Исторические типы культур.
В культурологии есть метод изучения различных культур с помощью их объединения в определённые типы. Основанием для типологии могут служить различные факторы: религиозные, ценностные, социальные, коммуникационные, природно-хозяйственные, а также исторические. Определенный исторический тип культуры выделяется, исходя из его целостности. Должно быть неизменным ядро[1] культуры в данном историческом типе. Предполагается единство ценностей и норм культуры.
Природно-символический тип культуры. Это первый в истории человечества исторический тип культуры. Его название отражает не просто прямую зависимость человека от природных условий, но и особое восприятие мира, при котором человек не выделяет себя из природы. Понятие «символический» также очень важно для определения этого типа культуры. Человек символически воспринимал весь окружающий мир, свои поступки, действия сородичей. Явления природы, случайные находки, произведения самого человека воспринимались им как магические символы.
Природно-символический тип предполагает культуру присваивающего общества. Если применить периодизацию Л. Моргана, то большая часть времени этого культурного типа занята «дикостью», когда человек умел лишь присваивать готовые продукты природы. С археологической точки зрения он определяется каменным веком, так как основные орудия труда изготавливались из камня. По убеждению последователей марксистского (формационно-го) подхода этот исторический тип культуры существовал в период первобытнообщинной формации, когда все средства производства принадлежали всему обществу, а распределение продуктов производства происходило поровну. Если обратиться к цивилизационному подходу периодизации исторического процесса, то этот огромный период развития человечества характеризуется как доцивилизационный, так как в это время нет ни государства, ни городов, ни письменных законов.
В этом типе культуры, все элементы в структуре культуры были неразрывным целым. Для всего природно-символического типа характерен культурный синкретизм. В отношении культуры синкретизм означает неразрывность, нерасчлененность отдельных элементов культуры в рамках общего, целого. Синкретизм в первобытном обществе являлся особым мировоззрением. Человек не разделял материальное и духовное. Его хозяйственная деятельность была связана с мифологическим восприятием мира. Появившиеся в это время художественные произведения, которые мы, люди другого типа культуры, характеризуем как наскальные рисунки, первые скульптуры, в то время не воспринимались таковыми. Они служили магическими символами, связывали человека с сакральным миром, помогали ему в основном виде деятельности. Эта особенность отражена в названии рассматриваемого типа культуры. Все формы культуры находились в первоначальном, слитном единстве. Возможности всех психических процессов и переживаний человека находились в зародыше, по определению К. Г. Юнга, в коллективном бессознательном состоянии, рождая так называемые архетипы.
Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком, составляющий около 3 млн. лет.
Внутреннюю периодизацию этого типа культуры дает археология. В истории каменного века выделяют 3 эпохи: палеолит (древнекаменный век);[2]мезолит (среднекаменный век); неолит (новокаменный век). Следующую за неолитом эпоху называют энеолитом (меднокаменный век). Он уже открывает эпоху металла и цивилизаций.
В период верхнего палеолита (приблизительно от 40 - ого до 12 - ого тыс. до н. э.) предок современного человека - кроманьонец, уже был человеком современного физического типа. К началу верхнего палеолита человек (и неандерталец и кроманьонец) умел пользоваться огнем, создавал временные стоянки, имел примитивную, но вполне членораздельную речь, изготавливал необходимые орудия труда, укрывал тело шкурами, проживал родовыми общинами. Однако жизнь кроманьонца начинает развиваться ускоренным темпом.
Первую область материальной культуры, то есть все, что связано с производственной деятельностью человека, в этот период определяют, прежде всего, орудия труда. Это каменные дротики, копья, оснащенные кремниевым или роговым наконечником, перешедшие в эту эпоху еще со времен среднего палеолита. Всего археологи насчитывают более двадцати видов орудий труда. Все они изготавливались с помощью обивки. Шлифовки человек тогда не знал.
