Античная демократия


Первоначальной самоорганизации людей с чертами всенародности было присуще непосредственное участие всех в деле выживания и воспро­изведения рода. Только еще нарождавшаяся политика была демократична, правда, эта первобытная демократия неизбежно оказывалась очень прими­тивной. Вопрос об участии каждого в управлении и в самоуправлении еще не возникал в силу его предопределенности естественным распределением половозрастных ролей. Природа и выбирала, и назначала; от людей лишь требовалось поддерживать основы всенародности.

В преуспевающих родах и племенах политика с течением времени ус­ложнялась, возникала структурно-функциональная дифференциация, воз­никали прообразы (архетипы) первых политических институтов. Важным стало появление дружин — группировок здоровых, энергичных и, главное, вооруженных мужчин, которые обеспечивали безопасность всех. Это обо­рачивалось ответственностью и честью принимать нужные решения — по-прежнему всенародно, только «народ» все чаще ограничивался кругом муж­чин с оружием. Так складывалась военная демократия*.В подобных ус­ловиях женщины, старики, дети оказывались лишь приживальщиками при власть имущих.

По мере дальнейшего усложнения политических систем развиваются отношения начальствования/подчинения. (Впервые они рассматривались Платоном в диалоге «Политик» в понятиях archein & pratten — приказа­ния начать действия и исполнения данного приказания.) Военная демокра­тия еще долго служила (в иных странах вплоть до наших дней) средством

сдерживания этих антидемократических по сути взаимоотношений.

С реформ афинского архонта Солона (между 640-635 — ок. 559 до н.э.) пира­мидальная структура начальствования — цари/аристократы/демос — изменялась. Реформы были начаты под призывом воз­врата к старому — к всенародности, зна­чит, равенству всех перед законом и друг перед другом как представителями одного сообщества, «народа». Особые функции обрело народное собрание, перенятое у военной демократии, ко­торое на деле объединяло тех, кто мог быть воином и отцом семейства. С развитием практики античной демократии описанная легендарным Гоме­ром агора*сменилась афинской экклесией*или спартанской апеллой*.

После реформ Солона в этичной Греции возникла структура, опи­рающаяся на частную собственность, чего не было нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживающие ее нужды политические, правовые и иные ин­ституты — систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах (римский термин res publica как раз и означает «общественное дело»), в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствующих рас­цвету личности, развитию творческих потенций индивида, не гово­ря уже о его энергии, инициативе, предприимчивости и так далее. Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособствен-нической структуры.   Л.С Васильев, «История Востока»
Я думаю, все придерживаются того мнения, что самое ужасное — это уравнивание в правах людей порядочных и дурных, а самое спра­ведливое — тщательное проведение разграничения между ними с тем, чтобы люди, неравные между собою, не получали и равных благ, но каждый пользовался и положением и почетом по достоинству. Меж­ду тем олигархические и демократические государства всегда доби­ваются равенства среди тех, кто располагает гражданскими права­ми, и у них высоко ценится, если один ни в чем не может иметь пре­имущества перед другим — обстоятельство, которое на руку дурным людям.   Исократ (436-338 до н.э.)

Эволюционировавший принцип управления с помощью народного со­брания не просто сводился к поддержке (санкции) действий начальника, как это было в случае агоры. Из обычного источника власти такое собрание добилось права наделять властными полномочиями и тем самым обрело верховенство над главным руководителем. Гомеровский «совет царей» стал представительным органом полиса, точнее, его отдельных «народов», или демов. И цари-воители, и аристократический ареопаг вписались в систему взаимного соподчинения.

Возникла практика выборности,назначения по жребию и ротации исполнителей политических ролей. Каждый мог — и обязан был! — занять любую должность: исполнительную, законодательную, сакральную (отно­сившуюся к религиозному культу), судебную или иную, которую опреде­лило для него народное собрание, жребий, его собственный народ-дем или просто подошедшая очередь на данное место.

При этом был утвержден основополагающий демократический (спра­ведливый и для всенародности, и для самоуправления) принцип равенства граждан.Он стал развитием изначальных норм родства (равенства в роде) и дружбы (равенства в дружине). Данный принцип был юридически зак­реплен в праве/обязанности граждан выступать в народном собрании, осу­ществлять правосудие, другие полисные функции, например: служить в вой­ске, совершать литургии (священные церемонии, праздники, включая ра­зыгрывание трагедий и комедий), а также отвечать перед законом. Сама система демократического правления нередко именовалась равновластво-ванием, которое не сводилось к всенародности: отправление разных долж­ностей позволяло хотя бы на время делать в принципе равных неравными по статусу.

А что он был сторонником демократии, это я вам докажу. Прежде всего, сколько ни было походов, он ни от одного не уклонялся, во всех участвовал, как могут засвидетельствовать знающие это члены дема. Затем, хотя он мог свое имущество обратить в деньги и не при­носить вам никакой пользы, он предпочел, чтобы вы знали о его со­стоянии, чтобы не иметь возможности быть бесчестным, если бы даже ему соблазнилось стать таким, но чтобы вносить военные налоги и исполнять [за свой счет] литургии.   Лисий (459—380 до н.э.)
Обратите внимание Женщины, дети, рабы, вольноотпущенники и иногородние не были гражданами античного полиса. Аристотель, который жил и работал в Афинах, создал здесь свой знаменитый Ликей, афинским гражда­нином не считался.
Демократию не следует определять... просто как такой вид государ­ственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках множества, потому что и в олигархиях, и вообще повсюду верховная власть принадлежит большинству (корпуса политически активных граждан)... Демократией следует считать такой строй, ког­да свободные и неимущие, составляя большинство, имеют верхов­ную власть в руках.   Аристотель, «Политика»

Система взаимодействия и взаимосдерживания отношений началь­ствования/подчинения является смешанной по определению. Так она и толковалась в течение веков после древнегреческого историка Полибия (ок. 200 — ок. 120 до н.э.) и до французского политического мыслителя Алексиса де Токвиля.

Такую систему обычно называли республикой(по примеру римского полиса) либо просто городом, университетом, корпорацией, коммуной — все эти слова обозначали самоуправляющиеся общности. Демократический характер этих политических систем нередко подчеркивался эпитетом — свободный.




Дата добавления: 2016-05-28; просмотров: 1825;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.