Аллокационная неэффективность монополии
Естественная монополия. Общей причиной, по которой рынки могут быть монопольными, является существование растущей экономии на масштабах, т.е. средние издержки производства снижаются одновременно с ростом уровня производства. В этом случае экономическая эффективность требует ограниченного числа фирм.
Отрасли, в которых рост экономии на масштабах настолько значителен, что только одна фирма должна функционировать в любом регионе, рассматриваются как естественная монополия.
Примеры естественной монополии включают телефонные услуги, водо- и электроснабжение. Основные издержки в снабжении водой связаны с сетью трубопроводов. Когда трубопровод создан, дополнительные издержки по обеспечению водой одного дополнительного потребителя довольно незначительны. Поскольку средние издержки производства снижаются одновременно с ростом уровня производства, эффективным является наличие только одной фирмы.
В описанном случае существует целый набор уровня производства (при котором фирма получает прибыль). Максимальный уровень этой жизнеспособности (при отсутствии субсидий) достигается в точке Q1, где кривая спроса пересекает кривую средних издержек, что показано на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Естественная монополия
(Q* – vонопольный выпуск; πm – прибыль монополиста; АС – средние издержки; π1 – прибыль на единицу = разнице между ценой и средними издержками; МС – предельные издержки)
В этих случаях мы не можем положиться на силу конкуренции, так как цена должна равняться МС, а объём выпуска должен быть равен Q0. Но фирма потерпит убыток, так как в этой точке предельные издержки ниже средних издержек.
Общая рекомендация в этом случае состоит в том, что государство должно субсидировать эту отрасль и настаивать на том, чтобы фирма устанавливала цену, равную предельным издержкам. Такая политика иногда характеризуется определением «лучшей альтернативы».
Тем не менее такая рекомендация упускает из виду вопрос, на сколько должны увеличиваться статьи доходов, из которых выплачиваются субсидии.
На практике большинство правительств пытаются сделать такие отрасли самофинансируемыми. Их также может волновать проблема равенства, когда средний налогоплательщик вынужден платить за субсидирование частного товара, необходимого только части населения или необходимого различным людям в разной степени.
Так, они настаивают на государственно-управляемой форме естественной монополии, действующей на пересечении кривой спроса и кривой средних издержек (точки Q1). Эта точка называется точкой нулевой прибыли, а такая политика иногда носит название «лучшей из худших альтернатив». Допустим, что фирма пытается установить цену, превышающую средние издержки производства. Если войти (или выйти) в данную отрасль легко, фирма, старающаяся захватить всю прибыль себе, немедленно окажется под угрозой появления других фирм.
Таким образом, функционирование единственной фирмы в отрасли не означает, что она имеет силу монополии. До тех пор пока существуют потенциальные конкуренты, эта единственная фирма должна устанавливать цену на уровне средних издержек. Положение на рынке не соответствует политике «лучшей альтернативы», о чём говорилось выше: цена здесь равна средним издержкам, а не предельным. Но такая ситуация отвечает положению «лучшей из худших альтернатив», при котором государство не субсидирует отрасль.
Лекция 6 Вопрос 4) 20.
Случай многопродуктовой естественной монополии. Если наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой естественной монополии, то для многопродуктовой фирмы возрастающая отдача не является ни необходимым, ни достаточным аргументом в пользу отнесения фирмы к числу естественных монополистов.
Причина заключается в действии экономии от разнообразия, которая имеет место, когда производство комбинации продуктов на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из товаров специализированным предприятием.
Например, для пассажирских и товарных перевозок железной дорогой используются одни и те же рельсы, сигнальное оборудование, услуги диспетчеров и управленческого персонала дороги, что позволяет предоставлять их с меньшими затратами, чем в гипотетической ситуации существования разных железных дорог для разных видов перевозок.
При производстве нескольких продуктов (предоставлении нескольких услуг) экономия от разнообразия может перевесить действие отрицательной отдачи от масштаба, а это сделает экономически более выгодным деятельность только одной фирмы в отрасли.
Таким образом, существование многопродуктовой естественной монополии определяется субаддитивностью её функции затрат, а наличие возрастающей отдачи от масштаба может быть необязательным. Субаддитивность затрат многопродуктовой фирмы означает выполнение неравенства:
TC(q1, ..., qm) ≤ TC1(q1) + ... + TCm(qm),
где:
TC(q1, ..., qm) – функция затрат на производство комбинации продуктов;
TCi(qi) – функции затрат на производство каждого продукта в отдельности.
По какому принципу будут устанавливаться цены, когда естественная монополия производит несколько продуктов?
В среднем цены будут также превосходить предельные издержки (если фирма работает по принципу самоокупаемости). Почтовая служба, например, устанавливает одинаковую плату за доставку почты, несмотря на то что предельные издержки её услуг сельским жителям в Сибири могут быть намного выше, чем стоимость доставки письма в Москве. Если почтовая служба работает по принципу самоокупаемости, должно возникнуть перекрестное субсидирование, субсидирование одним потребителем (продуктом) другого потребителя (продукта).
