История русского градостроительства


Градостроительство феодального периода развития общества. Коренные земли восточных славян располагались по Днепру, верховьям Оки, Волги и Приильменской низменности. Именно здесь найдены и исследованы археологами городища – стоянки древнего человека. Екиауцкое (рисунок 1.5), Бискупинское и Березниковское городища дают представление о пространственной и планировочной организации древних поселений. Поселения нередко занимали островное положение, внешние границы – оборонительные деревянные стены. Вся территория городищ разбивалась параллейными улицами, проложенными с запада на восток. Дома располагались торцовыми стенами друг к другу. Отмечается правильность планировки и примерное равенство размеров домов (10х9 м). Интересно построение екимауцкого городища, похожего на круглый остров, обнесенный высокой деревянной стеной. Внутри городища по периметру стены располагались дома, в центре водоем. На рубеже X – XI вв. произошли глубокие прогрессивные изменения русского раннефеодального города: сближение с Византией, принятие христианства, что содействовало развитию торговли и росту городов. До X века русские города были деревянными (жилые дома, крепости, мощение улиц и др.). После принятия христианства (988 г.) в русских деревянных городах стали появляется каменные храмы (Киев, Новгород). При Ярославе Мудром территория Киева возрастает в пять раз. В этот период основаны – Гродно, Витебск, Торопец, Заславль. Вплоть до X века все русские города состояли из крепости («детинца»), близ которого группировались «подзащитные» населенные пункты (рисунок 1.20). Распад Киевской Руси не привел к полному упадку строительства, русские города продолжали развиваться и строиться.

Классифицируя древнерусские города по их очертаниям и направлениям территориального развития в дальнейшем, можно выделить четыре основ­ных планировочных типа [4]:

· города, первоначально имевшие раздробленную планировочную структуру;

· города, стремительно вырос­шие и образовавшие компактную территорию, которая напоминает круг или овал;

· города линейного типа, нанизанные на главную дорогу;

· города, развивавшиеся в междуречьях путем постепенных пристроек острога к острогу.

Характерными городами первого (раздробленного) типа являлись Черни­гов и Киев, возникшие на пересеченной местности и лишь впоследствии слившиеся воедино. К городам кругообразного типа относится большин­ство древнерусских городов, начиная с Великого Новгорода (рисунок 1.21). Третий (линейный) тип представлен Владимиром на Клязь­ме (рисунок 1.22), четвертый - демонстрирует Псков.

Обращаясь к приемам размещения храмов, необходимо различать храмы главные и второстепенные. Главный храм, как правило, принадлежал об­щегородскому общественному центру. Этим и объяснялось его централь­ное расположение в городе-на самых высоких и самых красивых местах.

Главные храмы, подобные киевской Софии, не были только культовыми зданиями. Государство основало ряд соборов и монастырей в память тех или иных выдающихся исторических событиях. Собор св. Софии в Киеве был построен на месте победы Ярослава Мудрого над печенегами - в «поле», примыкавшем к древнему Киеву. Такое дополнительное назначение культового здания, игравшего роль исторического монумента, сильно возвышало его, влияя и на размещение, и на размеры, и на саму трактовку архитектур­ной композиции. Храм-монумент требовал центрального местоположения в городе, больших размеров и спокойной централизованной композиции, включавшей в себя 5, 9 и даже 13 куполов. Первоначальный Софий-

 
 

 


 
 


 


ский собор в Новгороде (как и киевский Софийский собор) имел 13 глав; вто­рой, ныне существующий, каменный, был возглавлен пятью куполами. С развитием ремесленного производства уже в XII в. стала вырабаты­ваться листовая золоченая медь, и с этого времени на главных соборах появляются золотые шлемовидные купола. На фоне синего неба золотые главы соборов вызывали радостное, праздничное настроение. Западноевропей­ский город, несмотря на высокий художественный уровень готического зодчества, все же был тусклым и сумрачным по сравнению с русскими го­родами. Вот почему все иностранцы, побывавшие на Руси, с восторгом отзывались о многокрасочности русского города, встречавшего путешест­венников золотыми богатырскими шлемами церквей [4].