Однако успех охоты на крупных животных обеспечивался не орудиями, а сложной тактикой загонщиков. Основным видом деятельности была охота на крупных животных - мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, бизона, крупного оленя, кабана, степную лошадь, быка, горного козла. Также ради шкуры добывали пантеру, рысь, волка. Охота приобрела специализированный характер. Кроме охоты люди занимались собирательством. В этот период была приручена собака. По мнению большинства ученых, ее одомашнивание произошло не позднее, чем 14 тыс. лет назад и не ранее 30 тыс. лет до н. э. Однако это приручение не могло положить начало новому виду деятельности - скотоводству, так как собаку, как правило, редко используют в пищу, не применяют в сельском хозяйстве.
В верхнем палеолите окончательно сложилась организация производства, в основе которой находилось половозрастное разделение труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, приготовлением орудий. Женщины, в основном, приготавливали пищу, растили детей, поддерживали огонь, занимались собирательством. Все средства производства принадлежали общине в целом. Имущественной дифференциации внутри одной индустрии не выявлено. В этот холодный период была необходимость в одежде. Одеждой служили звериные шкуры. По своим функциям одежда служила не только защитой тела от внешней среды, но и магической защитой от враждебных сил, то есть служила определенным символом. Жилища были в основном наземные или слегка углубленные в почву.
Социальные отношения, что является вторым обязательным компонентом материальной культуры, также зависели от природных условий и, как следствие, от основной деятельности охотников-собирателей. Миграция животных заставляла охотников следовать за их стадами. Образ жизни был довольно подвижный, но не кочевой. Люди устраивали легкие временные лагеря охотников и базовые стоянки, где проживали женщины с детьми и куда возвращались с охоты мужчины.
Социальная организация верхнего палеолита представляла собой родовую общину, члены которой были связаны отношениями родства, а также совместной деятельностью и местом обитания, используя охотничью территорию до 200 кв. км. В базовом лагере собирались все члены родовой общины (община доходила до нескольких десятков человек) в то время года, когда вокруг него встречались стада животных. Эгалитарность, т. е. равенство членов, - характерная черта таких общин. Средства существования находились в общинной собственности.
Семейные отношения, как третью область материальной культуры, можно охарактеризовать лишь приблизительно. По археологическим раскопкам: захоронениям, характеру жилищ, - можно судить о существовании нуклеарной семьи.[3] Такая семья не была прочной: семьи распадались, и в течение жизни человек создавал семью неоднократно. Это был первый примитивный институт брака. Существовал запрет на близкородственные брачные союзы. Это было первое табу в сознании человека. По концепции 3. Фрейда, именно с формированием первых табу начинается генезис культуры.
Если условно выделить духовную культуру, то она включала в себя мифологию, религиозные культы, искусство, зарождавшиеся традиции. Все это находилось в синкретичном единстве, как между собой, так и с искусственно выделенной нами материальной культурой. Первым институтом культуры, представляющим духовную культуру, и выделившимся из первобытного синкретизма, является мифология. Она выступает как наиболее ранняя форма мировосприятия, попытка человека каменного века осознать окружающий мир.
Мифология возникла из элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Сам миф был синкретичен, так как вбирал в себя все формы, институты культуры, еще не выделившиеся в самостоятельные, но с точки зрения современного исследователя, проявлявшиеся в мифе. Прежде всего, это - религия, наука и искусство.
Мифологическое сознание подготовило человека к восприятию понятия души. Существовала вера в реальность душ умерших предков, в возможность их вмешательства в настоящее и в будущее. Также люди верили в посещение потустороннего мира душой спящего человека. В своей работе «Первобытная культура» (1871) Э. Тайлор впервые ввел в научный оборот термин «анимизм», что означает веру человека в то, что любое явление природы, а также живые существа и неживые предметы имеют душу, как и сам человек. То есть в анимизме человек наделяет природу человеческими качествами, что подчеркивает неразрывную связь человека с природой в этом типе культуры. С анимизма начался процесс становления и развития обрядов, ритуалов, а также более специфических форм древних религий. Э. Тайлор считал анимизм первоначальной стадией в истории развития религии.
