Идеи философии Просвещения
Идеи Просвещения зародились в Англии в XVII веке, а в XVIII веке распространились по всей Европе: во Франции, Австрии, Пруссии, Италии, России и др. странах. Просветители Локк, Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтер, Кант, Гердер, Джефферсон, Франклин и др. внесли огромный вклад в развитие представлений о государстве и обществе.
Идеи просветителей
1. В Средние века огромную роль в жизни человека играла религия. Церковь выступала бесспорным арбитром в вопросах морали, этики, повседневности человека, она освящала существующий правопорядок. Всё, что не вписывалось в церковные догматы, объявлялось ересью, подвергалось жестоким гонениям. Для просветителей новой религией стала наука. Они считали, что наука является новой важнейшей ценностью цивилизации, что престиж и благополучие государства определяется тем, какое место в нем занимает наука.
Для второй половины XVII века был характерен прогресс естественных наук, в их развитии произошел фундаментальный сдвиг. Это привело к мысли о том, что научным языком можно объяснить не только законы развития вселенной, но и описать процессы функционирования общества, создать оптимальную модель организации общества и государства.
2. Вера в прогресс – поступательное движение, развитие от примитивных форм к более совершенным формам организации общества. С этого времени стал утверждаться принцип европоцентризма: Западная Европа – центр мироздания, эталон развития на пути прогресса. Развитие человеческой цивилизации стало рассматриваться как распространение норм и принципов западной цивилизации на остальной мир.
3. Теория естественного права. Люди от рождения имеют одинаковые и естественные – равные права (свобода, равенство, право на собственность).
4. Идея общественного договора. Государство возникает в результате общественного договора. В основе отношений между государством, обществом и личностью должны лежать нормы права, гарантирующие человеку неотчуждаемые или естественные права. Функция государства – защита естественных прав человека.
5. Концепция разделения властей. Если власть сосредотачивает все функции, то превращается в абсолютного монополиста, навязывающего свою волю обществу. Необходимы четкие, непересекающиеся функции трех ветвей власти. Так возникала идеальная модель государства, поскольку в то время не было практического функционирования власти на основе принципов просветителей (в Англии только начала формироваться система разделения властей).
Возникли новые вопросы. Какая из ветвей важнее? Как они должны взаимодействовать? Как соотносятся их функции? В Северной Америке была развита идея создания системы «сдержек и противовесов» (Джон Локк), согласно которой ветви власти должны дополнять и сдерживать друг друга. В конце XVIII века эта система вошла в конституцию США. Идеи просветителей ставили под сомнение разумность и незыблемость тех основ, на которых покоилось феодальное общество.
***
Политика просвещенного абсолютизма возникла в то время, когда началось разложение феодальной системы и становление капиталистических отношений. Она была направлена на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Это была попытка реформировать абсолютизм, приспособить его к изменившимся условиям, поставить на службу монархии некоторые из идей просветителей без угрозы для трона.
Политика просвещенного абсолютизма предполагала лавирование между интересами различных сословий, в то же время способствовала укреплению позиций дворянства. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства, с другой стороны, способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. Просветители умеренного крыла – Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений.
Наиболее яркими примерами просвещенного абсолютизма являются правления Марии-Терезии (1740–1780) и Иосифа II (1780–1790) в Австрии, Фридриха II в Пруссии (1740–1786), Карла III в Испании (1759–1788), Густава (1771–1792) III в Швеции, Екатерины II (1762–1796).
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 869;