Потребности: природа и место в психической организации
Человека
Понятие потребности многозначно и имеет широкий ареал использования в обществе. Можно выделить три аспекта использования (рассмотрения) проблемы потребности - общекультурный, биологический (натуралистический) и психологический.
В первом случае потребность рассматривается как исходный фактор развития любой общественной организации. Данный термин используется в экономике, социологии, истории и других общественно-гуманитарных науках, где выступает, прежде всего, как проблема потребностей общества или как проблема общественного потребления. Например, потребности организации в кадрах, энергетических ресурсах и т.п. Другими словами, в этих подходах под потребностью понимается «необходимость» в каких-либо ресурсах, отсутствие которых не позволяет данной организации сохранять свою целостность или развиваться. При этом нельзя не отметить, что термин в этом значении был заимствован из биологических наук.
В рамках биологических наук (общей биологии, экологии, физиологии животных и человека и т.д.) потребности, во-первых, являются генетически исходной причиной активности всех живых организмов. Во-вторых, потребность означает включенность организмов во взаимодействие со средой, обеспечивающее обмен веществ и соответственно выживание. Исходя из этого, понятие потребности является фундаментальным понятием биологии и означает понятие нужды в чем-то, что обеспечивает не столько целостность данного организма, но и функционирование, развитие и воспроизводство себе подобных.
Вместе с тем необходимо отметить, что наличие потребности - как отмечает А.Н.Леонтьев, - конечно, «составляет необходимую предпосылку любой активности, однако потребность сама по себе еще не способна придать этой активности определенную направленность». В обосновании этого тезиса Леонтьев А.Н. ссылается на исследования И.М.Сеченова, который на примере пищевой потребности писал: «Голод способен поднять животное на ноги. Но в нем нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или иную сторону …». И в этом смысле, потребность само по себе есть неопределенное состояние или потребностное состояние, так как неизвестно каким конкретно предметом будет удовлетворено.
При этом само по себе внутреннее состояние нужды организма определяет лишь необходимость изменить это состояние. И только в этом смысле говорят о том, что потребность определяет поведение. И это поведение традиционно называют ориентировочно-поисковым, так как именно это состояние «вынуждает» организм сначала ориентироваться в окружающей среде, а затем при отсутствии объекта осуществлять его поиск. Например, наличие у человека потребности в физической культуре создает у его соответствующую избирательную активность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть, он вспомнит о рекламе спортивной секции, увиденной на улице или услышанной от кого-то, и это направит его действия. Но неизвестно, каким видом спорта конкретно займется этот человек, или каким конкретным видом спорта, как ее предметом, будет удовлетворена его потребность.
Исходя из этого, выделяют общие черты, присущие потребностям всех сложноорганизованных живых существ.
Первая и главная черта всякой потребности заключается в том, что потребность всегда предполагает (или имеет) свой объект (как замок всегда предполагает свой ключ), она всегда есть потребность в чем-то. При этом, при рассмотрении связи потребности с поведением (деятельностью), в «жизни» каждой потребности выделяют два этапа: этап до первой встречи с объектом и этап после этой встречи. На первом этапе содержание и направленность потребности не представлены субъекту. Потребность «не знает» своего объекта, поэтому субъект (организм, человек, общество) испытывает состояние напряженности и беспокойства. После «встречи» с предметом, удовлетворяющим потребность, происходит закрепление как самого состояния и его объекта, так и формы поведения, отвечающего за нахождение. Поэтому потребности дифференцируют на определенные и неопределенные.
Потребности отличаются друг от друга тем, что именно требуется организму для удовлетворения испытываемой им нужды. В тех случаях, когда объектом потребности является не материальная вещь, а та или иная деятельность организма, потребность также может быть удовлетворена лишь при наличии определенных внешних, объективных условий. Например, движение так же требует определенных пространственных условий, как дыхание — присутствия кислорода, В этом существенное сходство между непосредственно предметными потребностями (потребностями в вещи) и функциональными потребностями (потребностями в действии): те и другие требуют для своего удовлетворения определенных внешних условий.
