Экологические кризисы и экологические катастрофы


В учебной литературе существует несколько определений гло­бального экологического кризиса. Известный отечественный ученый-эколог Н. Ф. Реймерс (1990) дал такое определение глобального эко­логического кризиса: «Напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответ­ствием развития производительных сил и производственных отно­шений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возмож­ностям биосферы».

Есть и другое определение: «Экологический кризис - критичес­кое состояние окружающей среды, угрожающее существованию че­ловека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений» (Экологический словарь, 1993). Приведем еще одно определение глобального экологическо­го кризиса: «Экологический кризис - состояние нарушения устой­чивости глобальной экосистемы (биосферы), в результате которо­го происходят быстрые (за время жизни одного поколения людей) изменения характеристик окружающей среды и, в первую очередь, концентрации биогенов» (Арский и др., 1997). При этом авторы ре­комендуют не путать глобальный экологический кризис с локальны­ми экологическими нарушениями. Некоторые определения подразу­мевают, что экологический кризис приведет к глобальной экологи­ческой катастрофе. Однако, рассматривая прошлые глобальные экологические кризисы, часть авторов (Будыко, 1984; Реймерс, 1992) констатируют их благополучное разрешение.

Первым считается кризис присваивающего хозяйства: собира­тельства и примитивной охоты. Полагают, что он возник в связи с истощением естественных запасов плодов, съедобных растений, с истреблением небольших животных в местах обитания древних лю­дей. Кризис удалось преодолеть путем перехода на коллективную охоту на крупных зверей с применением более совершенных орудий: лука, копья, гарпуна и разделения труда между участниками охоты. Новый экологический кризис возник, как полагают, в конце ледни­кового периода, когда стали исчезать крупные животные - шерстис­тый носорог, пещерный медведь, мамонт. Этот кризис связывают с перепромыслом крупных зверей весьма искусными охотниками, воз­росшую численность которых не могла обеспечить естественная кормовая база. Выход из этого кризиса был найден в переходе от присваивающего к производящему хозяйству. Развитие животно­водства и земледелия определило прогресс человечества на несколь­ко тысячелетий.

Следующий кризис возник в аридных районах - местах древне­го орошаемого земледелия. Полагают, что этому способствовали полное сведение лесов и чрезмерная нагрузка примитивного земле­делия на почвы, вызвавшие их ускоренную эрозию и засоление. Те­перь в этих районах Северной Африки, на Ближнем Востоке, в Сред­ней и Центральной Азии находятся пустыни. Опустыниванию арид­ных районов способствовал и перевыпас скота. Процессы расшире­ния пустынных территорий из-за перевыпаса скота и нерациональ­ного земледелия продолжаются и в наше время. Во многих районах они приобрели характер крупных региональных экологических ка­тастроф.

Нарастание современного экологического кризиса во взаимоот­ношениях природы и общества связывают с научно-технической ре­волюцией. При этом региональные кризисные ситуации, возникаю­щие из-за истощения природных ресурсов, успешно разрешаются совершенствованием технологий поиска, добычи, транспортиров­ки, переработки традиционных природных ресурсов, использовани­ем новых ресурсов и изготовлением синтетических материалов.

Более грозные свидетельства нарастающих кризисных ситуаций во взаимоотношениях общества и природы в разных регионах свя­заны с деградацией естественных природных экосистем, вызванной чрезмерной нагрузкой на биоценозы, ростом народонаселения и за­грязнением окружающей среды.

Так, очевидна экологическая катастрофа на о. Гаити. Десятилетия исполь­зования подсечного земледелия, нерациональная агротехника оставили земли истощенными и бесплодными. Сегодня только на 2 % территории Гаити сохра­нились леса. Бурое кольцо грязи окружает берега острова: эродированная поч­ва смывается в бирюзовые воды Карибского моря, оставляя за собой тропиче­скую пустыню (Небел, 1993). По последним оценкам ООН, в 1992 г. числен­ность населения на острове площадью 77 тыс. км2 составляла более 14 млн че­ловек. При сохранении тех же темпов прироста населения (общая рождаемость в Гаити 4,9 млн человек и в Доминиканской Республике 5,6 млн человек, при этом около трети новорожденных умирает) к 2025 г. общая численность насе­ления в этих двух островных государствах достигнет 24 млн человек (Народо­население, 1994). Однако уже в 1994 г. около 60% трудоспособного населения в Доминиканской Республике были безработными.

