей: гомогенная и агрессивная видимые среды [41].

Гомогенной видимой средой определяется такая среда, в которой «либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко сни­жено» [41].

Агрессивной видимой средой предлагается считать «среду, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов» [41].

Причины возникновения гомогенной видимой среды могут быть различными. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде сокращается в результате снижения различительной способ­ности глаз. Подобный эффект наблюдается у работников угольных шахт. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снеж­ными просторами Арктики или Антарктики. В современных усло­виях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве [41]. В городской среде это торцовые фасады зданий, асфальтовое покрытие и большие остекленные поверхности.

Причиной появления агрессивной видимой среды стало возведение многоэтажных зданий с большим числом окон и вертикальных рустов, использование всевозможных решеток, сеток, кровельного материала. Часто в текстильной промышленности используется агрессивный рисунок ткани, при производстве одинаковых изделий на пищевой, электронной, полиграфической, фармацевтической и других отраслях промышленности также имеет место агрессивная видимая среда. В итоге миллионы людей вынуждены пребывать в неблагоприятной визуальной среде и испытывать на себе мощное негативное воздействие

В специальной литературе обсуждается вопрос о стрессе, связанном с про­живанием в домах повышенной этажности. Это связано с оторванностью челове­ка от земли и изоляцией пространства вблизи квартиры [41].

Исходя из теоретических исследований предлагается считать комфортной визуальной средой - среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для комфортной среды характерны кривые линии разной толщины и контрастности, острые углы (особенно в верхней части видимой картины) в виде вершин и заострений, образующие силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность.

Природный ландшафт, в котором присутствует большое разнообразие видимых элементов, богатство красок и неповторимый силуэт, с полным правом можно отнести к комфортной визуальной среде.

В истории ландшафтного искусства зеленым насаждениям всегда придавалось исключительное значение в организации эстетически и экологически комфортной среды в парках, садах и скверах [7,8].

Аналогичный процесс имеет место и при зрительном восприятии таких архитектурных объектов как храмы, дворцы и усадебные постройки, имеющие чрезвычайную выразительность объемно-пространственных решений и фасадного убранства. Поэтому такие природоподобные здания и сооружения можно также отнести к элементам комфортной видимой среды, сохранение которых обосновано не только их историко-культурной ценностью, но и их экологичностью. А.Н. Тетиор, рассматривая понятие благоприятной городской среды, указывает в качестве обязательной ее составляющей - «комфортность визуальной среды».

Зонально-территориальная структура визуальной среды города. Действующее законодательство требует проработки градостроительного зонирования территорий городов. При этом выделение зон осуществляют с учетом требований к функциональному использованию (назначению), застройки (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов и отдельных участков. В состав чертежей, как показывает практика, входят схема территориального зонирования, схема санитарно-защитных зон, зоны охраны памятников и регулирования застройки, природные условия и экологические ограничения, охранные зоны инженерно-транспортных коммуникаций. Анализ схем и характеристик выделяемых зон показывает, что в ходе градостроительного зонирования в целом требования экологии учитывают. В частности обозначаются зоны негативных акустических воздействий, нарушенные территории (эродированные), вредные объекты и их санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны и т.п. Но, к сожалению, градостроительное зонирование не предусматривает определение территорий города по состоянию видимой среды. Дальнейшее развитие научного направления «Видеоэкология» и осознание обществом проблемы загрязнения видимой среды, позволит визуальной составляющей войти в систему градостроительного зонирования.

На основе анализа выделяемых специалистами негативных параметров видимой среды, таких как агрессивные и гомогенные поля, повышенный высотный масштаб застройки, монотонность, визуальное колористическое однообразие, низкие эстетические качества, можно сделать вывод, что определять качество и выделять соответствующие зоны следует по наличию и степени распространения того или иного негативного признака. Выявлять эти признаки следует в ходе натурного обследования.

Например, можно определять процентное соотношение количества агрессивных и гомогенных объектов к общему количеству зданий и сооружений на исследуемой территории, или в пределах бассейна видимости выделять границы распространения негативного влияния этих видимых полей.

Сомасштабными человеку высотными параметрами застройки специалисты предлагают считать уровень до трех этажей. Высота зданий не должна превышать высоту деревьев. Поэтому при выделении зон необходимо учитывать, что территории с застройкой, превышающей данные параметры, не могут быть отнесены к зонам с благоприятной видимой средой.