Вторая важнейшая черта потребностей заключается в том, что всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Само по себе внутреннее состояние нужды организма определяет лишь необходимость изменить это состояние, т.е. устранить нужду организма. Что же касается конкретной потребности, выражающей эту нужду, то она формируется в зависимости от внешних условий или оттого, что именно в данных внешних условиях фактически приводит ктребующемуся изменению состояния организма.
Так как потребности характеризуются объективным содержанием, которое определяется внешними условиями жизни, то всякая потребность, прежде всего, представляет собой особую форму отражения условий жизни.
С другой стороны, потребность вызывает поведение организма лишь при условии воздействия на него соответствующих ей объектов или его свойств. Состояние голода, например, характеризуется определенными внутренними (интероцептивными) раздражителями, которые создают избирательное отношение организма к внешним воздействиям; однако сами по себе эти раздражители не могут вызвать никакого определенного поведения, направленного на удовлетворение имеющейся потребности. Для этого необходимо, чтобы на животное воздействовал предмет потребности (пища). Он становится побудителем деятельности. При этом, психологически, сам по себе факт удовлетворения потребности, с генетической точки зрения, указывает, во-первых на то, что потребностное состояние объективируется и закрепляется за конкретным объектом удовлетворения.
Удовлетворение конкретным объектом закрепляет и поведение, которое затем будет постоянно воспроизводится практически без изменений.
Третья особенность потребностей состоит в том, что потребностные состояния «заявляют о себе субъективными сигналами», т.е. сами приобретают сигнальное значение. При этом напряжение, возникающее в действующей системе организма, обладает разной степенью интенсивности. Здесь общая закономерность, такова, что чем больше необходимость и чем дальше (во времени или пространственно) находится объект, тем выше интенсивность сигнализации. Например, организм, безусловно, нуждается в уровне радиационного фона, не превышающем определенной нормы, однако он лишен специфических рецепторов, отвечающих за оценку этого параметра среды. В силу этого радиация выступает для нас «невидимым убийцей» - ее разрушительные последствия мы начинаем ощущать, когда предпринять что-либо уже поздно. Поэтому потребностями следует называть только такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.
Четвертая черта, характеризующая потребности, состоит в том, что одни и те же потребности обладают способностью возникать вновь, воспроизводиться. Это особенно ясно выступает тогда, когда мы обращаемся к элементарным потребностям: в пище, движении и т. п. Эти потребности воспроизводятся через более или менее определенные промежутки времени. Они обладают более или менее выраженной цикличностью, зависящей от периодических изменений в состоянии организма или в окружающей среде. Более сложные потребности (например, потребность в общении с себе подобными и многие другие) не обладают цикличностью. Однако и они многократно воспроизводятся при наличии определенных условий - внешних и внутренних. Таким образом, цикличность или воспроизводство потребностей - важнейшее условие их развития - только воспроизводясь, потребность обогащается в своем содержании.
Пятая черта, общая всем потребностям, заключается в том, что развитие потребностей происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих эту потребность, и изменений в способах ее удовлетворения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребность есть возникающее в процессе жизни активное состояние организма, которое с разной степенью интенсивности сигнализирует ему о нужде и включает его ориентировочную реакцию, а затем при необходимости поисковое поведение. И в этой своей функции она обеспечивает выживание и приспособление организма к неоднородной среде обитания. Как таковое развитие потребностей происходит за счет изменения объектов или переноса потребностных состояний с одних объектов на другие. При этом не сама потребность управляет реальным поведением организма в направлении объекта, а либо сигналы, отражающие определенный уровень состояния, либо биологически значимые свойства объекта, выступающие в качестве стимулов (например: запах, форма, цвет, перемещения и т.д.).
Мы так подробно остановились на потребностях лишь на том основании, чтобы было более отчетливо понятна их роль и значение в системе человеческой жизнедеятельности, чтобы избавиться от сложившихся стереотипов в понимании данного явления, и чтобы более адекватно определить место потребностей в системе детерминирующих факторов поведения человека, в том числе двигательной деятельностью.