Несомненно, что обострение кризисных взаимоотношений сопровождается разрушением естественных экосистем. Катастрофическая ситуация распрост­раняется и на ближайшие к острову морские биоценозы. Она затрагивает эко­номику соседних стран, куда происходит интенсивная легальная и нелегальная миграция населения с Г аити, и тех государств, которые самостоятельно или че­рез международные организации оказывают помощь Гаити.

Часто экологические катастрофы вызываются естественными причинами: извержениями вулканов, землетрясениями, падением метеоритов, массовым размножением животных.

Во многих случаях они связываются как с естественными причинами, так и с антропогенными изменениями в окружающей среде. Так, регулярные селе­вые потоки в горных районах приносят колоссальные экономические убытки: они уничтожают посевы, разрушают плотины, дороги, мосты, дома, вызыва­ют человеческие жертвы. Уничтожение человеком лесов на горных склонах де­лает почву более подвижной, а обильные дожди способствуют образованию мощных грязекаменных потоков. Так, летом 2000 г. мощные сели возникли в Предкавказье (г. Тырныауз) и на Сахалине.

Сильные изменения в природных экосистемах может вызвать резкий рост численности одной или нескольких популяций животных или растений. Ввоз кроликов в Австралию привел к катастрофическому изменению травянистой растительности, потребовал привлечения больших средств для уменьшения их численности.

Массовое размножение саранчи с давних пор вызывало голод и бедствия во многих районах. После одного такого нашествия в 125 г. до н.э. на севере Африки (на территориях современных Ливии и Алжира) умерли от голода 800 тыс. человек (Зедлаг, 1975). Количество налетов саранчи уменьшилось после освоения человеком мест размножения саранчи в дельтах рек субтропических районов и соответствующих мер по сокращению ее численности. Как только эти меры ослабляли, особенно в благоприятные для размножения саранчи годы, сле­довало ее массовое размножение. Ослабление борьбы с саранчой в Казахстане привело к массовому размножению в 1999 и 2000 гг. и появлению ее в Оренбург­ской, Волгоградской и даже Новосибирской областях России, где ныне живу­щее поколение людей не знало о существовании такого опасного вредителя.

В последние годы по вине человека частыми становятся эколо­гические катастрофы, вызванные химическим и радиоактивным за­грязнениями. Прошло уже более 50 лет со времени атомной бомбар­дировки японских городов Хиросимы и Нагасаки, но и сейчас еже­годно пополняются списки умерших от лучевой болезни. Теперь стали широко известными последствия разноса ветром радиоактив­ной пыли и отходов на предприятии «Маяк» в Челябинской обла­сти в 1957 г. Авария на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС в 1986 г. стала самой страшной экологической катастрофой XX в. Экологические катастрофы разного масштаба возникают в резуль­тате химического загрязнения окружающей среды. Во все медицин­ские и экологические справочники вошли сведения о болезни Минамата, которая возникла у населения в результате загрязнения окру­жающей среды соединениями ртути. Катастрофические последствия возникают в результате загрязнения промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей и образования ядовитых тума­нов - смогов в крупных городах.

Из-за стремительных современных темпов и значительных мас­штабов кризисных ситуаций во взаимоотношениях человеческого общества й природы, по мнению ряда авторов (Горшков, 1990; Ме­доуз и др., 1994; Арский и др., 1997), биосфера вступает в глобальный экологический кризис. Имеют место грандиозные и быстрые измене­ния окружающей человека среды, связанные с ростом народонаселе­ния и его традиционной хозяйственной деятельностью. Особенно бы­стро они происходили во второй половине XX в. в локальном, реги­ональном масштабе, в некоторых случаях достигая глобальных мас­штабов. Полагают, что человечество выходит за пределы экологиче­ской емкости биосферы.