К «оздоравливающим» видимую среду города показателям следует отнести озеленение. Степень озеленения территории является весьма важным экологическим компонентом и весомым показателем качества визуальной среды, учитывая способность зеленых насаждений экранировать не только шумовое загрязнение, но и снижать визуальный дискомфорт от негативных визуальных полей. Поэтому степень озеленения и его состояние также следует учитывать в ходе зонирования.

Данные такой оценки территории следует использовать при зонировании в совокупности с результатами социологического опроса.

Зонирование территории города Брянска по состоянию видимой среды осуществлялось по результатам натурного обследования с оценкой указанных параметров видимой среды, сопровождаемое также социологическим исследованием, и с учетом результатов анкетного опроса*.

Были выделены зоны с благоприятной, нейтральной и неблагоприятной видимой средой. Остановимся на характеристиках выделенных зон.

Визуальную среду озелененных территорий (садов, парков, лесопарков, скверов, бульваров, овражных территорий) составляют зеленые насаждения, характеризующиеся большим разнообразием форм и цвета, что является основным видеоэкологическим показателем благоприятной для человека среды. Из негативных параметров этих территорий можно выделить плиточное мощение некоторых скверов и бульваров. Позитивно, что с точки зрения экологии визуальной среды на озелененных территориях города в большинстве случаев преобладает асфальтовое или грунтовое покрытие дорожно-тропиночной сети. Результаты натурного обследования подтверждаются данными социологического опроса населения, проводенного непосредственно на данных территориях. На вопрос «Испытываете ли Вы визуальный дискомфорт при нахождении на данной территории?», ни один из опрошенных не дал положительного ответа, за исключением овражных территорий. Респонденты жаловались на проблемы загрязнения территорий бытовым мусором и плохим состоянием грунтовой дорожно-тропиночной сети. Эти территории признаны памятниками природы и уже долгое время обсуждается вопрос об устройстве в оврагах зон рекреации. Учитывая их живописный ландшафт и высокую степень озеленения, территории оврагов были причислены к зонам с благоприятной видимой средой.

В состав зон с благоприятной видимой средой также вошли территории садовых участков. Основными критериями оценки этих территорий являлись высокая степень озеленения древесно-кустарниковыми и цветочными растениями, небольшие по размерам и с индивидуальным решением дачные домики, утопающие в зелени. Опрос дачников, проводимый на ряде садовых товариществ, показал, что отрицательных эмоций садовые участки не вызывают, что подтверждается стремлением горожан провести свободное время на территории дачи, несмотря на невыгодность выращивания культур.

Оценка территорий исторической застройки значительно сложнее, чем анализ вышеописанных зон, поскольку появляется такой совокупный критерий как параметрические характеристики застройки. Выделение данной зоны как благоприятной осуществлялось по следующим признакам:

· соразмерные масштабу человека высотные параметры застройки (не более 4-х этажей);

· наличие архитектурного декора фасадов;

· сложность архитектурной и пространственной композиции;

· (горизонтальное и вертикальное членение стен);

· наличие зеленых насаждений;

· отсутствие агрессивных и гомогенных полей.

Нельзя сказать, что на выделенной территории исторической застройки имеют место сразу все указанные признаки. Следует отметить, что выделенные исторические территории города Брянска, учитывая, что их застройка проводилась в разное время, представляют собой конгломерат зданий разных стилей (ретроспективная классика, конструктивизм), но в совокупности образуют единую архитектурную композицию. Поэтому на отдельных территориях может преобладать застройка с более сложным архитектурным решением фасадов и развитым декором, а на другом участке развита застройка со сложным объемно-пространственным и цветовым решением, или одноэтажная застройка. Как показали натурные исследования, исторические территории характеризуются как достаточно озелененные.

Опрос, проведенный в границах исторической застройки, показал, что 89% респондентов не испытывает визуального дискомфорта находясь на данной территории [40].

Нейтральной видимой средой города предлагается считать среду, которая не содержит объектов с высокохудожественными эстетическими качествами, вызывающими у населения восторг, умиротворение или другие положительные эмоции, и в тоже время не содержит объектов, вызывающих визуальный дискомфорт.

