Как использовать этос, пафос и логос
Виды красноречия
В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие роды красноречия: академическое, социально-политическое,
судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род красноречия характеризуется наличием определенного объекта речи.
Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений, определенной нравственной позиции судей и присутствующих в зале суда граждан. В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом их спора в судебном процессе является квалификация преступления, от чего зависит вид и мера наказания. Выяснить, доказать, убедить –составляющие судебной речи, которая должна в конечном итоге способствовать вынесению законного обоснованного
приговора.
К социально–политическому красноречию относятся выступления на
социально–политические, политико–экономические, этико–нравственные,
социально–культурные темы, выступления по вопросам научно–технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно–патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. В наши дни стремительно развивается парламентское красноречие. В нем отражается столкновение
различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.
Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. К социально–бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в чью-то честь и носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.
Традиции социально–бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII века, для которого было характерно использование сравнений, метафор, а также образность и витиеватость.
Духовное (церковно–богословское) красноречие имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, или учительное, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, или торжественное, посвященное знаменательным церковным событиям или государственным датам. Напомним, что духовное красноречие изучает специальная наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.
Роды красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто они переплетаются по тематике.
Термины "этос", "пафос", "логос" --- основные для риторики. Основные методы убеждения "Риторика" Аристотеля была написана в IV веке до н. э.
Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Таким образом, этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса.
Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.
Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы --- существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.
Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: "Таскать вам --- не перетаскать" и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.
Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по украински, и по русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по английски. Это логос.
Три основные категории риторики --- этос, пафос, логос --- находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.
Изучение особенностей каждого жанра ораторского
искусства составляет задачу частных риторик.
Но существуют и общериторические законы, следование которым является непременным условием успеха любого выступления.
Самое трудное при подготовке выступления – найти что сказать. Нахождение темы, формулировка тезиса, доказательство и распространение тезиса – вот основные моменты в создании речи.
Содержание речи определяется в результате предварительной разработки материала. Первый этап работы над материалом по конкретной теме называется изобретением. Основные способы создания речи известны в риторике под названием топосов (от лат. – «место») – «мест» или
«хранилищ» идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи.
Топосы называются также общими местами, поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача ритора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.
Расположение – вторая задача ритора: изобретенные мысли должны располагаться связно и целесообразно. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Так, по мнению античных судебных ораторов, полная судебная речь должна содержать семь частей: вступление, предложение, разделение, изложение, или повествование, доводы, патетическую часть, заключение.
Назначение введения состоит в том, чтобы привлечь внимание слушателей и расположить их в свою пользу. Различают два вида введения: естественное (оратор просто старается привлечь внимание слушателей и добиться их
благосклонности) и искусственное (оратор ставит цель – переубедить слушателей, изменив их отношение к тому, о чем он собирается говорить).
Предложение. В этой части выступления кратко и ясно излагается основное утверждение оратора (тезис). В разделении основной тезис оратора делится на составляющие части и кратко объясняется порядок изложения.
В повествовании оратор излагает события, идеи, факты. Важнейшие требования к повествованию: ясность, краткость, правдоподобие. Требование ясности предполагает, что излагаемые события будут переданы в определен-
ном порядке, описание не будет содержать неясных и темных мест. Краткость изложения состоит в том, что должны быть опущены все не имеющие отношения к делу подробности. Повествование правдоподобно, когда оно согласуется с обычным естественным порядком вещей, не противо-
речит здравому смыслу и характерам действующих лиц. Доводы. В этой части своей речи оратор доказывает собственные утверждения и опровергает утверждения оппонента. Под доказательством имеется в виду обоснование
истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Под опровержением имеется в виду логическая операция, устанавливающая ложность или необоснованность какого-либо положения.
Патетическая часть. Эта часть следует за доводами, и когда слушатели убеждены в справедливости приведенных доказательств, они легче поддаются воздействию чувств. Пытаясь воздействовать на чувства слушателей, оратор должен понимать: чувства заразительны и человек может
передать свои чувства аудитории только в том случае, когда испытывает их сам. Кроме того, страстная часть выступления не должна быть длинной: живые и сильные движения чувств непродолжительны.