Правило строить монастыри и приходские церкви на подступах к городу - у главных речных и сухопутных дорог - прочно вошло в практику русских мастеров-«горододельцев». Цепь монастырей и церквей на левом высоком берегу Клязьмы, растянутая вплоть до Боголюбова и церкви Покрова на Нерли, является торжественным оформлением въездов во Владимир. Но не всегда такие сооружения строились с одной стороны от реки или глав­ной дороги. У подъезда, к позднее сформировавшемуся Переславлю-Залесскому, мы находим два симметрично расположенных монастырских ан­самбля - Горицкий и Данилов. Подобное расположение монастырей (а сле­довательно, и архитектурных вертикалей) являлось попыткой создать своего рода пропилеи города, невиданные в западноевропейской градо­строительной практике.

С образованием централизованного государства русское градостроительство получает новый импульс в своем развитии. В XV и XVI вв. русский город превращается в большую экономическую и политическую силу. Наибольший импульс развития получает Москва. Градостроительная деятельность Ивана III началась в Москве с перестройкой Кремля и монастырей – крепостей на подступах к столице.

На рубежах русского государства строятся мощные крепости-города – Иван-город (1492 г.), перестраиваются стены Новгородского кремля, в 1500 г. сооружается каменный кремль в Нижнем Новгороде с длиной стен более 2 км. Подъем русского градостроительства продолжается при Иване IV. С открытием волжского торгового пути строится Свияжская крепость, основываются приволжские города - Самара (1586), Саратов (1590), Царицын (1589). На севере и северо-западе государства получает развитие Ярославль и Кострома. Развивается церковное и храмовое зодчество. До настоящего времени нет достоверных сведений о населении русских городов того времени. Население Новгорода к середине XV века насчитывало до 50 тыс. жителей, Москва - до 120-150 тыс., Ярославль – до 40 тыс. жителей. Эти цифры сопоставимы с численностью населения крупнейших городов Европы [4].

Русские города (за исключе­нием кремлей) лишь в редких случаях получали геометрически правиль­ные генеральные планы. В этом отношении русский город напоминал западноевропейские средневековые города, переживавшие один и тот же исторический период. Большинство городов развивалось естественным путем, т. е. без предварительно составленного проекта планировки, хотя ряд фактов указывает на участие в строительстве города направляющей воли мастеров-«горододельцев» [4].

Наибольшее число русских городов имело радиальную или радиально-кольцевую планировочную структуру. Так, Москва, занимая центральное место на территории Древней Руси, являлась собирательным пунктом многих радиальных дорог, сходившихся к самому кремлю. Именно поэтому она и получила радиальный, звездообразный план, кото­рый впоследствии, т. е. после постройки стен Белого города и Скородума, превратился в радиально-кольцевой. Отчетливую радиально-кольцевую структуру имеет левобережная часть Новгорода, известная под названием Софийской стороны. План города в виде веера улиц вокруг кремля можно найти в Переславле-Залесском, Ростове Великом, Пскове, Костроме и многих других городах, где кремль располагался в середине городской территории.

Наряду с радиальными и радиально-кольцевыми планами нередко встре­чались прямоугольные планы, особенно распространенные в сибирских городах, возникавших в короткие сроки согласно «государевым указам». Среди них большой интерес представляет столица Сибири Тобольск. Тобольск разделялся на две части: нагорную (так называемый Верхний город) и равнинную (Нижний город), лежащую на 75 м ниже верхней площадки горы. В 1587 г. на крутом берегу Иртыша был построен прямоугольный деревян­ный острог, к которому впоследствии добавился такой же каменный с две­надцатью башнями под высокими шатровыми крышами. Эти два кремля, стоявшие на некотором расстоянии один от другого, были объединены потом деревянной стеной, в середине которой была построена надвратная башня, оформлявшая главный вход в Верхний город. Через эту башню проходила громадная лестница, имевшая, по описаниям начала прошлого столетия, 290 ступеней.

Центрами русских городов XV-XVII вв. обычно являлись кремли или, изредка, монастыри. Сравнивая кремль с западноевропейской городской цитаделью (т. е. с замком или «бургом»), нельзя не отметить существен­ных различий между ними. «Бург» служил только резиден­цией государственной власти в лице короля или менее значительного фео­дала, тогда как кремль, помимо княжеских или царских теремов, вмещал в себя церкви, административные здания, склады, арсеналы, а также пло­щади общественного назначения и, наконец, большое число жилых домов самой разнообразной социальной принадлежности. Уже из этого стано­вится понятным, что кремль имел более демократический характер, чем городские замки западноевропейских городов. Но, помимо этого, кремли значительно отличались от них своими размерами, планировкой и архи­тектурным убранством.