К зонам с нейтральной видимой средой отнесены территории, занятые застройкой усадебного типа (с приусадебными участками) и хорошо озелененные кварталы с застройкой не более 5 этажей.

Значительную часть территории города Брянска занимает застройка усадебного типа. В основном, видимая среда этих кварталов состоит из деревянных или кирпичных одно - двухэтажных домов чаще с хозяйственными постройками, приусадебными участками, на которых произрастают деревья, кустарники и цветники. Можно с первого взгляда отнести эту территорию к зонам с благоприятной видимой средой. Однако если подвергнуть более детальному анализу составляющие среду, обнаруживаются объекты с агрессивными признаками, например, ограждения в виде рядов деревянного штакетника, металлических решеток и шифера. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция в обшивке домов современными строительными материалами или обкладке их кирпичом. Но активность этих агрессивных полей незначительна, в виду их небольших размеров, и заглушается (нейтрализуется) за счет окружающей растительности и индивидуальности решений самих зданий и в целом всей композиции объектов на участке. Этим и обосновано решение об отнесении территорий усадебной застройки к нейтральным зонам. Тем более 62% опрошенных высказали мнение, что видимая среда этих территорий не вызывает у них дискомфорта.

К территориям с нейтральной видимой средой следует отнести жилую массовую застройку 1960-80-х гг. этажностью не более 5 этажей с хорошо развитой системой озеленения улиц и дворовых территорий. Застройка этой зоны не имеет высокохудожественных качеств, и в тоже время не обладает признаками агрессивности. Высокорослые деревья практически полностью закрывают безликие поверхности фасадов и наполняют их разнообразием, тем самым «оздоравливая» гомогенные и агрессивные видимые поля. Кустарниковая растительность служит своеобразным переходом к повышению масштаба застройки. Жители этих районов в принципе довольны окружающей их видимой средой. Только 22% опрошенных выразили недовольство визуальной средой квартала, а большинство - 78% респондентов ответили, что видимая среда у них не вызывает дискомфорта.

К сожалению, на территории города Брянска присутствуют участки с неблагоприятной видимой средой. На основе натурного обследования и анализа, присущих каждой территории негативных характеристик было решено отнести к зонам с неблагоприятной видимой средой следующие участки:

· многоэтажную застройку;

· производственные и складские территории;

· зоны повышенного визуального дискомфорта.

Практически всю многоэтажную (6 и более этажей) застройку последних лет можно считать неблагоприятной видимой средой. Поскольку застройка немасштабна человеку, имеет однообразное метрическое решение фасадов и их вертикального и горизонтального членения (расположение одинаковых по форме окон прямоугольной формы, балконов и лоджий, применение рустов), однообразие горизонтального завершения крыш, отсутствие цвета и неразвитость, а часто полное отсутствие озеленения и благоустройства. Т.е. в данной зоне преобладают признаки агрессивной видимой среды, воздействие которых никак не нейтрализуется. Недовольство видимой средой многоэтажной застройки высказали 51% опрошенных жителей города Брянска.

Есть примеры многоэтажной застройки с выразительным композиционным решением, - это элитные дома, построенные в последние 5 лет. Однако их не так много. Вблизи этих зданий процент недовольных видимой средой резко уменьшается, например, в районе «Дома с часами» на пл. Партизан, он составляет 15%.

Еще одной проблемной территорией города являются производственные и складские территории, включая гаражи. Их видимая среда представлена сооружениями в виде безликих «коробок» из кирпича, или возведенными из строительных материалов агрессивного характера, таких как гофрированные листы металла. Сооружения чаще весьма протяженны и имеют монотонный вид. Кроме того, в большинстве случаев эти территории «загрязнены» складируемыми предметами, образующими за счет однообразия и многочисленности агрессивную видимую среду.

Опрос работников производственных предприятий и покупателей на оптово-розничных базах показал, что видимой средой не довольны многие - 87% подтвердили, что испытывают дискомфорт при восприятии зданий и сооружений на этих территориях.

Выделение зон повышенного дискомфорта осуществлялось в пределах бассейна видимости агрессивных визуальных полей. К этим зонам были отнесены территории бассейна видимости объектов, для которых были определены повышенные коэффициенты агрессивности (это отдельно взятые здания, ограждения, полоса отвода железной дороги, территории ряда стадионов). Опрос населения показал, что многие респонденты ощущают явный дискомфорт от восприятия окружающей видимой среды. Например, на территориях, прилегающих к железнодорожной полосе, процент таких респондентов составил 89%, а вблизи агрессивных фасадов зданий - 75%.