С точки зрения психологии, потребности человека вписаны в социокультурный контекст его жизнедеятельности. А это означает, что, оставаясь, по сути, активно действующим состоянием оно распространяется не только на объекты, необходимые для выживания, но и на предметы, необходимые для развития и самоактуализации личности человека в обществе. И если в биологическом мире потребности объективируются, то в человеческом, социальном мире они опредмечиваются. Поэтому они очень многообразны.
В связи с этим, необходимо отметить, что, оставаясь, по сути, активным состоянием, потребность вместе с тем меняется содержательно, изменяя способы удовлетворения, для которых при этом нет врожденных программ. Например, потребность в столовых приборах при еде или познавательная потребность, потребность в творчестве и т.д. Исключите человека из социально-познавательного пространства, и вы сведете его потребности к натуральным, жизненно важным, и тем самым можно наблюдать регрессию потребностей. Например, если взять сильно изголодавшегося человека, он будет рвать сырое мясо и пихать его себе в рот. Но чтобы так делал человек, его же нужно поставить в нечеловеческие условия. Он при этом расчеловечивается, т.е. на какое-то мгновение перестает быть человеком. Конечно, человека можно расчеловечить, поставив его в нечеловеческие условия. Например, поведение человека в концлагере, где случалось и подобное, но в целом оставалось человеческим. Поэтому в человеческом мире потребности развиваются не только за счет производства, как необходимого условия, но и формируются (обучаются, воспитаются) или более широко - социализируются, как достаточное условие. Другими словами, если в биологической картине мира потребности являются витальными и натуральными, т.е. обеспечивающими выживание и приспособление, то в психологической картине мира они становятся социальными и опосредованными, являясь лишь необходимым условием изменения, как самого человека, так и окружающей действительности. Там потребность основная детерминирующая причина поведения, а здесь лишь условие. Так, например, в процессе онтогенетического развития ребенка, потребности начинают функционировать в системе взаимодействия ребенка с родителями, т.е. в системе социальных отношениях, а следовательно, социально-предметные потребности начинают подчинять себе витальные. Или, если говорить в отношении спортивной деятельности, потребность в моторной активности не столько удовлетворяется в системе тренировки, сколько подчиняется определенным требованиям тренера. Потребность удовлетворена и даже слишком. Спортсмен испытывает физическое утомление, но он продолжает тренироваться, подчиняясь нормам взаимодействия, а соответственно поставленным тренером задачам. Другими словами, что-то другое побуждает его продолжать тренировку. Так что же это то, что побуждает его действовать при удовлетворенной потребности? Ради чего действует человек, спортсмен, солдат, преподаватель?
Здесь отметим, что в соответствии с принятой психологической системой понятий данное побуждение, определяющее как активность человека, так и ее направление, отвечающее на вопрос «ради чего совершаются действия», было названо мотивом. Но прежде чем перейти к рассмотрению данного психологического образования личности, выделим основные положения.
В биологической картине мира развитие потребностей происходит за счет изменения или появления новых (аналогичных по биологическому значению), объектов. В психологической картине мира развитие происходит через формирование за счет производства новых предметов с заданными для данной культуры свойствами. Соответственно, в человеческом, социально и предметно-организованном, мире натуральные потребности перестраиваются и подчиняются социальным потребностям. Мы испытываем потребность не в говядине, а в котлете из говядины. Или - мы испытываем не просто потребность в моторной активности, а в специальных, социально нормированных двигательных действиях.
Возникшее состояние нужды сигнализирует о нарушениях в жизненных процессах и вместе с тем включает ориентировочно-поисковую активность. При этом животное (организм) реагирует только на те сигналы, которые отражают биологические свойства объекта, т.е. имеют врожденное биологическое значение. Нахождение объекта потребления, выступающего для внешнего наблюдателя как цель, приводит к затуханию поискового поведения. Схематично это выглядит следующим образом: потребность - поиск - достижение цели - покой - потребность.
