Основные школы эпохи эллинизма.
Киники (Антисфен, Диоген).
Самым известным киником был Диоген. Диоген ничего не писал (насколько о нем известно). Он был человеком, который говорил нечто своими поступками, эксцентричным мудрецом, о котором можно рассказывать истории. Этих историй о Диогене дошло множество. Самая, может быть, известная: о том, как Диоген днем с фонарем расхаживал по базарной площади и кричал «Люди! Люди!». Когда же люди сбежались на его крики, - он набросился на них с кулаками, говоря: «Я звал людей, а не мерзавцев!».
Диогена называли «сумасшедшим Сократом», сам себя он называл «собакой». «Собака, по-гречески «канус», отсюда – название школы.
Какую философию можно вывести из поступков Диогена? Чему он учил?
Во-первых, Диоген считал, что удовольствия это зло. Чем большего мы хотим, чем к большему числу радостей жизни привязаны, - тем в большей степени мы несвободны. Удовольствия расслабляют, вызывают зависимость. Человеку, который действительно хочет быть свободным, нужно ограничить свои потребности минимумом.
Про Диогена говорят, что он жил в бочке (точнее сказать, это был пифос, большой сосуд для вина[1]). Одна из историй о Диогене рассказывает, что однажды Диоген увидел, как мальчик пьет из горсти, и выбросил свою чашку (она, оказывается, тоже не нужна).
На самом деле человеку для жизни нужно очень мало (вещей). То, что ему нужно сверх этого – это умение сохранять душевный покой, оставаться независимым и безразличным по отношению к тому, что с тобой происходит.
Во-вторых, Диоген жестоко насмехался над общественными условностями, над тем, что считается благопристойным. Рассказывают, что однажды Диогена пригласили в богатый дом и объяснили, что тут везде чисто, нельзя сорить, плевать и так далее. Тогда Диоген плюнул в лицо хозяину.
В-третьих, Диоген выказывал пренебрежение к тому, что обычные люди считают чрезвычайно ценным для человека. Например, к власти. Еще одна история: однажды Александр Македонский пришел к Диогену и спросил: «Что я могу для тебя сделать?» /тот в это время сидел у своего скромного жилища и грелся на солнце/. Диоген ответил «Не заслоняй мне солнце!».
Каких-либо высказываний Диогена по поводу устройства мирозданья историческое предание не сохранило. Так или иначе, очевидно, что он не считал этот вопрос важным.
От слова «киник» произошло слово «циник». Однако из сказанного ясно, что, хоть Диоген и насмехался почти надо всем, он все же не циник (если брать современное значение этого слова).
Эпикур и эпикурейцы.
Этика Эпикура.
Эпикур учил, что благо есть наслаждение (практически ставя знак равенства между этими двумя понятиями): счастье для человека заключается в том, чтобы уметь получать удовольствие от жизни. Однако философия Эпикура не является столь радикально противоположной диогеновой, как это может показаться на первый взгляд.
Эпикур выделяет следующие типы удовольствий:
1. Естественные и необходимые (удовольствие, которое мы испытываем от сна, когда он нужен телу, от пищи, когда мы голодны, от питья, когда испытываем жажду).
2. Естественные и не необходимые (например, удовольствие от изысканной еды или красивой одежды).
3. Неестественные и не необходимые (в качестве примера Эпикур приводит удовольствие от славы).
Первое – это то, что приносит удовольствие всегда (удовольствие от удовлетворения естественных потребностей – это то, что способно дать человеку действительное и незамутненное наслаждение). Стремление ко второму типу удовольствий нужно ограничить, третьего же – избегать. Неестественные стремления, типа жажды славы, согласно Эпикуру, не способны принести человеку наслаждения (они способны лишь вывести человека из душевного равновесия, лишить его покоя).
Любопытно, что Эпикур не включает в число естественных и необходимых сексуальные удовольствия. Любовная страсть, по мнению Эпикура, приносит беспокойство и не способна сделать человека действительно счастливым.
По сути дела, Эпикур, так же как и Диоген в качестве «рецепта счастья» предписывает некую аскезу (самоограничение). Только у Эпикура она весьма умеренная: мудрец – это тот, кто умеет получать удовольствие от простых вещей, радоваться роскоши, когда она есть, и не стремиться к неестественному.
Итак, Эпикур учит, что жизнь – это удовольствие, что жизнь может быть удовольствием (если мы правильно к ней относимся). А как же боль? Ведь в жизни много боли /он говорит о физической боли, душевную мы сами себе надумываем/.
Слабая боль, пишет Эпикур, не мешает радоваться жизни. Сильная боль не длится долго, она вскоре проходит, и человек испытывает облегчение, он начинает острее, чем раньше, испытывать радость от своего существования. Очень сильная боль или быстро прекращается, или ведет к смерти.
А смерть не есть зло, как полагает Эпикур. Человеческая боязнь смерти является плодом интеллектуальной ошибки. Нам нечего бояться смерти. У человека никогда не было опыта смерти и никогда его не будет. Человек никогда не встретится со смертью. Пока человек живет, смерти нет, а когда она придет, его уже не будет.
Конечность человеческого существования, не является, по мнению Эпикура, причиной, делающей это существование несчастным.
/Как видите, Эпикур приводит совсем иную причину того, почему не нужно бояться смерти, нежели Платон. Согласно Платону, смерти не нужно бояться, потому что душа человеческая бессмертна. Эпикур же никакого бессмертия души не утверждает/.
Физика Эпикура.
Эпикур исходит из той простейшей посылки, что чувства, говорящие нам о мире, нас не обманывают. Наши чувства заверяют нас в том, что существуют тела, движение этих тел указывает на то, что существует пустота. Тела могут быть простыми и сложными. Сложные тела могут делиться до бесконечности, или до атомов. Если бы тела делились бы до бесконечности, то они были бы сводимы к пустоте, что противосмысленно. Следовательно, существуют атомы (неделимые тела).
Эпикур, подобно Демокриту, полагал, что все существующее состоит из атомов. В отличие от Демокрита, у Эпикура появляется понятие случайности. Эпикур допускает случайное (незначительное) отклонения атомов от направления своего движения.
Это, согласно Эпикуру, объясняет наличие тел и случайных процессов.
Эпикур полагал, что существует бесчисленное количество миров, одни из них рождаются, другие умирают, но, в целом, во вселенной, ничего не меняется.
Существования богов Эпикур не отрицал, но полагал, что они не вмешиваются в порядок сущего, пребывают где-то между мирами и ведут между собой мудрые беседы.
Душа, согласно Эпикуру, состоит из особых тонких атомов и, так же, как видимые тела способна распадаться.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2826;