Источники права Феодальной Франции
Источники права. На протяжении всего периода средневековья, вплоть до буржуазной революции 1789 – 1794 гг., во Франции отсутствовала единая правовая система. Множественность и партикуляризмфранцузского феодального права проявлялся в двух аспектах:
ü та или иная отдельно взятая правовая система распространялась либо на определенную социальную категорию, независимо от места ее проживания (духовенство, купечество, чиновничество),
ü либо на все социальные группы, проживавшие в пределах одной (иногда весьма ограниченной) административно-территориальной единицы.
Кутюмы: Важнейшим источником права являлся обычай.
С прекращением деятельности варварских правд (это произошло в X в.), в условиях феодальной раздробленности основной формой права стали территориальные правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов — так называемые кутюмы, особенно широко распространенные в северных областях Франции (вследствие этого север Франции обычно именовался «страной обычного права» или «страной неписаного права» — pays de droit coutumier). Сила и авторитет кутюмов определялись их традиционностью, их реальным действием «с незапамятных времен» среди многих поколений местного населения. Начиная с XII в. кутюмы стали записываться, причем первоначально на латинском языке, но с последующим переводом на французский.
В середине XIII в. (около 1255 г.) был составлен Большой кутюм Нормандии, который в силу своей полноты и систематичности мог быть использован к судебной практике. Во второй половине XIII в. получили распространение частные записи кутюмов, также преследовавшие практические цели.
Самым ранним примером подобного рода явилась запись кутюмов области Вермандуа, составленная известным легистом Пьером де Фонтеном в 50-х годах XIII в. под наименованием «Советы другу»; запись сопровождалась параллельными выдержками из норм римского права.
Наиболее знаменитым, популярным и широко применяемым в судебной практике стал сборник кутюмов, получивший наименование «Кутюмы Бовези» («Книги обычаев и обыкновений бовезийцев»), составленный в 1279 - 1283 гг. выдающимся юристом Филиппом де Бомануаром (1247 - 1295 гг.), бывшим королевским бальи судебного округа Бове (в графстве Клермон на северо-западе Франции); до этого он был бальи в Вермандуа, Турени и Санлисе, а также сенешалом в Пуату и Сентоне.
Кутюмы Бовези, состоявшие из пролога и 70 глав, содержали систематизированный обзор самых различных сфер обычного права, определявший, в частности:
ü порядок судопроизводства,
ü структуру судебных органов,
ü формы земельной собственности,
ü юридический статус различных категорий населения,
ü варианты крепостного состояния,
ü брачно-семейные и имущественные отношения и т. д.
Достоинством сборника являлись ссылки на кутюмы других областей, на нормы канонического и римского права, дополненные собственными авторскими идеями и обобщениями. Не ограничившись изложением норм кутюмного права, Бомануар уделил значительное внимание характеристике правового положения королевской власти, определению статуса городских коммун, правам и обязанностям участников правоприменительного процесса — бальи, адвокатов, судей. Труд Бомануара, одного из лучших представителей французской школы легистов, пользовался широчайшей популярностью на протяжении нескольких столетий, о чем свидетельствует его распространение в большом количестве списков, вплоть до его первого печатного издания в 1690 г.
В конце XIII и в XIV веке стали формироваться аналогичные сборники и в других регионах — примерами могут служить Кутюмы Тулузы (1296 г.), Древний кутюм Бретани (1330 г.) и др.
На основе многочисленных местных кутюмов (в том числе, распространенных в королевском домене Иль-де-Франсе) в 1389 г. королевским бальи Ж. Аблежем был составлен Большой кутюм Франции. С 1454 г. согласно ордонансу Карла VII всем королевским бальи предписывалось свести воедино кутюмы, действовавшие в пределах их бальяжей, и направить эти материалы в Парижский парламент; на последний была возложена обязанность унификации кутюмов. На основании королевского распоряжения было составлено и отредактировано около 60 провинциальных («больших») и не менее 300 местных («малых») кутюмов. Редактирование кутюмов фактически означало их государственное санкционирование. Однако унификации кутюмного права в общегосударственном масштабе так и не произошло, и партикуляризм права продолжал сохраняться. Только Великая буржуазная революция 1789 г. ликвидировала кутюмы в области собственности, брака, семейных имущественных и неимущественных отношений. Окончательная отмена кутюмов произошла лишь на основании Гражданского кодекса Франции 1804 г. («Кодекса Наполеона»).
