Крито-миненский (Эгейский)
Античная культура
Термин античность ввели итальянские гуманисты для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тыс. до н.э. до первых веков христианства).
Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.
История античного искусства включает несколько этапов:
1. Крито-миненский (Эгейский). III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.) Минойская и микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.
Древняя Геция
2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики, мелкой пластики геометрического стиля.
3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения рабовладельческих городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.
4. Классический (раняя,высокая, поздняя класскика) Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья. Характер античного искусства складывался стремительно, успехи эллинов были поразительно быстры. Если в Древнем Египте на протяжении нескольких тысячелетий мы наблюдаем в сущности неизменный образ жизни и мышления человека, то в Греции всего около двух столетий разделяют период архаики и искусство совершенной пластической гармонии, которое мы называем классическим.
Крито-миненский (Эгейский)
Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией явилась культура, которая существовала в 3-2-м тысячелетиях до и. э. на островах и побережьях Эгейского моря. Основными центрами этой культуры были остров Крит, города Троя (на восточном побережье Дарданелл) и Микены (на юге Балканского полуострова). Культура развивалась параллельно с древним Египтом.
Наибольшего расцвета эгейская культура достигла на Крите в XVIII-XV веках до и. э. Микеныв это время находились под влиянием Крита, отсюда название - крито-микенская, или эгейская культура.
В ходе раскопок в последней трети XIX века на острове Крит и на материке (на Пелопоннесе) были обнаружены самые древние остатки греческой цивилизации. Источником для поисков послужили мифы.Немецкий археолог Генрих Шлиман ещё в детстве прочитав Гомера “Илиаду” и “Одиссею”, увлёкся их волшебными историями и поверил в то, что описанные в них события - чистая правда, что Троя и Микены - это реальные города, а не выдумка.
Г. Шлиман прошёл долгий и тяжёлый путь к цели. После многих неудач ему посчастливилось. На холме Гиссарлык в Малой Азии он нашёл “священную Трою” и бесценный клад, состоящий из нескольких тысяч золотых предметов - украшений, чаш, которые он назвал кладом царя Приама.
После успеха с открытием Трои Шлиман приступил к раскопкам на Балканах (пол-в Пелопоннес). Он искал древние города Микены и Тиринф. Эти города упоминались в поэме Гомера. И здесь Шлиману посчастливилось. Археологи не только раскопали Микены, но и открыли царские погребения, вырубленные в скале, где среди массы изделий особый интерес представляли тонкие золотые пластины, покрывавшие лица умерших, и сохранившие черты портретного сходства. Открытия Шлимана положили начало изучению так называемого микенского периода.
Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя. Раскопки, произведенные уже в конце XIX - начале XX века, открыли остатки развитой культуры: крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс. Был обнаружен замурованный в стене так называемый клад Приама - многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства. События, происходившие в Трое, знаменитая Троянская война послужили основой великого эпоса Гомера - поэм "Илиада" и "Одиссея".
Сказание о Трое
М ежду горными отрогами Иды и Геллеспонтом стоял некогда на высоком холме город Илион, или Троя, окружённый крепкими высокими стенами, с могучей крепостью, называемой Пергам. Царствовал в Трое могучий Приам со своей женой Гекубой. Жил он в богатом, прекрасном дворце, окружённый большой семьёй, и считался одним из самых счастливых людей на земле.
Один из сыновей троянского царя Приама вырос среди простых пастухов. Перед его рождением было Приаму предсказано, что родится у него сын, из-за которого погибнет однажды могучая Троя и царству его настанет конец. И вот, когда у Гекубы родился сын, позвал Приам одного из своих пастухов и велел ему отнести младенца на вершину горы Иды и там его бросить.
Прошло пять лет, и царский пастух нашёл мальчика живым и невредимым – его выкормила в горном лесу медведица. Взял пастух мальчика к себе, назвал его Парисом и воспитал его вместо родного сына.
Однажды сошлись на горе Пелион все небожители, чтобы пировать на свадьбе у Пелея, сына Эака, строителя стен троянских; Пелей женился на дочери морского старца Нерея Фетиде.
Не было на весёлом 3 празднике только одной Эриды, богини раздора, исключённой из сонма богов, и она, бродя вокруг горы Пелион, замышляла месть. Она подошла, никем не замеченная, к собранью богов и бросила золотое яблоко, сорванное в саду гесперид, и было написано на том яблоке: «Самой прекрасной из всех».
И поднялись тотчас три богини – Гера, Афина и Афродита, и все три стали спорить о том, кому должно принадлежать это яблоко. Зевс не захотел быть в этом споре судьёй. Он передал яблоко юному Гермесу и велел ему отправиться вместе с тремя спорившими между собой богинями в троянскую землю, на гору Иду, и предложить пастуху Парису разрешить спор, кому из трёх богинь должно принадлежать золотое яблоко.
