Методы обучения информатике
При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику. Напомним, вкратце, основные понятия о методах обучения и их классификацию.
Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения.
Методический приём (синонимы: педагогический приём, дидактический приём) – это составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приёмов. Многообразие методических приёмов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приёмы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики. Например:
ü показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);
ü постановка вопроса;
ü выдача задания;
ü инструктаж.
Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какието одни определенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.
Выбор метода обучения определяется следующими факторами:
• дидактическими целями;
• содержанием обучения;
• уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков;
• опытом и уровнем подготовки учителя.
Классификацию методов обучения проводят по различным основаниям: по характеру познавательной деятельности; по дидактическим целям; кибернетический подход по Ю.К. Бабанскому.
По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на: объяснительно‐иллюстративные; репродуктивные; проблемный; эвристический; исследовательский.
По дидактическим целям методы обучения делятся на методы: приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно‐познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно‐познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно‐познавательной деятельности.
Приведем краткую характеристику основных методов обучения.
Объяснительно‐иллюстративные или информационно‐рецептивные методы обучения, состоят в передаче учебной информации в «готовом» виде и восприятии (рецепции) её учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует её восприятие.
Репродуктивные методы отличаются от объяснительно‐иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизвед‐нием (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.
При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод ещё называют частично‐поисковым.
Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе её решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.
Рассказ – это последовательное изложение учебного материала описательного характера. Характерный признак рассказа – яркое, занимательное, эмоциональное повествование. Оно выполняется, как правило, в следующей последовательности: вступление, изложение, заключение. Знания при этом приобретаются теоретически, логика рассуждений здесь нестрогая: аналогии, примеры. Обратная связь при этом по степени внимания. Можно попросить учащегося воспроизвести услышанное.
Основное назначение: передача конкретных сведений. Подходящие для такого метода темы: области применения ЭВМ, история развития вычислительной техники и компьютерных технологий, вирусы.
Объяснение – это изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Например, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.
Беседа – это метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые и т.д. Особенность этого метода – системы управляющих вопросов, ведущих обучаемого к заранее намеченной преподавателем цели. Как правило, обсуждаются наиболее важные вопросы до и после практики. Для беседы можно выбирать также темы, по которым учащиеся уже что-нибудь знают: начальные сведения по ПЭВМ, понятия алгоритма.
Дидактическая функция беседы — приобретения и упорядочивание знаний. Метод носит в основном теоретический характер, но может опираться на опередившую практику.
Лекция – устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах Основные черты этого метода: объемность материала, сложность, логичность, взаимосвязь отдельных вопросов. Поэтому критерий выбора тем для лекции: трудность в изучении; отсутствие хорошей, понятной и доступной для школьника литературы и др. Поэтому подходящими темами могут быть, например, такие: устройство ЭВМ, системы счисления и представления информации в памяти ЭВМ, вспомогательные алгоритмы.
Дидактическая функция аналогична, как и для рассказов: передача знаний, сведений. Логика рассуждений — в основном дедуктивная, строгая, но могут использоваться и такие умственные операции, как аналогия и сравнение. Обратная связь во время лекции обычно слабая и чаще всего отсроченная, так как в виду сложности материала надо дать время на обдумывание.
Классический вид лекции как диктовка, пересказ основных положений, фактов для информатики мало эффективен. Необходимо, чтобы лекция носила проблемный характер
Наглядные методы обеспечивают всестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала.
Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.
Дидактическая игра – это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Её цель – стимулирование познавательного интереса и активности. Игра готовит ребенка к труду и учению. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.
Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Сутью проблемного обучения является создание и разрешение на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит диалектическое противоречие. Разрешение противоречий и является путем познания, не только научного, но и учебного.
Противоречия могут возникать и быть обусловлены свойствами субъекта, воспринимающего учебный материал. Поэтому можно создавать проблемные ситуации, основанные на противоречиях, связанных с особенностями восприятия учебной информации. Их можно создавать на формальном или неглубоком понимании материала, сужении или расширении рамок применяемых формул и используемых законов и т.п.
можно зачитать перед началом изучения двоичной системы счисления
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно‐синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.
Учащиеся весьма живо начинают обсуждать описываемую в стихотворении ситуацию, выдвигая самые фанта‐стические предположения о персонаже: что это иноплане‐тянин, мутант, животное и т.п. Учителю следует лишь чутко следить за высказываемыми предположениями, аргумен‐тировать доводы и выдвигать контрдоводы, направлять дискуссию в нужное русло, подвести учащихся к необхо‐димости изучения двоичной и других систем счисления.
Блочно‐модульное обучение – это метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определённое время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтинговой системой контроля знаний. В старших классах модульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.
Программированное обучение – это обучение по специально составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в обучающей машине (в памяти компьютера). Обучение идет по следующей схеме: материал делится на порции (дозы), составляющие последовательные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь.
Метод проектов. В преподавании информатики нашел новое продолжение давно забытый метод проектов, который органически вписывается в современный деятельностный подход к обучению. Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий, называемых проектами. Метод проектов применяют обычно при обучении компьютерным технологиям, поэтому он может использоваться как для младших, так и для старших школьников.
Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания‐проекта. Проектом может быть компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, компьютерный макет лабораторного оборудования, тематическое общение по электронной почте и многое другое.
В структуре учебного проекта выделяют элементы [3]:
ü формулировка темы;
ü постановка проблемы;
ü анализ исходной ситуации;
ü задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: организационные, учебные, мотивационные;
ü этапы реализации проекта;
ü возможные критерии оценки уровня реализации проекта.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 502;