Представляя собой центральную часть города, снабженную всем необходи­мым вплоть до продовольственных складов и арсенала, кремль во время осад служил убежищем для всего городского населения. Это подтвер­ждается множеством исторических факторов, в частности обороной Мо­сквы при нашествии Девлет-Гирея. Отсюда и вытекали большие раз­меры кремлей. Городские замки Зальцбурга, Мантуи, Лондона и других европейских городов далеко уступали в размерах Московскому Кремлю и даже Новгородскому кремлю.

По сравнению с кремлями и монастырями площади и улицы в русских городах почти повсе­местно играли второстепенную роль. Улица в русском городе являлась только проездом. На главных улицах обычно устраивали бре­венчатые настилы; однако сам способ застройки не обеспечивал улицам большого архитектурного эффекта. Архитектурный эффект чрезвычайно живописных рубленых теремов частично или совершенно терялся для улицы. Застройка улиц на окраинах городов почти ничем не отличалась от деревенской: в русских городах, как например, в Новгороде, она состояла из рубленых изб, выходивших своими торцами на улицу, а на Украине вдоль улиц тянулись плетни и сады, пре­рываемые побеленными хатами. Однако улицы допетровских городов все же не были лишены живописности, т.к. каждая, даже самая простая по­стройка, возведенная в эпоху расцвета народного творчества, обладала определенным достоинством.

Главными площадями древнерусских городов обычно являлись соборные и торговые площади. Происхождение древне­русских городских площадей было идентичным возникновению площадей в средневековых западноевропейских городах. Поскольку храм дол­жен был производить наибольшее впечатление, все усилия зод­чих прилагались к выбору для него наиболее удачного места, к опреде­лению лучших видовых точек и, наконец, к разработке его архитектурных форм. Чаще всего собор располагался в середине площади и восприни­мался с угловых точек зрения, а при таком положении границы площади уже не имели решающего значения. Следует выделить характерные черты городских площадей XV-XVII вв.:

· относительно крупные размеры;

· большое разнообразие в формах площади;

· живописность силуэта застройки;

· тенденцию к раскрытию внешнего ландшафта.

По сравнению с главными площадями средневекового Парижа и Лондона Красная площадь, почти не изменявшая своих границ вплоть до нашего времени, кажется колоссаль­ной. Вероятно, не меньше ее была торговая площадь в Тобольске, и даже торжища внутри острогов не были небольшими площадками. Преоблада­ние размеров русских городских площадей над западноевропейскими объ­ясняется рядом причин, из которых главная заключалась в принадлеж­ности посадских земель государству. Именно поэтому с таким большим размахом и легкостью осуществлялась расчистка территории вокруг Мо­сковского Кремля при Иване III, оставившая после себя величайшую пло­щадь средневековой Европы - Красную площадь.

Русские кремли и монастыри.XVII век является эпохой архитектуры русских ансамблей – кремлей и монастырей, традиции искусства возведения которых уходят в глубокую древность (кремли X-XIII вв. в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире и др.).

В эпоху объединения страны при Иване III и Иване Грозном в XV-XVI веках возникает огромное количество укрепленных пунктов: крепостей, кремлей и монастырей, которые концентрическими кольцами располагаются вокруг Москвы с ее Кремлем: Донской, Новоспасский, Андронников, Новодевичий; далее - укрепленная линия монастырей и кремлей: Саввосторожевский в Звенигороде, Иосифо-Волокаламский монастыри, Троице-Сергиева Лавра, укрепленные кремли в Коломне, Зарайске, Серпухове, Туле и т.д. На севере – Кирилло-Белозерский, Ферапонтовский, Соловецкий монастыри; на западе – Иван-город, Копорье, Новгородский и Псковский кремли, создается грандиозный Смоленский кремль.

Во второй половине XVII в. крепостные ансамбли превращаются в архитектурные центры городов и населенных пунктов (после разгрома польской и шведской агрессии и присоединения Украины к России, рисунок 1.23). Построенные в разные эпохи различными зодчими, эти ансамбли представляют собой изумительное художественное целое, как бы созданное по единому замыслу одним мастером.