В рамках этого неизмененного цикла изменение непосредственного поведения осуществляется в соответствии с изменениями (в том числе и интенсивностью) сигнальных характеристик объекта. Еще более конкретно, мы не можем развивать поведение, основанное на потребностях, но мы можем лишь его видоизменять. То есть, например, в рамках дрессировки, мы можем лишь усложнить посредством количественного приращения цепочки рефлекторных актов, но суть данной формы поведения от этого не меняется. Таким образом, если витальные потребности ограничены ориентировочно-поисковым поведением, нахождением цели и соответственно потреблением, то социальные - разворачиваются в поисково-познавательную деятельность, которое лишь отдалено и внешне напоминает поисковое поведение животных. Соответственно меняется цель и содержание поискового поведения. Например, сравните поведение льва в пустыне, осуществляющего поиск пищи, женщины, бегающей по магазинам в поисках люстры, и драматический поиск идеи ученым (художником и т.д.) или поиск стратегии игры тренером. У животных - это прямое и непосредственное поведение, детерминированное внутренними или внешними сигналами, у человека - это длительный и опосредованный путь познания, прежде чем он удовлетворит свою «потребность», это деятельность, опосредованная социальными условиями и предметами производства.
Внешнее выражение потребностных состояний проявляется в беспокойстве, ориентировочной реакции и неопределенно поисковом поведение, в удовлетворенности (как снятие напряжения). В общекультурной языковой реальности потребности фиксируются либо через указания на состояния в таких терминах как нужда, стремление, желания, влечения; либо через указание на объект нужды в терминах - интерес, цель и т.п., чем достигает понимание между людьми в повседневной жизни; либо через указание разнообразных эмоциональных переживаний, что позволяет судить о степени нужды или достижения (удовлетворенности).
Как показывает реальность жизни, человек не замкнут в этом замкнутом мире потребностей, где властвуют естественные законы выживания и он приспосабливается к ним. Почему же человек изменяет природный мир и действует вопреки собственной природной или социальной потребности? Почему он выбирает те или иные цели? Почему изменяет способы достижения этих целей? Все эти вопросы требуют выхода за пределы непосредственного поведения в область социально обусловленной жизнедеятельности человека. Ведь по своей сути удовлетворение потребностей есть процесс присвоения определенной формы деятельности. В этом смысле потребность победы есть, прежде всего, освоение спортивной деятельности. Но что порождает тяжелый и многолетний труд спортсмена?
3.2. Мотивы: природа и место в структуре личности;
Житейская психология нормального человека все воспринимает мозаично и с прагматической точки зрения, использую накопившиеся стереотипы и установки поведения, сложившиеся в течение индивидуальной жизни и по мере накопления профессионального опыта. Процесс накопления конечно медленный, а результат не всегда адекватен, в силу меняющихся обстоятельств, в которых действуют человек, и специфики взаимодействия в этих обстоятельств и типов людей, с которыми он взаимодействует.
С этой точки зрения, обычный человек под мотивами понимает все то, что выступает в качестве внутренних побудителей человека к деятельности или поведению.При таком представлении мотивами могут быть различные потребности, интересы, стремления, желания, установки, идеалы и т.п. Другими словами, сознание обычного человека, центрированное только на выяснение причин поведения другого человека, не задумывается над многообразием психологических причин, порождающих реальное поведение или деятельность человека. Его интересует: Что хочет сделать или Чего хочет достичь другой человек, или - Почему он хочет именно это сделать или именно этого достичь? Внешнему наблюдателю представляется, что определив предмет, необходимый другому, он знает истинную причину поведения (и деятельности) и может манипулировать его активностью. Такая стратегия в отношении другого, конечно, имеет место быть, но адекватна лишь в условиях типичных и повторяющихся ситуаций. Причем считается, что потребности являются источником порождения мотивов, имея в виду, что предмет потребности и есть мотив.
Глубокое понимание механизмов формирования мотива дают гуманистические концепции в психологии. Данное направление направлено на изучение гармоничной личности, достигающей вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Среди последователей этого подхода особо выделяется представления А.Маслоу, разработавший «иерархию потребностей» (рис.1).