И вот, когда Парис пас быков и овец, он увидел, что к нему приближается вестник богов Гермес, а с ним вместе идут три богини. Гермес объяснил ему, что послан Зевсом-громовержцем, с тем чтоб Парис решил, кто из этих трёх богинь самая прекрасная, и отдал бы той, которую он признает красивейшей, золотое яблоко. Отдал Гермес Парису яблоко и исчез. И вот отдал Парис золотое яблоко Афродите, что показалась ему прекрасней всех и обещала дать ему в жёны Елену, самую прекрасную из всех женщин на земле.
4 Возненавидели тогда Париса Афина и Гера и стали думать о том, как бы им погубить родину Париса – могучую, высокохолмистую Трою. Часто вспоминала Гекуба о своём сыне. Чтобы развлечь жену, Приам учредил в память о сыне боевые состязания и назначил в награду победителю лучшего из своих быков, пасшихся на горе Иде. Самый красивый бык пасся в стаде Париса, и юноша решил сам отвести своего быка в город.
Придя в Трою и увидев состязания самых знатных юношей Трои и соседних городов, Парис решил испробовать свою силу и ловкость. Он выступил в играх, победил всех молодых, знатных троянцев. Один из царевичей обиделся, что простой пастух оказался сильнее его, и бросился на него с мечом.
Но Парис подбежал к алтарю Зевса; в это время там стояла одна из дочерей Приама, Кассандра, и она узнала в прекрасном юноше Парисе царского сына. И вот из простого пастуха он сделался троянским царевичем и стал жить в царском доме у своего отца Приама. Услыхав о красоте прекрасной Елены, дочери Леды и Зевса, Парис решил однажды отправиться к спартанскому царю Менелаю, который был её мужем, чтобы похитить её и увезти на корабле в Трою. Снарядил Парис большой крепкий корабль и отправился на нём к берегам Эллады.
Радушно принял Париса гостеприимный Менелай, и во время пира Парис впервые уви6 дел Елену и поднёс ей дорогие дары. И вот, когда Менелай уехал на время из царского дома на остров Крит, Парис убедил Елену бежать с ним в Трою. Елена согласилась, и Парис тайно увёз её на корабле из Спарты. Во время плавания в Трою корабль Париса остановил бог Нерей и предвестил Парису войну против Трои и гибель царства Приама.
Вестница богов Ирида дала знать царю Менелаю о том, что в доме его случилось несчастье. Тотчас он покинул Крит, возвратился в Спарту и увидел, что Елена сбежала от него. Тогда он обратился за помощью к своему брату Агамемнону, могучему царю Микен. Агамемнон посоветовал ему идти немедля войной на Трою и призвать на помощь себе всех царей Эллады.
Собралось в Авлиде великое войско ахейцев и отплыло на тысяче ста кораблях со своими дружинами в далёкую Трою – и вскоре началась длительная война ахейцев против троянцев. Целых девять лет прошло уже с тех пор, как началась война ахейцев против Трои, и много героев пало под стенами её могучей твердыни – Пергама.
Но на десятом году между вождями ахейцев начались распри – между первым военным вождём и царём Агамемноном и самым сильным из ахейских героев Ахиллом. Они поссорились в день победы, а началась ссора изза дележа военной добычи. И вот оскорблённый Ахилл объявил, что он отныне отказывается сражаться, и попросил свою мать Фетиду умолить всемогущего громовержца Зевса, чтобы победа досталась троянцам. Зевс исполнил её просьбу, и ахейцы были отражены троянским вождём Гектором, и в стане ахейцев с той поры начались неудачи и беды.
Тогда отправил Агамемнон к разгневанному Ахиллу хитроумного Одиссея, но Ахилл остался непреклонным и отказал в помощи даже тогда, когда Гектор осадил стан ахейцев и грозил поджечь их корабли. Лишь когда один из них уже был охвачен огнём, Ахилл внял просьбе своего друга Патрокла и позволил ему, облачившись в его доспехи, поспешить на помощь осаждённым друзьям. Троянцы приняли Патрокла за самого Ахилла, и ему удалось отогнать от ахейского стана напуганных троянцев. Но Патрокл зашёл со своим войском слишком далеко и был убит Гектором, который снял с него доспехи Ахилла. Ахилл решил отомстить за своего погибшего друга Патрокла и помирился с вождём Агамемноном. Облачившись в новые доспехи, выкованные для него искусным Гефестом, он, разгневанный, ринулся в бой. И погибло 8 немало троянцев в кровавом бою, лишь немногим из них удалось отступить и искать спасения за стенами Трои.
