Тема Отношение человека к природе: антропоцентризм и экоцентризм.
Экологический кризис – во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего экологического сознания.
Экологическое сознание, по определению психологов, это совокупность представлений о взаимосвязях «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе и взаимодействия с ней.
Тип экологического сознания определяет и поведение людей по отношению к природе.
Для общественного сознания сейчас все еще характерно потребительское отношение к природе, или антропоцентрическое экологическое сознание. Психологическая база экологического кризиса – антропоцентрическое сознание.
Его основные черты в сопоставлении с экоцентрическим экологическим сознаниеми представлены в таблице.
Таблица
Отношение человека к природе:
антропоцентризм и экоцентризм
антропоцентризм | экоцентризм |
1. Высшую ценность представляет человек, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, а может и вредно, природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право | 1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества |
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, ниже вещи, созданные человеком и для человека, ниже – различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы. | 2. Отказ от иерархической картины мира. Разумность человека дает не привилегии, а налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей и мир природы – элементы единой системы. |
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д. – получение определенного «полезного продукта», сущность его выражается словом «использование» | 3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. |
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом» (по аналогии с «нравственным императивом» - базовой категорией этики Канта): правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству | 4. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. |
5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда» | 5. Природа воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком |
6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы | 6. Этические нормы и правила действуют не только в мире людей, а распространяются на взаимодействие с миром природы |
7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека | 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства |
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения. | 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради ее самой |
Т.о., антропоцентрический и экоцентрический типы экологического сознания - это системы представлений о мире, для которых характерны:
1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности – ориентированность на экологическую целесообразность
2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека – как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком
3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней – баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Проявления: благополучие мира природы вообще не берется во внимание, все учебные программы до сих пор пронизаны идеей полезности или вредности ее для человека, включая и дошкольное образование.
Проявление старого потребительского отношения к природе в содержании и методике экологического образования дошкольников.
Взаимодействие личности с миром природы
1. общение с собаками снимает у их владельцев стресс, происходит нормализация работы нервной системы.
2. психотерапевтическая функция – гармонизация межличностных отношений, особенно в семьях с детьми
3. способствует реабилитации людей из исправительных заведений и психиатрических больниц
4. эстетическая функция (бот. сады, рыбки)
5. познават. функция – необходимость ухода за животными – поиск информации о них – радость познания
6. функция удовлетворения потребности в компетентности, т.е. повышении самооценки
7. функция самореализации – в «своем мире» ребенок обладает властью и значимостью
8. функция общения – партнерское общение, взаимопонимание, в круг значимых других включает и животных
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 108;