Она состоит из следующих ступеней:
1. Физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите;
2. Потребность в надежности – стремление к материальной надежности, обеспечению по старости и т.п.;
3. Социальные потребности – удовлетворение этих потребностей не объективно и трудно поддается описанию: одного человека удовлетворяют немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно;
4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства – уважение, престиж, социальный успех – для удовлетворения этих потребностей требуются группы;
5. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
Осуществление
самого себя
Создание собственного
достоинства
Социальные потребности
Потребности в надежности
Физиологические основы потребности
Рис.1. Иерархия потребностей человека (или ступени развития) по А.Маслоу
1. Мотивы имеют иерархическую структуру;
2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности; тем дольше можно задержать их реализацию;
3. Пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивационную силу;
4. С повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. «Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:
- полное принятие реальности и комфортное отношение к ней;
- принятие других и себя;
- профессиональная увлеченность делом, ориентация на задачу, на дело;
- автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
- постоянная новизна, открытость опыту; различение цели и средств, зла и добра;
- спонтанность, естественность поведения; юмор;
- саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей;
- готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к повышению конгруэнтности (соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию).
Как видно из этого краткого обзора, мы можем выделить, с одной стороны, то общее, что их объединяет, а с другой - то позитивное, что применимо в практике спорта и физической культуры. В зарубежной психологии, во-первых, выделен ряд особенностей природы мотивов (потребностей), к которым можно отнести такие разнородные психические явления как влечение и стремление; раздражитель, выступающий в форме стимула; предпочтение одного стимула на другим; напряжение и т.д. В целом все эти представления объединяет попытка рассмотреть мотивы с функциональной точки зрения, т.е. функции побуждения, что приводит к не различению потребностей и мотивов. В основании этих исследований лежит модель биологических потребностей и их удовлетворение, которая затем переносится на человека. Так, например, тренировочный процесс, с психологической точки зрения не есть приспособление человека - здесь не к чему приспособляться, но есть процесс изготовления, производства сложно организованных двигательных систем, с помощью которых затем осуществляется взаимодействие с противником. Конечно, и это не требует доказательства, с физиологической точки зрения происходит адаптация организма к тем экстремальным нагрузкам, которые являются лишь необходимым условием подготовки человека к соревнованиям. Другими словами, только высоко и психологически мотивированный спортсмен, может сознательно «заставить» свой организм приспосабливаться к тем экстремальным условиях, которые диктуются подготовкой.
В отечественной психологии исследование мотивов занимает ведущее место, а проблема мотивации и мотивов - одна из стержневых в психологии. Б.Ф.Ломов отмечает, что «…в мотивах и целях отчетливо проявляется системный характер психического, они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» (1984).
Всех исследователей мотива объединяет единая методологическая позиция, суть которой, если обобщить, в следующем. Возражая против механического смешения потребностей и мотивов, против изучения мотивов у изолированного индивида, озабоченного потреблением, отечественные психологи исходят из того, что мотивационную сферу (ее состав, строение, динамику) и ее развитие, необходимо изучать через раскрытие связей и отношений личности человека с другими людьми и обществом (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.). В своей жизнедеятельности человек осваивает и объективно реализует целую систему отношений, к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и, наконец, к самому себе. Другими словами, содержательная характеристика мотива может быть раскрыта не в системе «организм - природные объекты», а только в социально-психологической по своей сути системе отношений и взаимодействий человека.
У человека источник развития мотивов, как показывает история, - это безграничный процесс общественного (социально-экономического) производства материальных и духовных предметов и ценностей, т.е. переработка (обработка) природного материала в предметы, обладающих определенным значением для жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельного индивида. Так, например, спортивный рекорд, выраженный в реальных метрах, секундах и т.д., может стать предметом изучения и тренировки. Конечно не сами метры, секунды и т.п., которые являются лишь показателями рекорда, а именно тот способ (техника) будет являться предметом воспроизводства у многих поклонников данного вида спорта. Или, победа страны имеет определенную ценность или значимость для политических деятелей, болельщиков или занимающихся футболом, теннисом и т.д. При этом конечно значимость будет разной у разных социальных групп, но при этом ценность победы одна для всех них и общества в целом. И в этом смысле различают общественные, корпоративные и групповые ценности, которые и выступают в качестве потенциальных мотивов.
