Живопись России XVIII столетия.
Влияние европейской культуры, связанное с деятельностью Петра I, обусловило начало Просвещения в России XVIII в., своеобразие которого проявилось в основном в портретном жанре. Уже в XVII в. появляются парсуны (от «персона») – похожие на иконы портреты исторических личностей. Например, парсуна неизвестного художника, изображающая «шута» (участника «Всепьянейшего сумасбродного собора всешутейшего князя-папы»), жильца рейтарского строя Якова Федоровича Тургенева.
Влияние европейского барокко определило внимание художников к колориту более сдержанному, подчеркивающему глубину русского характера и формирование реалистических принципов его воплощения. Наиболее ярко русский национальный характер отражен в портретах Петра I.
Марселец Луи Каравакк, эмигрировавший в Россию, пишет несколько портретов Петра I и рокайльные портреты его дочерей – царевен Наталии, Анны и Елизаветы. Баварец Иоганн Готфрид Таннауер, приехавший в Россию в 1711 г., пишет портрет царевича Алексея Петровича и портрет Петра I в Полтавской битве. Последний интересно сравнить с мозаикой «Полтавская битва» (1762-1764), выполненной в мастерской Ломоносова.
Однако самыми значительными по глубине раскрытия характера Петра I и личного отношения к нему художника остаются портреты кисти Ивана Никитича Никитина (середина 1680-х гг. – не ранее 1742), чья судьба после смерти императора оказалась трагичной. Среди других особенно поражает похожий на этюд эмоциональностью колористических решений портрет Петра на смертном ложе (1725), отражающий глубину личной скорби и величие императора через изображение простой белой рубахи покойного и горностаевой мантии царя.
Вершиной творчества Никитина по глубине содержания и живописной технике справедливо считается «Портрет напольного гетмана», датируемый концом 1720-х гг. Лицо с выпуклым лбом, лохматыми седыми бровями и воспаленными глазами отражает напряженную внутреннюю жизнь человека, ссутулившегося под тяжестью прожитых лет.
К петровской эпохе относится творчество Андрея Матвеева (1701-1739). В «Аллегории живописи» (1725) он придает Афине Палладе черты Екатерины I. В «Автопортрете с женой» (1729?) влияние европейского барокко (жанр, жест, колорит) не исключает передачи искренней душевной близости супругов. Традиции Матвеева в жанре парадного портрета в середине XVIII в. продолжают И.Я.Вишняков (1699-1761) и А.П.Антропов (1716-1795).
Задание: Используя НМ, сравните изображения Петра I в русской скульптуре и живописи.
Из замечательной династии крепостных художников графа Шереметьева вышел Иван Петрович Аргунов (1727-1802), написавший «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). Учеником И.П.Аргунова был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Ему приписывают портреты выдающихся актеров Ф.Г.Волкова (1763) и Я.Д.Шумского (1760). На картине «Владимир и Рогнеда» (1770) на сюжет из русской истории новгородский князь Владимир написан с драматического актера Дмитриевского. «Театральны» и страдания дочери полоцкого князя Рогнеды, чьи земли Владимир разорил, отца и братьев убил, а ее саму насильно взял в жены. Элементы историзма обнаруживаются в деталях древнерусского костюма и изображении воинов – «новгородских мужиков». Черты классицизма отчетливо проявились в незаконченном произведении А.П.Лосенко на античный сюжет из «Илиады» Гомера «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Главные герои, изображены в центре композиции, ограниченной «кулисами». Локальный колорит акцентирует четкость пластического рисунка. Конфликт между долгом и чувством изображается в соответствии с требованиями театра классицизма.
Исторический жанр развивается в творчестве П.И.Соколова (1753-1791) и Г.И.Угрюмова (1764-1823). Если первый изображал в основном сюжеты античной мифологии («Меркурий и Аргус»; «Дедал привязывает крылья Икару»), то второй обращается к русской истории («Призвание Михаила Романова на царство»).
Задание: Используя НМ, сравните интерпретацию русской истории и античной мифологии в работах русских художников XVIII в. Укажите черты классицизма.
Расцвет русского портрета второй половины XVIII в. связан с именами Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского.
Ученик итальянского эмигранта Пьетро Ротари, рисовавшего прекрасные женские головки в мягком колорите, Федор Степанович Рокотов (1735/36-1808) создает скорее интимные, чем парадные портреты. В женских портретах художника воздушная прическа, легкие кружева не заслоняют, а лишь оттеняют глаза: кажется, изображение выступает из потускневшего зеркала, отражая глубину души. Загадочность портрета А.П.Струйской (1772) выражена в строчках стихотворения Н.Заболоцкого:
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Сравнение этого портрета с картиной «Дама в голубом» Гейнсборо поможет выявить особенности воплощения русского и английского национального характера. Неоднозначен благодаря игре эмоциональных оттенков погрудный портрет поэта В.И.Майкова (ок. 1765), в усмешке которого соединяются скепсис и жизнелюбие.
Ближе классицизму творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822), который пишет и камерные, и парадные портреты. В числе последних – «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» (1793?). В характерном для барокко развороте Екатерина указывает на атрибуты своей деятельности как «просвещенной императрицы».
Тот же жест обнаруживается в портретах архитектора А.Ф.Кокоринова (1769) и мецената П.А.Демидова (1773). Эти портреты прославляют общественно-полезную деятельность.
Написанные в разное время портреты писателей Дени Дидро (1774) и Н.И.Новикова (вторая половина 1790-х гг.) отражают ум и энергию, активное, волевое начало в сочетании с душевной простотой и некоторой усталостью.
В портретах воспитанниц Смольного института занятия изящными искусствами подчеркивает непосредственное обаяние молодости. Таковы портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской, разыгрывающих оперную сценку (1773), и портрет Г.И.Алымовой, играющей на арфе (1776). «Движение характера во времени» можно проследить в двух великолепных по тонкости колористического решения портретах Марии Алексеевны Дьяковой-Львовой (до замужества – 1778, после замужества – 1881). Это одна из замечательных русских женщин, «талантливых сердцем», умных и умеющих чувствовать. Обаяние молодости и душевная чистота привлекают в портрете дочери художника Агаши в русском национальном костюме (1783?).
«Сентиментальные» портреты Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825) открывают романтическую эпоху. Среди них самый знаменитый – портрет восемнадцатилетней Марии Ивановны Лопухиной (1797).
Об этом портрете Я.Полонский написал такие строки:
…Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…
Горделивое и своенравное выражение лица, томная и изящная поза отражают разные оттенки настроения и характера, что достигается также при помощи светотеневых и колористических переходов, плавных линий и пейзажного фона.
В портрете музицирующих сестер Гагариных (1802) тоже создается романтический женский образ: небрежно падающие локоны, легкое свободное платье, близость природе.
Неизвестная в тюрбане (возможно, французская писательница мадам де Сталь) изображена Боровиковским на фоне бюста Екатерины II (1812). К шедеврам художника можно отнести и портрет самой императрицы на прогулке.
Задание: Сравните изображение Екатерины II у разных художников, используя НМ.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Психологическое влияние цвета | | | Все болезни от слизевиков |
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 1169;