Заключение может содержать в себе или повторение сути всего сказанного, или следствия из тезиса, доказанного оратором в процессе выступления, или воздействие на чувства слушателей с целью увеличить силу своих доводов.
Современное выступление, как правило, включает в себя вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение. Вступление должно подготовить аудиторию к слушанию будущей речи, захватить внимание и добиться благорасположения. Началом выступления может быть точное
обозначение темы, цитата или неожиданный вопрос. Описание (изображение предмета в определенный момент его существования) осуществляется через определение предмета, его характеристику, описание целого и частей, свойств и качеств предмета. Повествование показывает развитие, жизнь предмета во времени или цепь событий, связанных с предметом.
Описание статично – повествование динамично. Целью рассуждения являются доказательство, убеждение в истине. Самые простые способы доказывать – анализ, позволяющий путем расчленения понятия, явления
глубже проникнуть в его сущность, и синтез (мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа), показ причины или следствия какого-либо положения.
Опровержение есть доказательство от противного. Его используют, когда справедливость данного доказательства лучше всего показывается очевидной несовместимостью с противоположным.
В заключении оратор суммирует сказанное, повторяя основные аргументы и мысли, и воодушевляет слушателей, призывает их к действию.
В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по хрии. Хрия – это краткое рассуждение (мини-речь), модель доказательства тезиса, в котором развитие происходит в определенном порядке (простая хрия), т.е. хрия является методом рассуждения.
Логические основы красноречия. Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи, т.е. последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора, должна быть
прозрачной.
Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Известный русский оратор адвокат
А.Ф. Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать
неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле связанной со всей речью. Затем выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории. Именно в основной части публичной речи излагаются доводы, аргументы, на основании которых строится процесс убеждения слушателя. В логике и риторике существуют специальные термины для описания этого процесса.
Утверждаемая оформленная мысль называется тезисом. Однако выдвинутый тезис нуждается в доказательстве, а доказательство требует использования системы аргументов, которые могут быть выстроены в тексте различными способами. Сам процесс построения доказательства называется
аргументацией. Аргумент - логический довод, служащий основанием
доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация - приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения – убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений.
Особого внимания заслуживают требования, предъявляемые логикой к аргументам. Первое требование – аргументы должны иметь непосредственное отношение к тезису, иначе можно доказать нечто весьма далекое от первоначального замысла. Второе требование – аргументы должны быть истинными, то есть доказанными ранее. При нарушении этого
требования возникает ошибка ложного основания (если аргумент заведомо ложен) или ошибка предвосхищения основания (если аргумент никем не был доказан). Третье требование к аргументам – их обоснованность независимо от тезиса. Если это не так, то возникает ошибка «круг в доказательстве».
Четвертое требование - аргументы должны быть достаточны для получения вывода, то есть таковы, чтобы вывод нельзя было не сделать. Иначе возникнет ошибка «вывод не следует». Например, из того факта, что некоторые бывшие двоечники стали преуспевающими бизнесменами, еще не следует, что для успеха в бизнесе знания не нужны.
Аргументы бывают разные, в риторике рассматриваются следующие их виды:
1 Аргументы к существу дела. Такими аргументами являются факты, полученные в результате наблюдения, а также документы, статистический и цифровой материал и т.д. Это рациональные аргументы, воздействующие на разум, логику слушателей.
2 Аргументы к человеку призваны воздействовать на слушателей эмоционально и в ораторской практике используются не реже аргументов к существу дела. Аргументы к человеку разнообразны, назовем лишь некоторые из них:
1) аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);
2) аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и так противостоять оппонентам, что бывает часто на митингах, в суде);
3) аргумент к личности (подменяя предмет дискуссии, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);
4) аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);
5) аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости, сострадания и этим склонить их на свою сторону). Это иррациональные (психологические) аргументы, взывающие к чувствам и эмоциям.