Анализ ценовых решений включает рассмотрение как эффективности, так и распределения. Экономисты были особенно заинтересованы в эффективности издержек политически определяемой ценовой политики. Когда на одну услугу цены поднимаются, потребление этой услуги снижается, но повышение цены на 1 % для одного товара снижает спрос больше, чем такое же повышение для других товаров, как изображено на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Ценообразование при многопродуктовой монополии
Q2* Q1* Q2* Q1* Увеличение цены Увеличение цены неэластичный товар эластичный товар
Если естественная монополия работает по принципу самоокупаемости (без государственных субсидий), она, очевидно, должна устанавливать цену, превышающую предельные издержки. Если государство увеличивает цену выше предельных издержек в одинаковой степени для всех товаров, ясно, что потребление товаров с эластичным спросом будет падать быстрее, чем с неэластичным.
Желательным является установление такой цены, чтобы потребление каждого товара сокращалось в одинаковой степени (с того уровня, когда цена равна определённым издержкам).
Если правительство хочет этого достигнуть, оно должно повышать цены (над предельными издержками) больше на товары с неэластичным спросом, чем на те товары, у которых спрос эластичен. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объёма продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.
Лекция 6 Вопрос 1) 17.
Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме – от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы.
Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие её заменители и т.д.
К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объём спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется.
Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования.
Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если:
– производится товар (услуга) первой необходимости, т.е. спрос неэластичен;
– имеется физическая связь между потребителями и поставщиком (провода, трубы и т.п.).
Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы.
Идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в её регулировании, достаточно сложно.
Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями – все это не может служить достаточным основанием для регулирования. Ряд услуг, перечисленных выше, имеют близкие заменители. Проводная телефонная связь в определённой степени может быть заменена сотовой или немобильной беспроводной. Путешествие или перевозка грузов по железной дороге могут быть заменены услугами автомобильного или авиатранспорта. Конечно же, технические возможности такой замены ограничены и различаются между странами и регионами одной страны. Количество сотовых телефонов в Скандинавских странах, например, позволяет считать их реальными заменителями проводной связи. Железнодорожный транспорт в сравнительно небольших государствах может иметь сильного конкурента в виде автомобильного транспорта. Аналогично, если речь идет о пригородном железнодорожном сообщении, автобусы могут создать реальную конкуренцию на отдельных направлениях.
Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жёсткости.
Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге наличие естественной монополии трактуется слишком широко.
В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях – естественных монополистах в России, обычно называются «Газпром», «ЕЭС России» и «Российские железные дороги». Однако доля товаров и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем объёме производимых товаров и оказываемых услуг этими компаниями незначительна.
Газопроводы действительно являются естественной монополией, но добыча, переработка и продажа газа вполне могут осуществляться на конкурентной основе.
Аналогично, производство электроэнергии не является естественной монополией, к ней относится только передача электроэнергии. Конкуренция на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация движения представляют собой естественную монополию.
В ряде стран (например, в Норвегии) потребители могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии. Этот рынок высококонкурентен, в результате чего цены достаточно низки, и имеется тенденция к их понижению.
Собственно система передачи электроэнергии регулируется государством и изолирована от производителей и поставщиков энергии. Производители и поставщики заключают сделки непосредственно друг с другом, а затем заключают договор на обслуживание с предприятиями, владеющими системами передачи энергии.
Предприятиям – естественным монополистам часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определённые виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции.
Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов. Предоставление гарантий снабжения газом и электроэнергией имеет больше отрицательных, чем положительных, сторон, что видно на примере деятельности «Газпрома» и «ЕЭС России». Эти компании генерировали мощный поток неплатежей в экономике, поставляя газ и электроэнергию часто без всякой надежды на их оплату со стороны потребителей. Безусловно, будет большим преувеличением сказать, что, поступая подобным образом, компании действовали исходя из государственных интересов и в ущерб себе. Неплатежи потребителей компенсировались льготами со стороны государства, в том числе в виде отсрочек по уплате налогов. Обе компании в большей степени ориентировались на поиск ренты, чем на поиск прибыли. Непринятие кардинальных мер по реструктуризации этих отраслей только усугубляет экономические проблемы страны.
Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям.
Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т.д.), которые в основном являются естественными монополиями.
Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап – это период стабильности и зрелости отрасли. На четвёртом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции, и потребность в регулировании исчезает.
Естественная монополия имеется только на первых трёх этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвёртом часто пытается защитить предприятие монополиста от возможной конкуренции.
В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.
У. Шепард выделяет следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования.
1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что создает естественную монополию.
2. Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным.
3. Регулярные изменения объёмов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.
4. Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг). Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято.
С другой стороны, даже выполнение всех четырёх условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур: требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования.
К названным четырём критериям, выполнение которых означает наличие возрастающей отдачи от масштаба и возможностей для проведения политики ценовой дискриминации, ранее учитывались также еще два условия (критерия).
Согласно первому из них, товар (услуга) должен быть предметом первой необходимости, второй критерий предполагал высокую долю основных средств в общих активах отрасли.
В США оба эти критерия больше не применяются для определения отраслей, подлежащих регулированию.
Причина состоит в том, что целый ряд отраслей, соответствующих этим критериям, на самом деле являются конкурентными. Использование же указанных критериев для целей регулирования только сдерживало развитие конкуренции в этих отраслях.
Дата добавления: 2018-11-26; просмотров: 1021;