Московский Кремль, построенный в XV в. как первоначальная крепость, в XVII веке меняет свой крепостной характер, превращается в величественный архитектурный центр Москвы, каким он сохранился до наших дней (рисунок 1.24). Его грозные зубчатые башни были в XVII в. завершены стройными и живописными многоярусными шат-

 


 


рами, за его стенами были сооружены новые дворцы – Теремной и Потешный. Центр Кремля – соборная группа с объединяющим и завершающим этот ансамбль столпом «Иваном Великим». Московский Кремль послужил образцом для сооружений целого ряда кремлей в других стратегических центрах, защищавших подступы к Москве.

Кремль в Смоленске построен в конце XVI в . при Борисе Годунове русским мастером Федором Конем. Является одним из выдающихся произведений русского крепостного зодчества. Протяженность стен более 6 км, 32 башни. Монументальность сооружения, красота архитектурных форм, огромный объем работ, краткие сроки их выполнения ставят постройку в число чудес техники той эпохи.

Троице-Сергиева Лавра в г. Сергиеве служила прототипом создания украшенных монастырских ансамблей. Ансамбль Лавры – образец архитектурного единства – увенчан вертикалью колокольни (Д. Ухтомский, XVIII в.). Центр монастыря – группа соборов и «чертогов» (дворцовых сооружений) – Троицкий, Успенский Соборы, трапезная XVII в.

Иосифо-Волоколамский монастырь (XIV-XVII вв.) – замечательный ансамбль, в котором сочетается строгость архитектурных форм с богатством декоративного убранства и гармоничным сочетанием с окружающей природой. Над ансамблем возвышалась изящная многоярусная колокольня в стиле московского барокко (разрушена немцами).

Кирилло-Белозерский монастырь (к. XIV-XVII вв.) – огромный комплекс на севере России (г. Кириллов, Вологодской области). Характер архитектуры вполне соответствует суровой красоте северной природы; стены и башни отличаются лаконизмом, очень хорошо сочетающимся с изящными простыми формами в убранстве его храмов и прочих зданий; комплекс широко раскинулся среди обширных водных пространств и бескрайних далей северной природы, он не увенчан вертикалью, как это имеет место в московских ансамблях.

Новодевичий монастырь (XVII в., г. Москва) – построен в стиле московского барокко. Архитектура отличается стройностью, большим изяществом и декоративным богатством ажурных форм. Ансамбль увенчан стройной колокольней. Это одно из лучших творений русских мастеров (рисунок 1.25).

Период Петровских преобразований. В истории русского градостроительства период времени с 80-90-х годов XVII в. и до середины XVIII столе­тия, является значительным историческим рубежом. В этот период русский город в социально-экономическом и архитектурно-плани­ровочном отношении резко изменился по сравнению с допетровской эпо­хой и в короткое время прошел огромный путь про-

 


грессивного развития. В начале XVIII в. господствующей социальной силой в России являлось поместное дворянство и купечество. Через посредство магистратов ку­печество было втянуто в городское строительство и, в частности в строи­тельство общественных зданий - ратуш, школ, «гошпиталей» и сиротских домов. С развитием ремесленного производства значительно повысился процент ремесленного населения в посадах, это способствовало образованию новых типов населенных мест - промышленного города и промышленного поселка. К концу правления Петра в России было уже около 200 мануфактур, по соседству с которыми выросли новые промышленные города и поселки. К их числу относятся Петрозаводск, Екатеринбург (основанный историком и общественным дея­телем XVIII в. В. Н. Татищевым на Урале), а также поселки при Невьянском и Уктусском заводах.

Появление новых типов населенных мест в виде промышленных городов и поселков сопровождалось еще более интенсивным строительством горо­дов-крепостей. Их отли­чали более мощная система оборонительных укреплений, более строгая разбивка и совершенно исключительное разнообразие планировочных приемов. В совершенстве своих оборонительных устройств крепости пет­ровского времени могли конкурировать с самыми передовыми крепостями западно-европейских стран.