Понимание близкой угрозы глобального экологического кризи­са потребовало создания долгосрочных прогнозов возможного раз­вития биосферы и судьбы человечества. Наиболее обоснованно это было сделано представителями так называемого Римского клуба ученых и предпринимателей, опубликовавшими результаты ком­пьютерных расчетов в книгах «Пределы роста» (Медоуз и др., рус. пер. 1991) и «За пределами роста» (Медоуз и др., рус. пер. 1994). Несмотря на неутешительные результаты анализа многих критических ситуаций во взаимоотношениях природы и общества, вызванных быстрым ростом населения Земли (в июле 1999 г. число землян до­стигло 6 млрд) и его нерациональным хозяйствованием, авторы принадлежат к оптимистам. Они утверждают: «Благодаря новым технологиям, нововведениям, появившимся в этот период (послед­ние 20 лет), возникли реальные возможности для снижения объема потребления ресурсов и уменьшения потоков загрязнения, циркули­рующих в экологической системе, при одновременном повышении качества жизни людей».

Оптимистическая позиция Римского клуба наглядно отражена в 10-й моде­ли сценария развития мировой системы: в 1995 г. принимается программа ста­билизации населения Земли, разрешается ограниченный промышленный рост, разрабатываются и внедряются ресурсосберегающие технологии, защищаю­щие сельскохозяйственные земли от деградации, увеличивающие продуктив­ность и позволяющие снижать уровень загрязнения. При этом считается, что ассимилирующая емкость биосферы еще не исчерпана. Сценарий должен обес­печить населению в 7,7 млрд человек комфортные условия жизни при высокой ее продолжительности и снижении уровня загрязнения по меньшей мере до 2100 г. Авторы оптимистически утверждают: «Технологически и экономичес­ки создание устойчивого общества пока еще возможно». Естественно, благо­получное развитие человечества по описанному выше сценарию возможно лишь в том случае, если оно предпримет ряд согласованных мер по ограниче­нию роста населения, использованию ресурсосберегающих технологий и за­щите биосферы от загрязнения и разрушения, без которых глобальная эколо­гическая катастрофа неминуема.

Вселяют оптимизм согласованные действия по созыву и актив­ное участие стран во 2-й конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и заключи­тельные документы, принятые на этой конференции. Разумеется, требуются значительные усилия многих государств по реализации рекомендаций этой конференции.

Пока соглашения, рекомендованные этой конференцией, рати­фицированы далеко не всеми парламентами тех стран, которые при­нимали в ней участие. Несомненно, что принятие парламентария­ми правильных решений, законов, регулирующих рациональное ис­пользование природных ресурсов, их восстановление, охрану окру­жающей природной среды, зависит от уровня экологической культуры населения, формирующего общественное мнение, а оно, в свою очередь, - от эколого-природоохранного просвещения.

Вопросы терминологии

Термин «охрана природы» получил широкое распространение после 1-го Международного съезда по охране природы, проходив-

него в 1913 г. в Швейцарии. В конце XIX - начале XX в., когда воз­действие человека на природу носило еще локальный характер, под охраной природы понимали сохранение отдельных оскудевающих природных объектов путем изъятия их из хозяйственного пользо­вания. В соответствии с этим она сводилась в основном к созданию заповедников, резерватов, национальных парков, запрету добычи редких животных, охране памятников природы и т.д.

Позднее, с расширением масштабов и глубины воздействия че­ловеческого общества на природу, указанных локальных мер по ох­ране природы стало недостаточно. Под охраной природы стали по­нимать не только сохранение некоторых объектов, но и охрану, ра­циональное использование всех природных ресурсов и окружаю­щей природной среды в целом, иначе говоря, всей биосферы.

Затем вместо термина «охрана природы» стали широко приме­нять термин «охрана окружающей природной среды». Вопросы тер­минологии специально рассматривались на 1-й Европейской рабо­чей конференции по природоохранительному просвещению (Швей­цария, 1971), где было признано, что эти два понятия - синонимы.

В самое последнее время термин «охрана природы» начал часто заменяться термином «экология», с разными определениями: фун­даментальная, общая, социальная, региональная, а применительно к среднему образованию природоохранительное просвещение ста­ло называться экологическим образованием или, точнее, - эколого­природоохранным образованием.