С анимизмом связаны все другие формы древних религиозных верований: магия - вера в способность человека с помощью ряда символических действий и ритуалов влиять на природу; фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства; тотемизм - вера в кровнородственные связи между человеческим родом и определенным животным или деревом, которые почитались в качестве мифического предка. Считается, что поклонение предкам также возникло в верхнем палеолите. Так, женская статуэтка могла служить символом поклонения прародительнице племени. Развитие религиозных верований сопровождалось становлением таких духовных институтов культуры, как традиции, обычаи, обряды, которые в каменном веке еще не выделялись в отдельные институты культуры, но позже приобрели самостоятельное значение.
Наблюдения за природой, в основном за животным миром, окружавшим человека, отразились в искусстве верхнего палеолита. Оно отражало первые представления об окружающем мире. Памятники искусства показывают нам, на что в данный период обращено внимание людей. В эпоху верхнего палеолита внимание сосредоточено исключительно на промысловых животных и женщине-матери. Искусство не обособлялось в специальный вид деятельности. Главной художественной особенностью искусства была его символическая форма.
В конце верхнего палеолита произошли значительные изменения природных условий. Наступил послеледниковый период. Это повлекло за собой изменение флоры и фауны, что сказалось на основном виде деятельности человека, его образе жизни, выразилось и в духовной сфере, вплоть до изменения в искусстве. Изменения в материальной и духовной культуре были настолько колоссальные, что ученые характеризовали их как наступление новой эпохи в истории человечества – мезолита.
Но самое главное, человеческие общины стали искать методы уменьшения своей зависимости от природы: начал осуществляться постепенный переход от естественного воспроизводства продуктов питания к искусственному. Человек искал возможность заниматься производящим хозяйством: высаживать и выращивать злаки и приручать животных для более гарантированного источника питания. Это положило начало новому виду деятельности - земледелию и животноводству Для обработки земли понадобились новые орудия труда - каменные и роговые мотыги, а в некоторых регионах - серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки. Животноводство началось с одомашнивания козы, овцы и осла. Однако и земледелие, и скотоводство в период мезолита не просто находились в зачаточном состоянии, они были лишь дополнительными видами деятельности.
Изменения в жизни человека в период мезолита нашли отражение в искусстве: этому этапу характерен отход от натурализма и переход к схематичности, условность изображений в живописи и скульптуре. Важной особенностью наскальных рисунков периода мезолита является изображение человека. Однако он изображается не сам по себе, а исключительно в сценах охоты на животных или в сценах военных столкновений. Центральной темой искусства становится деятельность людей как коллектива охотников. Здесь выявляется и вторая особенность живописи этого периода - появление композиции. Первобытный художник начинает - рисовать фигуры, связанные в сцены.
В неолите происходит переход к производящему хозяйству, развиваются земледелие и скотоводство. Правда, далеко не все неолитические коллективы перешли к производящему хозяйству. Важность этого перехода, огромные преимущества земледельческо-скотоводческих коллективов над охотничье-рыболоведческими таковы, что получили название «неолитической революции»,введенное Г. Чайлдом в 20-е гг. XX в. Большинство исследователей считают основным мотивом этой трансформации хозяйственные потребности. Но и они понимаются по-разному: в домашних животных и растениях одни видят источник питания, другие считают, что животные использовались под вьюк или как манщики на охоте, а растения как сырье для домашних производств, украшений, косметики, ядов, целебных снадобий.Большая часть сторонников хозяйственной теории объясняют переход к производящему хозяйству кризисной ситуацией, связанной с увеличением населения, изменением климата и оскудением ресурсов.
В неолите структура мира проявляется в образе мирового дерева. Это и действительно изображение дерева или столба, и условная вертикальная композиция, разделенная на 3 части: верх населяют волшебные птицы, светила и другие небожители, низ принадлежит обитателям вод, земель, душам умерших и т.д.; в серединном пространстве живет человек. Появляются мифы, объясняющие смену дня и ночи, жизнь и смерть (созданы сложные погребальные ритуалы: сочетание жизни – женщины с быком, лаской – у земледельцев). Особенно ярко вопросы жизни и смерти, их вечной связи (нет жизни без смерти) запечатлены на стенах святилищ Чатал-Гуюка. Развиваются мифы о сотворении мира: из яйца (Финляндия, Скандинавия, Карелия), из земли, добытой уткой (Урал, Сибирь). Утверждается категория души и ее существования в другом мире. Душа часто ассоциируется с птицей (фигурки птиц в погребениях). Для жизни в другом мире сооружаются огромные мегалитические гробницы по всей Европе. Появляются культовые мифы, объясняющие происхождение культов и обрядов. Мифология вплетена в мировоззрение людей, бывшее религиозным.