С образованием Комиссии строений государство взяло в свои руки строительный контроль. Предва­рительное составление генеральных планов стало внедряться в градо­строительную практику; гражданское строительство начало преобладать над церковным, решительным образом развивалось благоустройство го­родов. Мощение улиц не только бревенчатым настилом, но и торцами и камнем, устройство кюветов, обсадка проездов деревьями, ноч­ное освещение улиц - все это было введено в петровское время. Самым существенным достижением петровской эпохи был переход к регулярной планировке в застройке городов. Геометрически правильные прямоугольные планы имели многие русские кремли, монастыри и особенно деревянные рубле­ные «остроги» и крепости на окраинах страны и в Сибири. Однако пере­нести «регулярство» с внешнего контура города в его середину, сделать улицы идеально прямыми, а их сочетания подчинить той или иной гео­метрической схеме было нелегкой задачей. Еще более трудно было заста­вить частных застройщиков выносить здания на красные линии улицы. Петр воздействовал на застройщиков штрафами и даже конфискацией неправильно построенных домов. Благодаря этим мерам уже в 20-х годах XVIII в. Петру удалось осуществить переход к регулярной планировке и застройке во всех вновь основанных городах, включая и столицу империи. Указы

Рисунок 1.26 – Генеральные планы столичных городов: С. Петербург (XVIII в.) и Москва ( XVII в.)  

 


Рисунок 1.27 – Схемы градостроительного развития С.Петербурга и Москвы    
 

Петра о «красных линиях», о противопожарном разуплотнении застройки, о развитии каменного строительства (в Петербурге), распоряжения о ши­роком применении зеленых насаждений, о строительстве набережных, осушительных работах, замощении и освещении улиц в ночные часы со­ставили целый кодекс строительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе. Петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства. Главными факторами, способствовавшими строительству городов были:

· развитие товарности сельского хозяйства;

· рост мануфактурности промышленности;

· освоение новых земель;

· борьба с пожарами, мероприятия по улучшению санитарного состояния, повышение декоративности и др.

Одновременно с составлением генеральных планов Москвы и Петербурга (рисунок 1.26) Комиссия для строений разрабатывала планы для крупных и малых городов империи. Генеральные планы являлись обязательными для реконструкции и дальнейшего развития городских территорий. До начала XIX века регулярные планы получили: Ярославль, Архангельск, Тверь, Коломна, Нижний Новгород, Богородицк, а также уездные малые города – Севск, Мышкин, Рыбинск, Муром, Брянск и др.

Опыт Петербурга и Москвы не мог не отразиться в провинции. После окончания Отечественной войны 1812 г. снова возобновилась планировоч­ная и строительная деятельность, и если комиссия Бецкого подготовила генеральные планы городов, то осуществление этих планов в натуре ши­роко развернулось только в начале XIX в. В короткие сроки в Уфе, Ко­строме, Ярославле, Полтаве и многих других городах (включая и насе­ленные пункты юга России) образовались новые центры, вокруг которых сложились крупные городские районы, застроенные в архитектурных фор­мах позднего классицизма.

Центр русского провинциального города середины XIX в. ярко выделялся своими большими размерами, богатством силуэта и наибольшей высот­ностью застройки. В центре возвышалось много старых живописных церк­вей, к которым зодчие классицизма добавили колонные портики присут­ственных зданий, неизменную пожарную каланчу, гауптвахту и бело-жел­тые галереи гостиных дворов. В отдалении от центра, застройка становилась ниже, постепенно уступая место пустырям и садам, и, наконец, за заставами простирались поля, среди ко­торых тянулись широкие тракты, осененные белоствольной колоннадой берез [4]. Таким образом, русский город, включивший в себя архитектуру допетровской и послепетровской России, имел не только хорошо скомпо­нованный регулярный генеральный план и ярко подчеркнутый центр, но и прекрасно вписывался в окружающую природу, сообщавшую ему непо­вторимые местные черты.

К на­чалу XIX в. значительно расширилась номенклатура городских площадей по их назначению. Интенсивное развитие русской торговли привело к распространению торговых площадей. Почти во всех городах воз­никают торговые площади, начиная с центральных рыночных площадей, окруженных торговыми рядами, и кончая обширными дровяными и сенны­ми площадями, лежавшими на окраинах городов. Наряду с торговыми площадями во второй половине XVIII века появляются специальные площади у городских застав и мостов; церкви допетровского времени, как правило, освобождаются от примыкавшей к ним застройки, и ряд городов получает много церковных и соборных площадей, окружен­ных бело-желтыми «ампирными» домами. Но, помимо этого, в период господства классицизма формируются совершенно новые типы площадей, а именно театральная площадь и площадь для военных парадов. В архитектуре театров русские мастера в короткий срок далеко обогнали Западную Европу. Театральные здания, лучшие из которых представ­лены Большим театром в Москве и Александрийским театром в Петербур­ге, достигли не только громадных размеров, но и совершенно исключитель­ной монументальности и торжественной простоты.