Только один неустрашимый Гектор осмелился остаться у городских ворот и встретить своего противника. Но храбрость его не спасла. В последней отчаянной схватке он пал, сражённый копьём стремительного Ахилла. Вскоре явились на помощь Трое войска мужественных амазонок под предводительством воинственной Пенфесилеи.
Начались новые битвы. Во главе троянцев стояла Пенфесилея, а во главе ахейского войска – Ахилл и Аякс, но пала в бою с непобедимым героем отважная Пенфесилея. Радуясь своим неизменным победам, Ахилл во главе ахейского войска подступил к высоким стенам Трои, но вскоре был ранен стрелою Париса, направленной самим Аполлоном.
Стрела попала Ахиллу в пятку, за которую когда-то держала мать Ахилла младенца, окуная его в воды реки Стикс, отчего всё его тело, за исключением пятки, стало неуязвимым для оружия. Тогда войско ахейцев, предводимое Аяксом и Одиссеем, дружно напало на троянцев.
Жестокая битва длилась целый день, и наконец удалось ахейцам спасти тело Ахилла и его доспехи. Были устроены в память Ахилла пышные погребальные игры, а доспехи его было 9 решено отдать тому, кто больше других помог, чтобы отнять у врагов его тело, и кто был самым достойным в его войске.
Призвали пленных троянцев решить, кто из двух, Одиссей или Аякс, наиболее достоин получить доспехи Ахилла. И решили троянцы спор в пользу Одиссея. Тогда разгневанный Аякс, считая, что спор был решён неверно, впал в отчаяние и, оскорблённый, ушёл на берег моря и там пронзил себе грудь мечом. Смерть могучего Ахилла и гибель героя Аякса ослабили силу ахейцев, а Троя ещё не сдавалась. После смерти героев Одиссей стал во главе ахейского войска. Но утомились ахейцы и защитники Трои от бесчисленных битв. В одном из сражений пал, пронзённый смертоносной стрелой, Парис.
И ничего не могли ахейцы сделать, чтобы взять могучую Трою. Видя, что город взять невозможно, Одиссей решил действовать хитростью. Переодевшись нищим, он пробрался незаметно в Трою. Никто не узнал Одиссея, кроме прекрасной Елены. Она с тоской вспоминала о родине и ласково приняла Одиссея в свой дом. Узнав многое, что было необходимо для военного дела, он благополучно вернулся в стан ахейцев. Ещё раз удалось хитрому Одиссею вместе с Диомедом пробраться в город, и он похитил там скульптуру Афины, без которой, по предсказанию, данному ахейцам, они никогда не могли бы взять Трои. Долго обдумывал Одиссей план взятия осаждённого города, и наконец он убедил ахейцев прибегнуть к неслыханной хитрости.По совету Одиссея искусный мастер Эпей соорудил огромного красивого деревянного коня, внутри которого могли бы поместиться самые смелые из героев. Остальные же ахейцы сожгли свои палатки и отплыли на кораблях и расположились за островом Тенедос в засаде. Раным-рано на рассвете заметили троянцы густой дым на том месте, где находился прежде стан ахейцев. Они выбежали из города и увидели, что ахейцы отплыли на кораблях и, видимо, прекратили осаду Трои.
Осматривая оставленное ахейцами поле, они с удивлением увидели высокого красивого деревянного коня и решили втащить его в город. Затем они стали на радостях пировать, считая, что долгая и трудная война наконец окончилась. Наступила полночь, и, опьянённые вином и весельем, троянцы уснули глубоким сном.
И вышли тогда осторожно вооружённые ахейцы из утробы коня; первым вышел Одиссей вместе с Эпеем, за ним остальные, и, крадучись, они рассыпались по улицам Трои и стали убивать застигнутых врасплох сонных и опьяневших троянцев. Вскоре в Трое начался пожар, запылали дома, и яркое пламя осветило ночное небо. Увидев это, ахейцы благодаря попутному ветру быстро подплыли к городу, и всё войско кинулось к воротам Трои. Мужественно отбивались застигнутые врасплох троянцы, сражались не на жизнь, а на смерть с войском ахейцев. Было много троянцев перебито, и пал Приам вместе с детьми и родными.
Троя была сожжена, и много граждан, женщин и детей ещё недавно могучего города были взяты в плен и отправлены на ахейские корабли. Елена в страхе перед Менелаем спряталась в тёмных покоях царского дома.