В онтогенезе эти потенциальные мотивы, как и их производные (потребности, идеалы и интересы общества) интериоризируются (присваиваются посредством деятельности или поведения) отдельным индивидом и становятся индивидуальными мотивами, т.е. актуально-действующими. Эмпирически это выглядит так, что в процессе индивидуального развития мы сначала осваиваем «что хотим» и «зачем хотим». Затем, «перепробовав», начинаем выбирать и конкретизировать это «что» и «зачем». И далее - начинаем руководствоваться этими «что» и «зачем» в своем поведении, деятельности и самодеятельности, с последующей передачей другим людям или социальной группе. Здесь отметим, что именно от «старших» (родителей, тренеров или от учителей в широком смысле слова) мы получаем в готовом виде эти образующие наше сознание «что делать» и «зачем делать», которые и будет осваивать на практике.
Другим достижением отечественной психологии является рассмотрение мотивов не как набор независимых и изолированных факторов, а как психическое образование, включенное в системную организацию личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др.). Будучи включенными во внутренний мир личности, они объединяются в структуру, названную мотивационной сферой, которая в свою очередь определяет масштаб и характер личности. Вместе с тем, образующие мотивационную сферу, с одной стороны, проявляются объективно, т.е. в поведении человека, особенно в ситуации альтернативного выбора, побуждая человека активно участвовать в социальной жизнедеятельности. С другой - субъективно, в организации внутреннего мира личности. И тот, и другой аспект могут существовать в своих особых формах - формах переживания, которые описываются как желания, стремления и т.д.
Под мотивационной сферой личности понимается ими вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако, некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы «стержень» всей сферы (именно в них-то в первую очередь проявляется направленность личности). Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе (и более того: самого общества). Нередко они оказываются настолько устойчивыми, прочными, что сохраняются в течение весьма длительного времени или даже всей жизни взрослого человека. Другие мотивы вариативны и эпизодичны: они связаны с конкретными ситуациями и зависят от них. Конечно, у разных людей соотношение устойчивых и изменчивых мотивов складывается по-разному.
Например, у мальчика под влиянием жизненных впечатлений или установок родителей возникает мотив - стать спортсменом (или тренером). Но его реальная деятельность остается прежней, он так же, как и раньше, продолжает ходить в школу, на каток, встречается со своими друзьями и т. п. Когда он учится, трудится или веселится, это вовсе не связывается у него с зародившимся новым мотивом. Мотив этот проявляется лишь в том, что теперь у него возникает повышенное внимание и интерес ко всему, что хотя бы косвенно связано со спортом, и его воображение порой рисует ему картины будущих спортивных успехов. Нельзя сказать, что направленность интереса, создаваемая этим, пока еще реально не действенным мотивом, равно как и вызываемые им мечты, вовсе не имеют никакого значения. Может наступить день, когда направленность интереса приведет мальчика в спортивную секцию, и мечты, поддерживая его влечение к спорту, заставят его поступить в институт физкультуры. Но может случиться и иное: мотив может угаснуть раньше, чем для мальчика станет возможной реальная постановка цели, отвечающей этому мотиву, и тогда единственный след, который останется от него, это воспоминание о порожденных им интересах и мечтах.
Далее, мотивационная сфера личности характеризуется разнообразием форм проявления - процессов и состояний, к которым относят в первую очередь - установки, интересы, желания, стремления, влечения и т.д.
При этом мотивационную сферу человека, - как отмечает Р.С.Немов - можно оценивать по следующим параметрам: развитость, гибкость, и иерархичность.
Под развитостью мотивационной сферы имеется в виду качественное разнообразие мотивационных факторов, представленных на каждом из уровней. Чем глубже освоен или познан предмет, тем более развитой является его мотивационная сфера.