Поэтому важно определить, что представляет собой наука эко­логия и какое она имеет отношение к охране природы. Впервые обоснование экологии как биологической науки было сделано Э. Геккелем (1866). Под экологией он понимал науку, рассматрива­ющую отношения организмов между собой и окружающей их сре­дой, к которой относил в широком смысле все условия существова­ния. Объектами экологических исследований служат отдельные ви­ды, видовые популяции, экосистемы - природные комплексы, об­разованные организмами и окружающей их неорганической сре­дой. В соответствии с этим различают экологию видов, популяций, сообществ (биоценозов).

Известный эколог, профессор МГУ Н. П. Наумов (1963) так образно опре­делил основные разделы экологии: «Экологию можно уподобить трехэтажно­му зданию. Нижний этаж - это исследование реакций на среду единичных особей, средний - экология популяций, верхний - экология сообществ растений и животных, экосистем». Экологию определяют как отрасль биологии, исследу­ющую сложившиеся взаимодействия организмов с окружающей их физико-хи­мической, биологической и антропогенной средой на уровнях видов, видовых популяций, биогеоценозов и биосферы для раскрытия закономерностей указан­ных процессов и актуальных задач народного хозяйства, здравоохранения, ох­раны природы (Новиков, 1979). В «проблемной записке» Научного совета АН СССР «Биологические основы освоения, реконструкции и охраны животного мира» (1979) давалось такое определение: «Современная экология - это наука о закономерностях существования и развития надорганизменных биологичес­ких систем».

Необходимо подчеркнуть, что экология - самостоятельная на­ука, исследующая процессы жизни своими специфическими мето­дами (Большаков, 1983). Ряд ученых рассматривают экологию как межотраслевую дисциплину, изучающую отношение любого явле­ния к окружающей среде, и прежде всего взаимоотношения соци­умов с природой. Академик И. П. Герасимов определял экологию не как самостоятельную науку, а как особый общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества. Цель такого экологического подхода - выявление и исследование связей, суще­ствующих между предметами и явлениями природы, изучаемыми той или иной естественно-исторической дисциплиной, и социаль­но-экономическими явлениями, социумами и окружающей их при­родной средой.

Экология служит теоретической, естественно-научной основой рационального природопользования и охраны природы. Разработ­ка принципов рационального природопользования и охраны при­роды потребовала от экологии связи со многими другими отрасля­ми науки: географией, математикой, физикой, химией и т. д. При­кладные проблемы экологии могут быть решены только в практи­ке сельского и лесного, охотничьего хозяйства, промышленности, здравоохранения и т. д. Под охраной природы большинство авто­ров понимают систему практических и организационных меропри­ятий, направленных на оптимизацию взаимоотношений общества и природы.

Необходимо остановиться еще на двух терминах - «природо­охранительное просвещение» и «экологическое образование». В по­следнее время их используют как синонимы, хотя между ними нет полного совпадения. Под экологическим образованием обычно по­нимают формирование у учащихся знаний по экологии растений, животных, биоценологии, по общей экологии. При этом основное внимание уделяют проблемам взаимодействия общества и приро­ды, поресурсной и комплексной охране природы, правовым и ор­ганизационным вопросам рационального природопользования. Этой точки зрения придерживаются авторы настоящего учебного пособия.

В последние годы в состав экологии во все большем объеме включаются разделы социальной науки. Важно определить место рационального природопользования и охраны природы в системе жологических знаний. Наиболее подробную систему современных дологических знаний дал Н. Ф. Реймерс (1994). Его схему с некото­рыми изменениями мы используем в настоящем учебном пособии (схема 1). Важнейшими разделами современной экологии являются общая, или фундаментальная, экология, рассматривающая общие жологические законы живой природы (экосистем разного уровня), и социальная экология, рассматривающая взаимоотношения человеческого общества с природой. Необходимо еще раз подчеркнуть, что теоретической основой рационального природопользования и охраны природы служат законы фундаментальной экологии. Раци­ональное природопользование представляет собой прикладной раз­дел социальной экологии. Природопользование - это совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов, воздействие челове­ка на природу в процессе ее хозяйственного использования. Чтобы подчеркнуть необходимость заботы о сохранении природных ре­сурсов и окружающей среды, говорят о рациональном природополь­зовании и охране природы.



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 932;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.