Пример двухсвязанного циклического списка
Определим функции при работе со списком с пояснениями, представленными на рис. 7.1:
0 - просмотр влево (подпрограмма PRL);
1 - просмотр вправо (подпрограмма PRR);
2 - удаление (подпрограмма DEL);
3 - вставка (подпрограмма BCT);
4 - конец работы.
При проходе первого элемента переводится строка.
Рис. 7.1. Операции с узлами двухсвязанного циклического списка
Program SW_Spisok2;
{ Демонстрационный пример использования динамических переменных: двухсвязанный циклический список }
Uses crt;
Type P=^dat;
dat=Record
INF:char; { любой нужный тип элемента списка }
L,R:P;
end;
Var Point, { указатель на начало кольца }
lef,rig,n:P;
ch:char;
Procedure PRL; { процедура сдвига влево }
Begin
rig:=lef;
lef:=rig^.l; { сдвиг указателей }
Write(lef^.inf);{ вывод информационного поля }
If lef=Point then
Writeln; { начало кольца }
end;
Procedure PRR; { процедура сдвига вправо }
Begin
lef:=rig;
rig:=lef^.r;
Write(lef^.inf);
If lef=Point then
Writeln;
end;
Procedure DEL; { процедура удаления }
Begin
If lef^.l=lef^.r then{ не менее 2х элементов }
Writeln('Осталось два элемента')
else
If lef=Point then
Writeln('Начало списка')
else
Begin
rig^.l:=lef^.l; { изменение указателей }
lef^.l^.R:=lef^.r;
Dispose(lef); { возвращение памяти }
lef:=Rig^.l;
end;
end;
Procedure BCT; { процедура вставки }
Begin
ch:=ReadKey; Write(ch);
NEW(n);
n^.inf:=ch;
n^.l:=lef; { связи из нового узла }
n^.r:=rig;
rig^.l:=n; { указание на новый узел }
lef^.r:=n;
rig:=n;
writeln;
end;
Begin { непосредственно сама программа }
ch:=ReadKey; Write(ch);
NEW(rig);
rig^.inf:=ch; { первый правый узел }
ch:=ReadKey; Write(ch);
NEW(lef);
lef^.inf:=ch; { первый левый узел }
rig^.l:=lef;
rig^.r:=lef;
lef^.l:=rig;
lef^.r:=rig;
Point:=lef; { начало кольца }
Repeat
Ch:=ReadKey;
Case ch of { анализируем введенную команду }
'0': PRL;
'1': PRR;
'2': DEL;
'3': BCT;
'4': Writeln('Конец')
else
Writeln('Неверный ввод')
end;
Until ch='4'; { пока не встретим команду «конец» }
end.
Указатели без типа
Турбо Паскаль содержит стандартный ссылочный тип, который позволяет не конкретизировать базового типа и считается совместимым со всеми ссылочными типами.
Var <имя_указателя> : pointer;
Работа с ними подразумевает их преобразование в указатели, ссылающиеся на значения конкретного типа, например, при необходимости организовать список, состоящий из записей различных типов.
Для создания и удаления переменных с такими указателями соответственно используются процедуры:
GetMem (<указатель>,<размер>);
FreeMem (<указатель>,<размер>);
Размер участка памяти указывается в байтах, обычно с применением функции SizeOf:
GetMem (Ptr,SizeOf(R));
Для работы с нетипизированными указателями используются дополнительные функции, здесь не рассматриваемые.
Контрольные вопросы
1. Что означает термин «статические переменные»?
2. Как производится обращение к статическим переменным?
3. Что означает термин «динамические переменные»?
4. Как производится обращение к динамическим переменным?
5. В каких случаях используются динамические переменные?
6. Что такое «указатели»?
7. Для каких целей используются указатели?
8. Что такое «пустой указатель», и как он обозначается?
9. Для чего используется операция взятия адреса?
10. Что такое «разыменование»?
11. При каком значении указателя его нельзя разыменовывать?
12. Как выглядит процедура создания динамической переменной?
13. Что происходит при выполнении процедуры создания динамической переменной?
14. Что можно определить с помощью функции MaxAvail?
15. Как выглядит процедура уничтожения динамической переменной?
16. Что происходит при выполнении процедуры уничтожения динамической переменной?
17. С помощью какой функции можно определить максимальный размер непрерывного участка свободной памяти?
18. Какой тип совместим со всеми ссылочными типами?
Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1495;