Рецепция Римского права. На юге Франции (в так называемой «стране писаного права» — pays de droit ecrit) важнейшим источником права постепенно становилось римское право. Оно имело в этом регионе глубокие исторические корни: истоки римской правовой традиции восходили еще ко временам галльских походов Юлия Цезаря. До конца XII в. здесь действовало не классическое римское право, систематизированное Юстинианом, а его варваризованный вариант, испытавший сильное влияние местной галльской традиции. Однако с начала XIII в. на юге Франции началось подлинное возрождение римского права, причем именно в его классическом виде. Впервые преподавание римского права было введено на юридическом факультете университета города Монпелье; впоследствии эта практика была распространена и на другие университеты (преподавание римского права в Парижском университете было разрешено значительно позже, лишь в 1679 г.). С XVI в. Франция стала общепризнанным европейским центром изучения римского права. Одним из основателей французской школы римского права (получившей наименование школы гуманистов) был Гильом Буде (1467 - 1540 гг.), а наиболее видными ее представителями были Жак Куяций (1522 - 1590 гг.), чьи толкования источников римского права сохраняют свое научное значение вплоть до наших дней, и Дени Годфруа (1549 - 1622 гг.), впервые издавший в 1583 г. полный свод юстиниановских законов и предложивший его наименование Corpus iuris civilis, которое впоследствии стало общепризнанным.
Следует, однако, отметить, что римское право в его чистом виде имело весьма ограниченное применение в судебной практике. Были нередки случаи, когда королевская власть, руководствуясь политическими соображениями, препятствовала изучению и распространению римского права, отдавая явное предпочтение старинным традициям кутюмного права. Поэтому римское право на протяжении всего средневековья в значительной степени оставалось лишь «правом ученых». Заслуга последних состояла в том, что они своими научными исследованиями закладывали теоретические основы буржуазного права послереволюционной Франции.
Каноническое право. В качестве важных источников права, действовавших более или менее равномерно на всей территории Франции, выступали нормы и институты канонического права, которые применялись церковными судами, но распространялись и на широкие категории мирян.
Помимо рассмотрения чисто религиозных преступлений (ересь, вероотступничество, магия, колдовство и т. п.), церковные суды фактически монополизировали право на рассмотрение дел, касающихся сферы брачно-семейных отношений (определение условий и препятствий к заключению и расторжению брака, определение законнорожденности детей и др.) и наследственных (особенно завещательных) отношений, ростовщичества и ренты, а также всех соглашений, скрепленных клятвами. Особенно большого размаха церковная юрисдикция достигла в XII—XIII вв.; после периода так называемого «авиньонского пленения пап» (1309 - 1378 гг.), в ходе которого королевская власть одержала победу над папством, сфера действия церковных судов стала постепенно сужаться. Королевский ордонанс 1539 г. окончательно запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся мирян; отныне юрисдикция этих судов распространялась только на клириков.
Нормы старого канонического права, по распоряжению папы систематизированные в виде единого собрания, состоявшего из шести книг и изданного в 1582 г. под наименованием «Свода канонического права» (Corpus iuris canonici), считались признанными королевской властью.
Новые же нормы, принимаемые церковью уже после этого времени, могли действовать в пределах Франции только после того, как они получали специальную королевскую санкцию в виде грамоты, прошедшей регистрацию в Парижском парламенте. Вследствие такой усложненной процедуры открывалась возможность вводить в действие новые церковные установления не в полном объеме, а с определенными изъятиями, если это отвечало интересам укрепления королевской власти.
