Практическое задание N 1. 32
Написать и отладить программу с рекурсивным вызовом процедур:
Ученики двух групп имеют порядковые номера от 1 до N в каждой группе. В процедуре P_1 функцией Random определяются два числа "a" и "b" от 1 до N. Если числа разные, то два участника с номерами "a" и "b" выбывают, оставшиеся ученики перенумеровываются от 1 до (N-1) и играют дальше (процедура P_1 повторяется с новыми значениями "a" и "b"), иначе выводится значение совпавшего номера, ученики получают приз и процедура P_2 предлагает играть снова.
Разработка модулей
Известно, что откомпилированная программа размещается в отдельном сегменте памяти, т. е. не может превышать 64 Кбайта. Для создания больших программ в Турбо-Паскале предусмотрено подключение к основной программе откомпилированных модулей. Модуль включает в себя, как правило, большое число процедур, выполняющих однотипные операции, например, работа с графикой, операции с комплексными числами, матричные операции и т. д. Модуль определяется как программа, начинающаяся со служебного слова "Unit" и включающая в себя интерфейсную, исполняемую и инициирующую части.
Интерфейсная часть модуля начинается со служебного слова "Interface" и состоит из раздела описания глобальных имен типов, меток, констант, переменных, а также заголовков процедур, доступных основной программе.
Исполняемая частьмодуля начинается со служебного слова "Implementation" и содержит полное описание процедур (заголовок, разделы описания и выполнения), заголовки которых перечислены в интерфейсной части, а также локальных имен типов, меток, констант и переменных, используемых в инициирующей части.
Инициирующая часть модуля начинается со служебного слова "Begin" и содержит блок операторов, выполняемых при подключении модуля к основной программе. Инициирующая часть вместе со словом "Begin" может отсутствовать или быть пустой. Заканчивается модуль служебным словом "End. " с точкой.
Содержимое исполняемой и инициирующей частей не доступно основной программе, связь модуля с основной программой осуществляется через интерфейсную часть модуля.
Структура модуля имеет вид:
Unit Name_M;{ Name_M - имя модуля }
{-----------------------------------------------------------------}
Interface{ Интерфейсная часть модуля}
{------------------------------------ раздел описания глобальных имен}
Type MM= array[1..10, 1..10] of real; { описание типа}
Var Max_F, Min_F: real;{описание глобальных переменных}
{-----------------------------------------------------------------}
Procedure Name_P(p1: real; p2: MM);{ описание заголовков процедуры}
Function Name_f(p3, p4: real): real;{ и функции}
{-----------------------------------------------------------------}
Implementation{Исполняемая часть модуля}
{-------------------------------------- раздел описания локальных имен}
Const C = 'Подключен модуль Name_M';{ задание локальной константы}
Procedure Name_P;{Полное описание процедуры}
{ Раздел описания процедуры}
Begin { Раздел выполнения процедуры} End;
Function Name_f: real;{Полное описание функции}
{ Раздел описания функции}
Begin { Раздел выполнения функции} End;
{---------------------------------------------------------------- }
BEGIN{ Инициирующая часть модуля}
Writeln(C);{операторы модуля}
END.
Отметим, что в интерфейсной части модуля запрещается делать опережающее описание процедур. Запрещается также рекурсия модулей.
Модуль записывается в файл с именем модуля, например, Name_M. pas. Затем файл компилируется, при этом получается файл с расширением ". tpu", например, Name_M. tpu, который автоматически записывается в каталог, указанный в опции Options, Directories, EXE & TPU, иначе - в текущий каталог. При запуске программы, использующей модуль, файл с расширением ". tpu" ищется в каталоге, указанном в опции Options, Directories, EXE & TPU или Unit Directories, либо в текущем каталоге.
Подключение модулей осуществляется в начале основной программы с помощью служебного слова "Uses" с указанием имен модулей, например:
Program Pr_1;
Uses Name_M1, Name_M2;
Если в основной программе имя идентификатора совпадает с именем, объявленным в интерфейсной части подключенного модуля, то используются значения, присвоенные идентификатору в программе. Если одинаковые имена встречаются в интерфейсной части подключенных модулей (например в Name_M1 и Name_M2), то используются значения, присвоенные идентификатору в последнем описанном модуле, т. е. в Name_M2.
Приведем пример разработки и подключения модуля. В модуле опишем процедуры работы с матрицами.
Unit MATR_1;
{-----------------------------------------------------------------}
Interface
{-----------------------------------------------------------------}
Type M = array[1..10, 1..10] of real;
M1 = array[1..10] of real;
Procedure MAT_1(a:M; var b:M; n: word);
Procedure MAT_2(a:M; var b:M1; n: word);
{-----------------------------------------------------------------}
Implementation
{-----------------------------------------------------------------}
Procedure MAT_1;{создание матрицы "B", транспонированной к "A"}
var i, j: word;
begin for i:=1 to N do for j:=1 to N do b[i,j]:=a[j,i]
end;
{-----------------------------------------------------------------}
Procedure MAT_2;{расчет квадратов диагональных элементов}
var i, j: word;
begin for i:=1 to N do b[i]:=a[i,i]*a[i,i]
end;
{-----------------------------------------------------------------}
END.
В основной программе PR_1 подключается модуль MATR_1 и используются процедуры MAT_1 и MAT_2.
Program PR_1;
Uses MATR_1;
Type MM = M; MM1 = M1;
Var a1,a2,a3: MM; b1,b2: MM1; i,j,n: word;
Begin Writeln('введите размерность матрицы N='); Readln(n);
Randomize;
for i:=1 to n do for j:=1 to n do a1[i,j]:=random(20)+1;
MAT_1(a1, a2, n); MAT_1(a2, a3, n);
Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1386;