В отношении гибкости мотивационной сферы можно отметить то, что данная особенность характеризует ее со стороны выбора предметов и использования способов достижения. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств, для удовлетворения одной и той же потребности может использовать более разнообразные предметы, чем другой человек. Развитость - это разнообразие потенциального круга предметов, способных побуждать человека к разнообразным формам деятельности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями (Р.С.Немов).
Наконец, иерархичность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных факторов. Одни мотивы (потребности, цели) становятся доминирующими, сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований одного и того же уровня, тем выше иерархичность мотивационной сферы.
Как видно из вышесказанного основная функция мотивов, в самом общем виде, состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность. Само понятие «деятельность» А.Н.Леонтьев соотносит, прежде всего, с понятием мотива. «Мотив - это то, что характеризует деятельность, что побуждает именно деятельность, известные виды деятельности или отдельный конкретный вид деятельности». Наряду с этими основными функциями А.Н.Леонтьев, опираясь на многочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов, выделяет и смыслообразующую функцию мотивов, которая «решающе важно для понимания строения сознания личности».
Любое поведение и деятельность человека являются полимотированными, т.е. имеют различные объективные значения и образованными на этой основе системой личностных смыслов. Это хорошо просматривается при необходимости дать объяснение своего поступка одним человеком другому, т.е. обосновать свое поведение или дать мотивировку. В этой ситуации мы можем уйти от ответа, представив другому одно из известных значений поступка, а можем встать перед реальной проблемой осознания, впервые поняв через другого истинный смысл, а соответственно и мотив своего поступка.
Исходя из всего сказанного, необходимо сформулировать общее понятие мотива, которое как понятие очерчивает некие границы и объективное содержание. Объективное потому, что, с одной стороны, мотивы реально детерминируют поведение и деятельность человека, а с другой - являются предметом воспитании, формирования и многочисленных исследований. Выше было отмечено, что традиционно под мотивом понимают либо побуждение к деятельности (поведению), направленное на удовлетворение потребности, либо как предмет потребности. И то и другое не является вполне корректным, т.е. отражающим сущность данного явления. Первое не удовлетворяет в силу того, являясь исторической традицией, указывает лишь на функциональную возможность или на следствие, а не на содержание. Второе - указывает на предметную отнесенность, но не отвечает на вопрос – «ради чего» конкретный предмет, не имеющий биологического, а порой и социального значения, выбран и побуждает действовать. Вследствие этого определим мотив как функциональную структуру личности, отражающая социальную значимость явлений объективного мира, в форме личностного смысла. Поясним. Почему функциональная структура? Потому, что данное образование морфологически не выражено, а образуется в связи с текущими затруднениями или в ситуации выбора по типу доминанты (А.А.Ухтомский). О включенности мотивов во внутренний мир личности и о роли социальных значений говорилось выше. Явления окружающего мира? Мы часть этого мира, который открывается нам в соответствие с тем, что мы о нем знаем. Почему личностный смысл? Потому, что в человеческом мире только смысл (не понятый, не открытый, не достигнутый и т.д.) является реальным механизмом развития и самоактуализации личности. Познавательная потребность может быть удовлетворена, а смысл не понят. Например, школьник, запомнивший закон Архимеда, или студент, выучивший психологию, но не понявший содержание понятия личность или мышления. Или, цель достигнута, а какой смысл в этом достижении. При этом отметим, что смысл не может быть вписан в систему потребления или в систему достижения, он все время требует открытия или разрешения проблемы существования. Именно смысл организует и регулирует жизнедеятельность человека.
И последнее что необходимо рассмотреть - это вопрос о структуре мотивов. Многочисленных исследований выявили основные функции мотивов, которые для своей реализации требуют собственных механизмов. К таким механизмам, осуществляющих эти функции можно отнести потребности, значение и цель. При этом, нет необходимости напоминать, что все эти образования взаимосвязаны с основными психическими процессами. Соответственно потребности, как уже рассматривалось выше, обеспечивают функционально-динамический характер поведения
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 801;