Увидев жену, Менелай бросился на неё с обнажённым мечом, и он пронзил бы её, если бы вовремя не подоспел его брат Агамемнон, убедивший его, что Елена не так виновата, как виновен Парис. Менелай послушал брата и увёл свою жену на корабль.
Взяли ахейцы в плен царицу Гекубу, Кассандру – сестру убитого Париса, жену Гектора и много знатных троянок. Они стояли у кораблей и с грустью смотрели на разрушенный город, на пламя пожара. Уже несколько дней пылала несчастная Троя, и решили тогда ахейцы возвращаться из разрушенной Трои домой. Но труден и полон бедствий был путь ахейцев по морю в Элладу, и многим из них не пришлось увидеть родной земли. Много пришлось испытать горя и бедствий хитроумному Одиссею. Что с ним случилось за эти двенадцать лет, рассказано в песнях Гомера, в его «Одиссее».
Параллельно с раскопками Г.Шлимана английский археолог Артур Эванс вел раскопки на о.Крит., в ходе которых была открыта миру архитектура и живопись Кносского дворца-лабиринта. Площадь этого дворца составляла 16000 м2, 300 помещений. А.Эванс поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта.
Очень интересна культура о. Крит.
Остров Крит - древнейший очаг цивилизации в Европе. Он расположен на одном из самых оживленных перекрестков Средиземноморья и в древности культура Крита испытала на себе влияние разнородных культур (Ближнего Востока, Египта, Месопотамии; Балканской Греции).
Еще Гомер указывал, что на Крите было более 90 городов. Города на Крите боролись между собой. Среди них выделялся г. Кносс.
Мощь Крита простирала свое влияние и на материк. При царе Миносе в Кноссе был построен дворец-лабиринт. Этот дворец заставляет вспомнить греческий миф о лабиринте, легенду о Тесее и Минотавре. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. По его приказу был построен подземный лабиринт, и никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр - полубык-получеловек, рожденный женой Миноса от быка, подосланного Посейдоном. Афиняне платили Миносу дань. Каждый год (или раз в несколько лет) они посылали на съеденье Минотавру 7 юношей и 7 девушек. Афинскому герою Тесеюудалось убить Минотавра и самому выйти из лабиринта с помощью клубка ниток. В древних мифах не все вымысел.
Миф Ариадна тайно от отца дала Тесею острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и всех обречённых на смерть отвели в Лабиринт, юноша привязал у самого входа конец Ариадновой нити и пошёл по запутанным бесконечным переходам. Наконец, он дошёл до места, где находился Минотавр, который с грозным рёвом бросился на него. Начался страшный бой… Во время схватки, в какой-то миг, Тесею удалось схватить чудовище за рог и вонзить ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, юноша со своими спутниками, следуя нитке клубка, вышел из Лабиринта, где у выхода их радостно встретила Ариадна.
Теперь нужно было позаботиться о спасении от гнева царя Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль в обратный путь, заранее прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян. Ариадна же последовала за Тесеем, которого страстно полюбила.
На обратном пути путешественники вышли на берег Наксоса, где решили переночевать. Во сне Тесею явился бог вина Дионис, поведавший ему о том, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, поскольку боги назначили её в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь, не смея ослушаться воли богов. Так Ариадна стала богиней - женой великого Диониса.
А корабль Тесея быстро понёсся на своих чёрных парусах по лазурному морю. Опечаленный утратой Ариадны, Тесей забыл данное Эгею обещание заменить, в случае победы над Минотавром, чёрные паруса белыми...
Эгей ждал своего сына на высокой скале у моря. Вот вдали показалась чёрная точка, стремительно приближавшаяся к берегу... Это корабль его сына, но не блестят белые паруса на солнце, значит, погиб Тесей… В отчаянии Эгей бросился в море, утонув в морской пучине… Именно с тех самых пор море это так и зовётся -Эгейским…
Кносский дворец
Стены Кносского дворца-лабиринта были покрыты многочисленными фресками, фрагменты которых хорошо сохранились до нашего времени. Искусство Крита сходно с египетским. Фигуры людей изображались по типу египетских: плечи, грудь и глаз даны в фас, лицо и ноги в профиль. В Кносском дворце обнаружены фрески с изображением растений, птиц, осьминогов. В тронном зале на стене изображены грифоны - мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. У них длинные лебединые шеи, львиный хвост, поднятый кверху, и оканчивающийся завитком. Они окружены цветущими лилиями и кажутся не чудовищами, а беспечными обитателями райского сада, и производят другое впечатление, нежели суровые и грозные египетские сфинксы. Встречаются изображения быка мирно пасущегося, разъяренного, летящего галопом. Бык - бог разрушительных сил природы, землетрясения. На Крите был распространен культ быка.
Парижанка
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 614;