Возведение «городов» начинается после развертывания новых процессов в развитии культуры. В определенном смысле, в этот период человек сам себя одомашнил. Постоянные контакты и взаимодействие скотоводческих и земледельческих общин способствовали культурной интеграции, развитию самосознания и объективных условий для образования первых цивилизаций со специфическими культурами.
Восточная культура и ее типы.При всем многообразии восточных цивилизаций «мы вправе вычленить,- пишет Васильев, - три гигантские структуры»: китайскую, индо–буддийскую и арабо–исламскую. Сходной классификации придерживались и другие исследователи, считая, что Дальний Восток сущностно представлен китайской цивилизацией, Средний Восток – индуистской, Ближний Восток – исламской. Термином «древневосточный тип культуры и цивилизации» характеризуют одну из первых в истории человечества законченную форму цивилизации и культуры, которая сложилась в IV–III тысячелетии до н. э. В долинах рек Хуанхэ (Китай), Инд (Индия), Тигр и Евфрат (Месопотамия) и Нил (Египет).
Впервые противопоставление Запада и Востока было предпринято исто- риками и философами Древней Греции. Античность, хотя близка была к Древнему Востоку по времени и пространству и, хотя античность выросла, в том числе, из египетской цивилизации, это уже не Восток, это другая ступень человечества.
Восточный тип, получивший название "традиционного общества", несмотря на многообразие и уникальность традиций, «существенно не противоречат друг другу». Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.
Для Востока были характерны коллективистские традиции и значительная роль государства в общественной жизни. Различное отношение к возможностям человеческого разума.
Восток более тяготел к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном. Важная черта восточной культуры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство духовного совершенствования человека и долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний. А научные сочинения появлялись как части духовных поучений.
Особое отношение Востока к религии, которое отличается от западного. Религии Востока – это, прежде всего, пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира. Если на Западе христианский Бог создал мир, людей и властвует над ними, являясь надмирным Богом, то на Востоке Боги не властвуют над природой, а являются её частью и находятся в зависимости от неё.
Под классической восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура. Остановимся кратко на их характеристике.
Индийская культура - это, прежде всего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах - Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко II тыс. до н.э. Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова «веда» - «знание») - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, то есть о зависимости жизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и предметные символы (такие как круг, свастика - знак бесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения).
Мир людей, согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревле существовало деление на варны (цвета и разряды). Брахманы - мудрецы, толкователи Вед, их символический цвет - белый, цвет благости и святости. Кшатрии - воины и правители, их символ - красный цвет - власти и страстей. Вайшьи - земледельцы, скотоводы, их символ - желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Шудры - слуги, цвет черный - невежества. Круговорот рождения, жизни и смерти соответствовал природным циклам.
Идея вечного круговорота жизни и идея о вечном духовном Источнике - фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласно этим представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств и согласуется с т.н. законом кармы. Он гласит, что сумма добрых и злых поступков человека (то есть его карма), полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений. Можно родиться рабом, животным, червяком, придорожным камнем. Причина всех твоих страданий - в тебе. Эта идея кармы является важнейшей, это могучий этический стимул, определяющий благожелательное отношение к природе (т.к. в каждом природном творении можно увидеть переродившегося человека, может быть, - недавно умершего родственника или друга).
Ведические книги сообщают методы и способы освобождения от закона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога (слово переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Она формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлению от зависимостей.
Индийская культура более, чем иные восточные культуры, ориентирована на саморазвитие человека и общества, концентрацию усилий по развитию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Бога является лишь завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. В восточной культуре благоденствие приходит не извне, а подготавливается всей культурной работой человечества.
Видимо, здесь лежат истоки внутренней глубины и психологизма восточной культуры. Она ориентирована на самопостижение, углубленную, внутреннюю, имманентную религиозность, интуитивизм и иррационализм. В этом вообще состоит отличие восточной культуры от западной культуры.
Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственные ценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня. Индия дала миру культуру буддизма, прекрасную литературу. Любовь к человеку, преклонение перед природой, идеалы терпимости, всепрощения и понимания нашли отражение в учении великого гуманиста современности - Махатмы Ганди. Красота и неповторимость индийской культуры воплотились в творчестве русских и европейских художников и мыслителей.
Вл. Соловьев в своем труде «Исторические дела философии» говорил о «живых плодах» индийской философии, продолжающей питать живительными соками мировую человеческую мысль. Ни одна философия не оказала на западную культуру такое влияние, как индийская. Ее последователями стали и русские деятели культуры Н. Рерих и Д. Андреев, и немецкие мыслители и писатели Р. Штайнер и Г. Гессе, и многие, многие другие. Г. Гессе, автор известных во всем мире романов «Степной волк» и «Игра в бисер», в поэме «Сиддхартха» выразил свою большую любовь к индийской культуре.
Древнекитайская культура - другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, как различные этносы способны создать качественно различные культуры. Китайский этнос породил социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской, ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в китайской культуре играло конфуцианство. Эта религиозно-философская система основана одним из известнейших мудрецов древности - Конфуцием. Его имя происходит от латинской транскрипции китайского Кун-цзы - «учитель Кун». Конфуций жил в 551-479 гг. до н.э. и создал учение, которое более чем 2 тыс. лет было идеологической основой китайской империи. Конфуций продолжил традиции китайской культуры, заложенной еще во II тыс. до н.э. Особое внимание он уделял не вопросам космологии, а практической философии: что нужно делать человеку, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии.
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства была выработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации и ритуальной жизни. Патриархальный характер культуры конфуцианства отражен в его требовании сыновней почтительности (сяо), которое распространялось как на семейные, так и на государственные отношения. Конфуций писал: «Редко бывает, что человек, полный сыновней почтительности и послушания старшим, любил бы досаждать правителю. И не бывает вовсе, чтобы тот, кто не любит досаждать правителю, питал бы склонность к мятежу. Благородный муж заботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя почтительность и послушание старшим - не в них ли коренится человечность?»
Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую роль играл даосизм, идеалы которого были во многом сходны с нравственными поисками ведической культуры Индии.
Одной из особенностей культуры Китая была чрезмерная бюрократизация. С древних пор (по крайней мере, с XII в. до н.э.) в Китае сложилась бюрократическая система правления. Уже тогда выделился слой образованного чиновничества, сосредоточившего в своих руках государственную власть и регламентировавшего всю жизнь древнекитайского общества при помощи нравственно-правовых норм и принципов этикета.
Бюрократия монополизировала систему образования, так как владение грамотностью обеспечивало более высокий социальный статус и продвижение по государственной лестнице. Длительное обучение и система сложнейших экзаменов не имели равных в древнем мире. Китайская культура подарила миру порох и бумагу, уникальные системы боевых искусств и своеобразные философские доктрины.
Арабо-исламская культура. В настоящее время очевидно, что восточная культура включает в себя наряду с культурами Индии, Китая также и исламскую культуру, являющуюся более поздней ее разновидностью. Это, как заметил Бартольд, средневековая культура Востока.
Ислам с самого начала был идеологией религиозно-политической общности арабских племен, которые должны были отстаивать свои торгово-экономические интересы. Ислам закреплял потребности в создании городов, властных структур, политической организации уммы (мусульманской общины). Таким образом, ислам стал идейной основой для централизации арабов, создания государства и военного единения для завоевательных походов. Символом объединения арабских племен стало зеленое знамя Аллаха, вдохновляющее их на быстрое продвижение по многим странам - от Испании до Индии.
Начало исламской цивилизации связано со временем завоеваний самого основателя ислама Мухаммада, в результате которых была покорена западная часть аравийского полуострова, важнейшие торговые города Медина и Мекка, а также прилегающие к ним районы и поселения. Возникло мощное исламское государство - Арабский халифат. Так после смерти Мухаммада мусульмане в течение столетия создали огромную империю.