Городское право. Особой разновидностью обычного права первоначально являлось городское право. Его основу составляли хартии, полученные в свое время городами от короля или нижестоящего сеньора.В дальнейшем нормы городского права разрабатывались в решениях, принимаемых муниципальными (в том числе судебными) органами по отдельным частным случаям. Эти решения, занесенные в специальные книги, в дальнейшем играли роль прецедентов. Накапливаемые в течение времени, они приобретали вид систематизированных городских законов. Естественно, что эти законы отличались исключительной пестротой и разнообразием, хотя им были свойственны и некоторые общие черты, относившиеся, в частности, к регламентации торгово-ростовщической деятельности и организации ремесленного производства.
По мере дальнейшего развития товарно-денежных отношений, вовлечения Франции в международную торговлю на ее территории стали использоваться нормы международного морского и торгового права. Являясь первоначально своеобразным ответвление городского права, эти нормы зародились в практике судебных разбирательств, возникавших между купцами различных стран в процессе их профессиональных контактов. Первые записи морских обычаев и торговых обыкновений были сделаны в Италии, откуда они через Испанию распространились на западное побережье Франции. Главной целью этих установлений являлось обеспечение безопасности мореплавания; в предусмотренных ими судебных процедурах проявилось стремление сделать процесс разбирательства как можно более коротким. Наибольшей известностью пользовалась частная кодификация морского права, составленная в XII в. на острове Олерон, входившем в состав герцогства Гиень. Источником кодификации послужили решения местных судов; ее действие распространялось на атлантическое побережье Франции и Англии. Впоследствии многие ее нормы были усвоены Висбийским морским кодексом (Швеция, 1407 г.), который регулировал мореплавание в Балтийском и Северном морях.
Королевские указы. По мере укрепления королевской власти, особенно на стадиях сословно-представительной и абсолютной монархии, все большее значение в качестве источников права приобретали нормативные акты, издаваемые королевской властью. Высшую юридическую силу среди них имели ордонансы – королевские акты, составленные с участием сословно-представительных учреждений. Издаваемые в разное время и по различным поводам, акты королевской власти зачастую страдали декларативностью и не обладали систематизацией, которая позволяла бы судебным органам пользоваться ими как актами прямого действия. По мере накопления их общего количества все более настоятельной становилась необходимость их кодификации с целью установления единообразия и устранения имевшихся в них противоречий. Первые попытки кодификаций имели частный характер. Их примером может служить так называемый «Кодекс Генриха III», опубликованный видным юристом Б. Бриссоном в 1587 г. и получивший широкую известность среди юристов-практиков.
В годы правления Людовика XIV кодификационные работы приобрели широкий размах и принесли существенные результаты. Они проводились под руководством специального координационного Совета по реформе законодательства, возглавляемого Ж.-Б. Кольбером и работавшего под патронажем самого короля. К работе Совета были привлечены видные правоведы, юристы-практики и администраторы. Было издано шесть так называемых Больших ордонансов, которые являлись, по существу, специализированными кодексами. Именно таким способом произошла, в частности, кодификация гражданского судопроизводства (1667 г.), а также кодификация уголовно-процессуального права, завершившаяся изданием Большого уголовного ордонанса (1670 г.). В 1673 г. были издан ордонанс о торговле, известный под наименование «Кодекса Савари» (по имени крупнейшего предпринимателя и экономиста Ж. Савари, одного из идеологов меркантилизма). В 1674 г. был издан ордонанс о водных ресурсах и лесном хозяйстве, которые признавались находящимися под верховным покровительством короны. В 1683 г. аналогичным образом было кодифицировано морское право.
Наконец, в 1686 г. был опубликован ордонансоб использовании труда рабов-негров в американских колониях (т. н. «Черный кодекс»), основным источником которого явились соответствующие нормы Кодекса Юстиниана. В целом, результаты деятельности Совета во главе с Кольбером не уступают по своему значению заслугам позднейших кодификаторов эпохи Первой империи, вдохновляемых Наполеоном. Однако основной массив абсолютистского законодательства XVII — XVIII вв. так и остался несистематизированным.
Приведенный обзор свидетельствует, что правовая система феодальной Франции основывалась на широком круге источников, существенно отличавшихся друг от друга и по содержанию, и по времени происхождения. Партикуляризм права, составлявший характернейшее свойство этой системы, был одновременно и причиной, и следствием указанного обстоятельства.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 383;