Желая сделать «Санкт-Питер-Бурх» достойным соперником самых передо­вых городов Западной Европы, Петр I обратил особое внима­ние на планировку и застройку улиц. Прямолинейность улиц была непременным условием. В той же мере считал он обязательной и регулярную застройку с размещением домов вдоль улицы по внешним границам кварталов. Эти требования, энергично и неуклонно проводив­шиеся на практике, произвели целую революцию в русском градостроитель­стве. В таких условиях улица превращалась в городскую дорогу, и только удачно стоящие церкви или группы разросшихся старых деревьев оживляли и дела­ли живописной ее перспективу.

В Петербурге подобные улицы совершенно не допускались. Петр лично на­мечал направления улиц путем установки вех и обязывал домовладельцев вести застройку «вплоть нити», протянутой между вехами, а лиц, нарушав­ших этих правила, лишали построенных зданий и сверх того штрафовали.

Одновременно с введением прямолинейных улиц значительно возросла их абсолютная ширина. Так, например, Невский проспект уже в петровское время получил ширину от 25 до 40 м на разных участках, а рядовые улицы получили ширину 14-16 и даже 20 м, что превосходило среднюю ширину допетровских улиц по крайней мере в 2-3 раза. Большая ширина петер­бургских улиц объясняется тем обстоятельством, что почти каждая из них имела вначале либо осушительные кюветы по сторонам проезжей части, либо довольно широкие каналы, проходившие по середине. Во второй поло­вине XVIII в. большинство каналов было засыпано, но возросшая вследст­вие этого ширина улиц стала считаться уже нормальной. Именно поэтому все без исключения города XVIII и начала XIX в. получили широкие ули­цы, во многих случаях обсаженные деревьями. Устройство бульваров еще в петровское время переросло в широкие мероприятия по озеленению горо­дов. Петербург был окружен двумя зелеными поясами вдоль Фонтанки и Мойки.

Деятельность Комиссии строений под руководством Еропкина, Коробова и Земцова по преимуществу заключалась в строительстве улиц. Архитек­турный прием прямолинейной улицы, устремленной к той или иной шпилеобразной башне, в это время еще более укрепился. Три лучевых про­спекта Петербурга - Невский, Вознесенский и Гороховая улица - вели к Адмиралтейской башне; Царскосельский проспект замыкался колоколь­ней Петропавловского собора; в конце Литейного проспекта стоял укра­шенный башней Литейный двор, а, помимо того, на многих проспектах столицы высились постоянные или временные триумфальные арки. Прокладывая новые улицы, Еропкин, Коробов и Земцов практически осу­ществляли их застройку, стремясь к регламентации этажности на всем протяжении улиц. Они впервые установили «красные линии», определяв­шие высоту застройки в абсолютных мерах. Как общее правило, этажность возрастала от периферии к центру города, образуя три концентрические зоны: одноэтажную (на окраинах Петербурга), в полтора этажа (в проме­жуточной зоне) и в два этажа на территории петербургского центра. Боль­шие радиальные улицы, пересекавшие все три зоны этажности, вследствие этого получали ступенчатую застройку, а в противоположность им кольце­вые улицы имели горизонтальный, идеально правильный силуэт. Помимо этого, Комиссия строений значительно повысила благоустройство улиц пу­тем замощения, озеленения и освещения при помощи масляных фонарей. В екатерининское время в архитектуре улиц произошел второй и не менее значительный перелом.

Со­гласно этому строительному распоряжению Екатерины II, высота застройки определя­лась в 10 саженей (21,3 м). В первую очередь десятисаженной высоты достигли здания, примыкавшие к Зимнему дворцу, т. е. Эрмитаж, Эрми­тажный театр и др., а затем новый высотный уровень распространился на Невский проспект и далее на все петербургские улицы, обеспечив строгую горизонтальность их силуэтов [4]. Было предложено также максимально уплотнять застройку, в результате чего появилась сплошная периметральная застрой­ка кварталов, столь характерная для всех городов периода господства искусства классицизма. Отныне улицы, застроенные невысокими домами с большими разрывами между ними, совершенно исчезают. Дома выра­стают в высоту, смыкаются друг с другом, образуя сплошные шеренги, и улица превращается в каменный коридор.



Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 521;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.031 сек.