Характерной особенностью исламской культуры является то, что она не была религией угнетенных изгоев (как это случилось с христианством). Это идеология арабских племен, отстаивающих свои территориальные, экономические, торговые интересы. В исламе с самого начала стали складываться политико-государственные интересы уммы. Исламская культура стала основой для построения государственной организации, ведущей военные действия против всех, противящихся ее созданию.
С этой целью формировалась единая идеология с одним всесильным Аллахом, имя которого было свято и не подлежало ни малейшей критике; единые политико-нравственные требования - покорности, страха перед Аллахом, послушания в умме; проповедь неприятия «неверных» и обоснование необходимости их уничтожения в случае неподчинения и т.д.
Халифат - это теория исламской государственности, разработанная суннитами.[4] Согласно средневековому законодательству ислама, государственная власть может принадлежать тому, кто заключил договор с уммой (общиной). Халиф должен отвечать определенным требованиям: он должен быть муджтахидом;[5] принадлежать к племени корейшитов (к которому принадлежал Мухаммад); быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым, заботиться о благе своих подданных. Столицей государства стал Дамаск - большой город в Сирии.
Отколовшиеся - шииты - считали Али законным наследником Мухаммада и полагали, что власть в исламском государстве должна принадлежать только родственникам, потомкам пророка. Шииты признавали в качестве источника веры лишь Коран. В противовес им сунниты наряду с Кораном признавали также и сунну, т.е. сборник преданий, составленный в правление предыдущего халифа Отмана. Шииты были сторонниками имамата. Они полагали, что государственная власть в силу присущей ей божественной природы должна принадлежать только родственнику пророка: потомкам Али, Фатимы (дочери Мухаммада), а также их родственникам по боковой линии.
В завоеванных странах мусульмане (в особенности, корейшиты) были основателями городов и организаторами систем городского управления. То есть за арабом-завоевателем следовал и араб-горожанин. В то же время арабы даже после перехода к городской жизни сохраняли родовое и племенное устройство. Связь между людьми одного племени было гораздо более тесной, чем связь между жителями одного города.
В средневековье в халифат входили страны с более высокой культурой, чем арабская: Египет, Сирия, Месопотамия, Средняя Азия. Сначала арабы в культурном отношении значительно отставали от покоренных ими народов; грамотных людей среди них было немного. Поэтому нередко уничтожались культурные памятники (сожжены древние рукописи Александрийской библиотеки, поскольку там «сказано не то, что написано в Коране»). Но постепенно цивилизация арабов развивалась. Распространялся арабский язык. На нем велось судопроизводство, его изучали в школах. Многие сирийские, иранские, среднеазиатские ученые писали на арабском языке. Он стал языком науки и искусства в странах халифата. Таким образом, культура и цивилизация халифата создавались и арабами, и народами Арабского халифата.
В странах Арабского халифата были развиты земледелие, торговля, ремесленничество, орошение земель, строительство каналов, развивалась промышленность. Из ввозимых хлопка и шерсти вырабатывались легкие и прочные ткани. В Иране ткали ковры. В Сирии производили шелка и стеклянную посуду. Сирийские оружейники делали мечи, сабли, панцири из дамасской стали, которая славилась на весь мир.
Развитие торговли и ремесел требовало научного знания: математики, астрономии, географии. Они получили развитие благодаря влиянию других культур. Переводы с греческого на арабский появились довольно рано. Одним из поклонников греческой науки был царевич Халид (VII в.), которому приписывается перевод сочинений по астрономии, медицине и химии (утверждали, что Халиду удалось найти «философский камень» — средство для искусственного изготовления золота).В больших городах открывались высшие учебные заведения. Арабские математики создали алгебру, при этом они использовали индийские цифры, которые европейцы назвали «арабскими». В астрономии использовали сложные инструменты, строили обсерватории. Ученый из Средней Азии Аль-Бируни сделал открытие о движении Земли вокруг Солнца. Арабские географы составили карты известных им земель и морей. Развивалась медицина. В XI в. в Средней Азии создавал свои научные труды Ибн-Сина (в Европе известный как Авиценна), ему принадлежит более 100 трудов (особенно прославили его медицинские труды).