Результаты проведенного исследования сведены в схему зонирования территории города Брянска по состоянию видимой среды, представленной в [40].

Рекомендации по видеоэкологической оптимизации проектных решений зданий и сооружений.Естественные элементы среды могут служить эталонами комфортной для человека визуальной среды. Однако человек на данном уровне своего развития не сможет жить в природном окружении. Поэтому, создавая окружающую нас искусственную среду, мы в первую очередь должны стремиться к природоподобию, как в отношении формируемых силуэтов зданий и сооружений, так и в их насыщении разнообразными по форме и цвету видимыми элементами. Это основное правило формирования комфортной визуальной среды, знать которое должны все специалисты, занимающиеся созданием и преобразованием окружающей искусственной среды.

Индивидуальная усадебная застройка наиболее приближена по своим характеристикам к комфортной видимой среде. Естественно нами рекомендуется развитие подобного типа застройки, но в условиях урбанизации следование этой рекомендации не представляется возможным. В настоящее время весьма развито коттеджное строительство, проектируемое по индивидуальным проектам с соблюдением понятий красоты и комфорта, но, к сожалению, такое жилье доступно лишь отдельным слоям населения. И без многоэтажного строительства, в первую очередь жилого фонда, не возможно дальнейшее развитие городов. Поэтому предлагаемые нами рекомендации направлены на оптимизацию проектных решений многоэтажной застройки, чаще всего формируемой негативную видимую среду.

Восприятие зданий и сооружений происходит во вре­мени и в движении - от силуэта, воспринима­емого с дальних планов, к прочтению компози­ции фасадов, прорисовке деталей. С учетом этих этапов восприятия и понятия о комфортной визуальной среде сформулированы следующие рекомендации.

Разнообразить видимую среду, снизить эффект монотонности, насытить ее «реперными» точками для фиксации взгляда и тем самым снять утомляемость от восприятия, можно за счет усложнения объемно-пространственной композиции застройки. Добиться этого эффекта можно следующими приемами:

· за счет проектирования зданий и сооружений более сложной конфигурации в плане, достигаемой поворотами, различными по размеру выступающими и западающими частями зданий как прямоугольной, так и криволинейной форм (рисунок 6.2). Следовательно, от проектирования протяженных прямоугольных в плане зданий и сооружений следует отказаться;

· за счет усложнения силуэта зданий и сооружений, достигаемой посредством создания объемов переменной этажности, башенок и шпилей, аттиков и фронтонов, высотных перепадов кровли и разных угловых размеров ее скатов, а также за счет создания крышных окон разнообразной формы;

· за счет группировки разнообразных по высоте зданий, но при условии их гармоничного сочетания с окружающим природным ландшафтом и существующим градостроительным комплексом. При проектировании в условиях сложившейся монотонной застройки особенно важно включать здания - акценты, высота которых незначительно превышает масштаб существующих зданий.

Человечество накопило громадный опыт видеоэкологичного решения объемно-пространственной композиции, достаточно вспомнить величественные соборы, церкви и дворянские особняки. Поэтому не составляет труда привести примеры, характеризующие вышеуказанные положения.

Из храмовой архитектуры, например, церковь Спасо-Гробовская (1904), расположенная на пр. Ленина в г. Брянске. Это своеобразный по композиции шатровый храм с кубическим основным объемом, трехапсидным алтарем полуциркульной формы и слегка пониженными полуциркульными выступами на северном и южном фасадах. Венчание храма пятиглавое: четыре небольшие луковичные главки на высоких барабанчиках окружают центральный барабан с граненым шатром.

Видеоэкологичные композиции современных зданий характерны в основном для индивидуальных жилых домов, для так называемого «элитного жилья». Формированию комфортной видимой среды в городе может способствовать развитие архитектурной бионики.

Видимая среда улиц городов в основном представлена плоскостями фасадов зданий и сооружений, поэтому их архитектурное решение заслуживает особого внимания. Комфортной визуальной средой руководитель Московского центра «Видеоэкология» В.А. Филин называет среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Следовательно, в качестве основного принципа разработки архитектурного решения фасадов предлагается считать введение разнообразных по форме и размерам видимых элементов, а также применение различных приемов их композиционного расположения и чередования.