Очевидно, что, аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому не будем рекомендовать современным ораторам пользоваться ими. Единственное исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах. Однако и в этом
случае следует иметь в виду, что не все высказывания авторитетных людей можно признать безусловно истинными. Апеллируя к ним, оратор должен быть очень осторожен.Хотя психологические аргументы и не являются аргументами в строгом значении этого слова, однако в публичной речи они играют очень важную роль в связи с тем, что в реальной жизни человек зачастую принимает решения, опираясь не на строгое доказательство, а на устоявшиеся мнения, собственные эмоции и т. п. Оратор, таким образом, в главной части своего выступления должен постараться убедить аудиторию в справедливости выдвинутых им утверждений, приводя неоспоримые доводы, аргументируя свои заявления.
Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут (именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока). Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.
Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь оборвать на полуслове. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи. Не следует
только возвращаться к сказанному (даже если осталось время), нельзя «прощаться много раз».
Заключение обязательно должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний
аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим.
В конце выступления (если позволяет время) можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и сделает более тесным контакт оратора с аудиторией.
Напомним, что основными методами логической организации текста являются дедукция, индукция, метод аналогии и метод проблемного изложения.
Дедукция – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным.
Метод дедукции состоит из трех этапов:
1-й этап – выдвигается тезис или гипотеза;
2-й этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение (здесь применяются различные типы аргументов, служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения);
3-й этап – выводы и предложения.
Индукция – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Логическая схема текста с использованием индукции:
цель исследования – накопление фактов, анализ, обобщение – выводы.
Для повышения достоверности выводов по индукции нужно стремиться рассмотреть как можно больше фактов, относящихся к данному явлению. Если не утруждать себя этим, неизбежна ошибка «ложное или поспешное
обобщение». Вывод, сделанный на основе случайных факов, скорее всего будет неверным.
Метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Аналогия – самый нестрогий способ получения выводов. Им можно пользоваться
только в том случае, если сопоставляемые явления сходны в самых существенных признаках, а различия между ними незначительны.
Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, делая при этом всех слушателей участниками мыслительного процесса. Оратор избирает тот или иной метод объяснения в зависимости от состава слушателей (например, индуктивный или дедуктивный). Подготовленная и доброжелательная
аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же передвыступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу. Например, в заводском клубе выступает юрист с лекцией «О борьбе с преступностью», а на памяти у слушателей недавнее убийство, совершенное в их микрорайоне. Конечно, оратору следует начать выступление с анализа трагического случая, хорошо известного аудитории. Слушатели, вначале настроенные к выступающему не очень благожелательно, станут внимательно слушать его суждения о происшедшем, и он постепенно подведет их к главному тезису своей речи, который он хочет отстоять. Индуктивный метод убеждения в этом случае наиболее оправдан.
Требование логичности речи обязывает нас соблюдать законы логики.
Закон тождества. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одно знание о предмете не подменялось другим. Этот закон направлен против такого недостатка в речи, как неопределенность, неконкретность рассуждений. Нередко эти недочеты становятся причиной такой логической ошибки, как «подмена тезиса»: начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом. Например: В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир - горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7495 м (из газет). Первые фразы этого сообщения говорят о землетрясении. Логично было бы продолжить информацию указанием на эпицентр землетрясения, на разрушения и жертвы (если они были). Но автор рассказывает о Памире, предмет разговора стал иным: закон тождества нарушен.
Закон противоречия.
Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое -отрицает. Приведем пример: По результатам соревнования в прыжках с шестом в высоту самых высоких показателей до-
бился С. Бубка. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества. Утверждения, содержащиеся в этом сообщении, противоречивы: в первом из них говорится, что самых высоких
результатов добился один спортсмен, во втором отмечается, что таких же результатов добились и другие спортсмены.
Закон исключенного третьего.
Основной смысл его состоит в следующем: если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно. Не могут быть, например, одновременно истинными два таких суждения: Все студенты, сдали контрольную работу вовремя. А Иванов не написал её и не сдал преподавателю.
Закон достаточного основания.
Чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, соблюдая последовательность и аргументированность высказываний. Так, определение не должно быть
ни слишком узким, ни слишком широким, в нем должны указываться только существенные признаки предмета, явления, причем перечень должен быть исчерпывающим.
Например, определение книга - непериодическое текстовое книжное издание не может быть признано полным, так как в нем не указано отличие данного термина от термина брошюра. Следует добавить: объемом свыше 48 страниц.