В Куфе и Басре шла оживленная научная деятельность. Создавалось мусульманское богословие и законоведение; здесь были школы грамматиков и филологов; составлен обширный словарь арабского языка, в конце X в. - словарь научных и технических терминов. Философия делилась на два основных отдела: теоретическую и практическую. Логику же считали «орудием философии». Теоретическая философия делилась в свою очередь на три отдела: науки о природе, науки о Боге, математические науки. Науки о природе подразделялись на несколько отделов, в том числе медицину и химию. Практическая философия разделялась на этику, экономику и политику.
Из Индии, Ирана и Египта пришла замечательная литература о путешествиях и приключениях. Позднее многие из сказок составили знаменитый сборник «Тысяча и одна ночь». Большого развитая достигла арабская архитектура. Для халифов строились великолепные дворцы, их украшало множество фонтанов. Сооружались мусульманские храмы - мечети (с арабск. - «места поклонения»).
К XVI в. мусульманский мир (некогда единый) окончательно разделился на самостоятельные государства. Вместе с этим закончился почти тысячелетний период первенства цивилизаций Передней Азии, и прогресс постепенно перемещался в Западную Европу.
Антропоцентрично-космогонический тип культуры. Этот исторический тип культуры определяется стремлением человека связать свое существование с космическим порядком, который понимается как мировой. Поэтому в названии этого типа культуры присутствует определение — космогонический. Однако сам космос воспринимается «разумным», «рациональным». При явном поклонении Богам, человек не чувствует себя ничтожным. Напротив, он ощущает себя центром мироздания. Боги во всём помогают человеку, но всеми своими достижениями человек обязан теперь самому себе. Остаётся и сакральность в восприятии мира, но она перестаёт быть определяющей чертой культуры. Боги дают человеку блага, но принять или не принять их, сделать свой выбор зависит от человека. Поэтому вторым определяющим признаком этого типа культуры является антропоцентризм.
Хронологические рамки антропоцентрично-космогонического типа культуры - с VIII в до н. э. по V в н. э. В истории принято называть этот период античностью, которая представляет собой целую эпоху в культурном развитии человечества. Но античность, в буквальном переводе означает - древность. В таком случае это название не отражает сущности анализируемого типа культуры. Ведь древними были и многие друтие культуры. Определяющим здесь является подчинение космичеcкому порядку и ощущение человека центром этого порядка. Тем не менее, принятые характеристики античности, а также хронологические рамки соответствуют антропоцентрично-космогоническому типу культуры. Период античности формируется в Древней Греции и начинается с VIII в. до н.э. (начало периода архаики в Древней Греции). Заканчивается тот тип культуры вместе с крушением античного мира гибелью Римской империи. Понятие античности отделяет греко-римскую культуру от культурных миров Древнего Востока.
Античная цивилизация просуществовала 12 столетий, начиная с VIII в. до н.э. и закончилась V веком н.э. Античность делится на две локальные цивилизации:
а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
б) Древнеримскую (8 в. до н.э.- 5 в.н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особо яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г до н.э.
Античность, как единый культурно-исторический тип, выделил О. Шпенглер. Русский учёный XIX века Н. Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» считает, что Древняя Греция и Древний Рим - отдельные типы культуры. В любом случае, и Данилевский, и Шпенглер рассматривают выделенные ими культурно-исторические типы как замкнутые циклы, проходящие все фазы развития от рождения до смерти. Формационная теория Карла Маркса практически не делает различий между восточными цивилизациями и античностью, определяя их единой рабовладельческой формацией, где все основные средства производства, а также весь прибавочный продукт принадлежат рабовладельцам. Однако именно в это время оформляются существенные отличия, положившие начало различиям между Западом и Востоком.
Примерно в середине I тыс. до н.э. произошёл основной исторический поворот - начало осевого времени - появился человек современного типа, как социальное существо. Греция и Рим внесли свой весомый вклад в этот поворот. На этом рубеже приходит конец мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладываются основы мировых религий. Суть произошедших изменений в некоем духовной оза
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Преимущество пошагового решения задач динамического программирования | | | Дифференцируемость функции комплексной переменной. |
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 498;