Большинство многоэтажных зданий города характеризуется многократ­ным повторением одних и тех же элементов, превращающих фасады в монотонные, а часто и в агрессивные видимые поля. На фасадах зданий рассредоточено большое количество оконных проемов чаще одинаковой формы и размера, что не соответствует видеоэкологическим принципам формирования видимой среды. Попытки проектировщиков улучшить архитектуру зданий членением фасадов протяженных домов однообразными метри­ческими рядами вертикалей, образуемых груп­пами балконов или лоджий, не принесли желаемых результатов и не приблизили создаваемую этими зданиями видимую среду к комфортной.

С учетом видеоэкологических принципов организации визуальной среды в проектных решениях следует применять разнообразные варианты форм и размеров видимых элементов и в первую очередь окон, балконов и лоджий. К примеру, возможно применение используемых еще в древности арочных окон, имеющих значительное многообразие форм (лучковая, полуциркульная, стрельчатая, килевидная и т.д.), дающих возможность их чередования.

Декоративно-художественные элементы: портал, ордер, колонна, аркада, балюстрада, атланты и кариатиды, гербы, ка­пители, гирлянды, карнизы, плафоны, пилястры, эмблемы, орна­ментные вставки, замки и т.п. по своему решению весьма разнообразны. Следовательно, их активное использование в архитектурном оформлении фасадов зданий способно обогатить видимую среду комфортным содержанием. Историческая застройка города ярко иллюстрирует возможные варианты декорирования фасадов зданий. навесной вентилируемой фасадной системы, не отвечающей требованиям видеоэкологии, поскольку в решении фасадов сводится до минимума разнообразие декора и начинает преобладать типовые панели.

а)

 

 

Рисунок 6.2 - Архитектурное решение фасадов исторической застройки: а) здание областной библиотеки (г. Брянск, ул. К. Маркса, 5, арх. В.Н. Городков, А.Э Фридман, 1957); б) «Женская гимназия» (пл. К. Маркса, 2, арх. Н.А. Лебедев, 1907)

 

 

б

 

 

В

 

В архитектуре новостроек не смотря на большие строительные возможности, по-прежнему остаются прямые линии и огромное количество однообразных элементов. Более того, в городе наблюдается тенденция ухудшения видимой среды, за счет утраты архитектурных деталей, в ходе реконструкции зданий. Например, к утрате комфортного содержания здания ведет применение популярной в последнее время навесной вентилирунемой фасадной системы. Наглядным примером является варварское «закрытие» архитектурных деталей ценного исторического здания под облицовочным материалом вентилируемого фасада (рисунок 6.3). При этом не только наносится ущерб историко-культурному наследию города, но и заметно ухудшается видимая городская среда. Поэтому не рекомендуется использовать данный вид облицовочного материала при реконструкции зданий и сооружений.

 

Рисунок 6.3 - Реконструкция зданий, как пример ухудшения видимой среды

Цвет следует отнести к одному из мощных факторов, формирующих визуальную среду. Грамотное применение средств архитектурной колористки может не только повысить художественную выразительность зданий и сооружений, что немаловажно, но и стать решением видеоэкологических проблем. Оптическое явление цвета позволяет подчеркнуть характер исходной формы или пространства, создать цветовые акценты, откорректировать и даже изменить первоначальное решение - увеличить или уменьшить, объединить или расчленить плоскость, форму и пространство.

Цвет издавна был выразителем художественных достоинств архитектурной композиции. Долгое время возможности архитектурной полихромии, к сожалению, игнорировались. В результате в окраске городских зданий и сооружений стал преобладать монотонный серый цвет бетона, кирпича и асфальта. Но развитие индустриализации строительных процессов, приведшее к появлению гомогенных и агрессивных полей в городе, имеет и положительные стороны. В настоящее время широко развито производство различных по цвету строительных материалов и красочных покрытий, позволяющих архитекторам и дизайнерам применять в своих проектах расширенную цветовую палитру. Используя бесконечное цветовое разнообразие и возможные вариации их сочетания наряду с другими средствами, можно добиться архитектурной композиции, в полной мере отвечающей требованиям видеоэкологии и эстетики. При этом архитекторам-колористам не следует идти на поводу у застройщиков, стремящихся сэкономить на цветовых «средствах».