В логическом определении выделяются: а) указание на ближайший род, к которому относятся предметы названного вида; б) указание на отличительные признаки, которыми этот вид выделяется среди других видов предметов, относящихся к данному роду. Например: Синтаксис (определяемое понятие) – это раздел грамматики (родовой признак), изучающий словосочетание и предложение (видовое различие).
Подобрав аргументы, нужно не только оценить их силу и важность, но и оптимально расположить их в тексте выступления. В большинстве случаев рекомендуется выстраивать аргументы так, чтобы доказательная сила их возрастала, т. е. вначале использовать слабые доводы, которым легче найти возражение, а в завершении – более сильные, которые трудно или невозможно опровергнуть.
После продумывания аргументирующей стратегии составитель речи приступает к словесному оформлению текста, облекая свои идеи, мысли, доводы в языковую форму.
Главная задача на этом этапе – сделать будущее выступление выразительным, воздействующим. Для этого язык предоставляет нам богатейшие возможности изобразительно-выразительных средств. Создатель текста насыщает его тропами, фигурами речи, применяя приемы диалогизации речи, языковой игры и т.п.
Как использовать этос, пафос и логос
Три способа убеждения могут быть использованы в любой форме общения. В следующий раз, когда вы будете писать статью, постить в социальных сетях, записывать подкаст или выступать с презентацией на работе, не забывайте использовать этос, пафос и логос, чтобы лучше убедить свою аудиторию.
· Сформируйте этос. Этос начинается задолго до вашего непосредственного выступления. Вам нужно выстроить свою репутацию, развивая глубокие познания в темах, которые вы хотите обсудить. Не ждите, пока люди выяснят, что вы много знаете об этих вещах. Представьте себя. Например, мне глубоко интересна осознанная продуктивность. Компании заказывают мои семинары потому, что прочитали достаточно моих статей и убедились, что я знаю, о чем говорю. Когда дело доходит до содержания речи или статьи, убедитесь, что вы знаете свою аудиторию, чтобы вы могли лучше общаться с ними через чувство подобия. Вы можете ссылаться на общий опыт, цитировать публикации, которые они читают, и авторов, которыми они восхищаются.
· Развивайте пафос. Пафос — это ваша способность рассказывать истории. Сначала выберите, какую эмоцию вы хотите вызвать. Некоторые люди умеют запускать других на эмоциональные американские горки, но лучше все же придерживаться одной основной эмоции. Во-вторых, решите, какую часть вашего послания вы хотите использовать в качестве эмоционального триггера. Пафос работает лучше всего, когда используется умеренно. Наконец, используйте риторические инструменты, чтобы оживить эмоции: глубокомысленные слова, аналогии, метафоры, юмор, удивление. Ваше тело — также отличное средство общения. Установите зрительный контакт с аудиторией и сопровождайте эмоции соответствующими жестами. Если вы проводите презентацию, еще один способ создать эмоцию — использовать визуальные эффекты.
· Опирайтесь на логос. С логосом ваша цель должна состоять в том, чтобы сделать послание логичным и понятным. Избегайте технического жаргона, используйте простой язык. Не прячьтесь за сложными словами. Будьте максимально четкими и конкретными, используя примеры и сравнения с фактами, уже знакомыми аудитории. Изложите все шаги и связи в ваших рассуждениях. Подчеркните самые важные моменты. Опять же, если у вас есть слайды, визуализация может очень помочь в передаче логоса.
Этос, пафос и логос не обязательно должны использоваться именно в этом порядке. Хотя обычно начинают с этоса, на него стоит опираться в течение всего выступления. В некоторых случаях можно начать с эмоциональной истории, чтобы подготовить почву для остального.
Аристотель, мастер логических рассуждений, считал, что логос должен быть наиболее важным из трех способов убеждения, но признавал, что в действительности использовать только логос недостаточно. Уважает ли вас аудитория? Вызывает ли эмоции ваше послание? Есть ли в нем смысл? Если вы можете ответить «да» на все три вопроса, вы на правильном пути к тому, чтобы убедить свою аудиторию.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Технология разработки программного обеспечения | | | Соотношение теории и истории философии. Возникновение философии. Первые греческие философы. |
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 1790;