При разработке колоризации объектов городской среды следует учитывать ряд важных моментов [40]:

· проектирование колористики объектов узких пешеходных улиц требует учета небольшой скорости движения пешехода и возможности восприятия им окружающей среды. Поскольку в область видения пешехода попадают в основном ближняя зона - это 1-2 нижних этажа зданий, малые архитектурные формы, витрины и покрытие тротуара. Следовательно, в данном случае следует применять относительно мелкий цветовой масштаб для «партерной зоны» с детализацией цветовых компонентов;

· для объектов, расположенных на транспортных улицах, на которых характер восприятия пассажирами цветовой композиции более динамичен целесообразнее применение укрупненного цветового масштаба;

· при работе над колоризацией объекта, расположенного на площади или широкой улице, и воспринимаемого как из ближних видовых точек, так и из дальних, следует применять укрупненный цветовой масштаб для верхних частей объемов, и более мелкий для «партерной зоны»;

· при разработке колоризации ряда современных зданий, непосредственно соседствующих с яркими объектами исторической застройки, следует использовать нейтральный цветовой тон, выступающий в роли пассивного «фона». В данном случае ставка делается на цветовой и архитектурно-композиционный потенциал элементов исторической застройки.

В последние годы архитекторы предпринимают попытки по улучшению цветовой гаммы проектируемых ими объектов. К сожалению, подобных удачных примеров не много, к ним можно отнести здание по бульвару Гагарина, 3. Удачную архитектурную композицию этого здания (игра объемов, выступающих и западающих элементов, разнообразие форм и группировки оконных проемов) дополняют выделяемые цветом отдельные плоскости фасадов. Также весьма удачно используется архитектурная полихромия здания по пр. Ленина, 18.

Отдельно следует остановиться на проблеме размещения рекламных носителей на фасадах торгово-офисных зданий. Часто рекламное оформление представляет собой некий хаос, несущий большой поток информации жителям города. Рекламу с позиций видеоэкологии можно было бы рассматривать как визуальный акцент. Однако во всем должна быть мера. Перенасыщение информативным, насильно навязываемым горожанам, содержанием видимой среды, также ведет к агрессии. Особенно если сама рекламная вывеска представляет собою агрессивное видимое поле. Следовательно, при проектировании зданий и сооружений рекомендуется предусматривать места на фасадах для размещения рекламных носителей, определять концептуальное цветовое решение, как самого здания, так и предполагаемых рекламных вывесок; определять форму и размеры вывесок. При последующей эксплуатации зданий следует следить за рекламным оформлением и не допускать размещения вывесок не соответствующих проектной концепции.

Еще одной проблемой формирования благоприятной видимой среды в городе является выбор архитектурно-художественного решения ограждений зданий и сооружений. При разработке их решения также следует стремиться к разнообразию и природоподобию форм создаваемых ограждений, например, за счет сложного рисунка металлической конструкции, разных по размерам и форме завершений опор, компоновки секций разной длинны и т.п.

В городе много и отрицательных примеров устройства ограждений, формируемых собою агрессивную видимую среду, например прозрачные металлические ограждения из вертикальных прутьев, или протяженных железобетонных заборов. Рекомендуется избегать подобных решений или применять их только в комплексе с озеленением.

Экореконструкция агрессивных и гомогенных полей.Использование цвета, один из реальных и быстро осуществимых путей оздоровления агрессивных и гомогенных полей существующих объектов городской среды. Появление новых окрасочных составов и их

богатой цветовой палитры предопределя­ет перспективность данного вида мероприятия. С помощью цвета можно полностью устранить гомогенность видимой среды. Современные возможности колоризации позволяют создавать множество вариантов высоко-художественных и графических изображений на разные темы и стили, заполняя тем самым гомогенные поля соответствующим визуальным содержанием. Например, сюжетное панно на торцевом фасаде здания. При этом главное, чтобы соблюдались требования видеоэкологии, и гомогенное поле в результате не превратилось в агрессивную среду.

 

а) б) в)

 

г) д)

 

Рисунок 6.4 - Примеры колористического решения покрытий



Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 576;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.039 сек.