Возвращаясь к концепции движения. Четыре причины.
Итак, задача Аристотелевой философии (как он ее себе ставит) ответить на вопрос, «что такое вещь?» (или «в чем сущность вещи?). Если рассматривать вещь в статике, то мы ее можем описать как сформованную материю (с дальнейшим разъяснением, что такое форма и что такое материя).
Если же мы будем учитывать то, что вещь движется (покой – частный случай движения), то необходимо будет ввести еще две характеристики.
Согласно Аристотелю, чтобы исчерпывающим образом охарактеризовать вещь, сказать, что она такое, нужно указать четыре существенных характеристики, ответить на четыре ключевых вопроса. Эти четыре существенных характеристики Аристотель называет «причинами».
Четыре причины (вещи), согласно Аристотелю:
1) Формальная (вопрос «что это?»). Указать на форму (морфе) вещи. /Что это такое? Это - чашка. Это – дерево. Это – человек.
2) Материальная (вопрос «из чего это?). Чашка из глины, дерево из каких-то там волокон, человек из мяса и костей.
3) Начальная («откуда начало движения или покоя») /что является причиной начала существования (движения)/. Начальная причина дерева – семечко, начальная причина чашки – мастер, который ее сделал. Начальная причина человека – родители.
4) Целевая (вопрос «для чего?). Чашка – для питья. Дерево – для того, чтобы оставить плоды, из которых вырастут новые деревья. Человек – для того, чтобы стать человеком (приблизиться к тому идеалу человека, который он для себя выработал).
Просто вещь. Место.
Приведенные примеры – это человек, растение, рукотворная вещь (чашка). А можно ли найти четыре причины у камня (просто вещи)? Он не бегает, не растет, у него нет души и его никто не сделал. Ну, он обычно и не движется, просто лежит на своем месте. Конечно, если его кто-то куда-то бросит, то целевой причиной будет то место, куда он целился, а начальной – тот, кто его бросает.
А если камень поднять над землей и отпустить, то он будет двигаться к тому месту, которое ему предназначено природой.
Просто вещь (например, камень, лежащий на дороге) действительно, трудно описуема на языке философии Аристотеля (и не слишком его интересует). Она не движется, точнее, она способна только на вынужденное движение (движение, под влиянием внешних причин).
У нее нет души, или чего-либо подобного (про рукотворную вещь можно было бы сказать, что она одушевлена неким окольным образом: мастер, сделавший ее, дал ей цель существования (скажем, чашка – для питья)).
У просто вещи есть место. Камень, предоставленный сам себе, падает вниз, его место на земле. Огонь поднимается вверх (там его место). У всякой вещи в мире есть место. Чтобы понять значение понятия «место» в философии Аристотеля, нужно учитывать, что в мире Аристотеля есть абсолютный верх и абсолютный низ (и что понятие «гравитации» и три закона Ньютона будут сформулированы гораздо позже, у Аристотеля совсем другая физика).
/Неодушевленная вещь движется, если она не на месте (и движется по направлению к своему месту)/.
Аристотелева физика не знает принципа инерционного движения. Он делает выводы из непосредственно наблюдаемого на опыте: если на (неодушевленную) вещь не действует сила, она рано или поздно остановится, чтобы вещь двигалась, сила на нее должна воздействовать постоянно. Вообще неживому свойственно не двигаться, а пребывать в покое /оставаться на месте/, двигаться само может лишь живое (его движет душа).
_________________
Итак, все сущее, согласно Аристотелю, можно классифицировать в соответствии с теми видами движения, на которое оно способно[6]:
Перводвигатель
|
небесные тела с круговыми орбитами
|
небесные тела со сложными орбитами
|
______человек (вегетативная, чувственная, разумная душа)_____
|
животные (вегетативная, чувственная душа)
|
растения (вегетативная душа)
|
неодушевленная вещь
В центре этой схемы – человек, он способен двигаться всеми существующими видами движения (расти и размножаться, ощущать, желать, перемещаться в пространстве и самосовершенствоваться). Кроме этого он, как и неодушевленное тело, может быть приведен в движение какой-либо внешней силой.
Движение понимается Аристотелем как становление: сущее движется потому, что оно не окончено, не завершено. Оно находится где-то на пути между чистой неопределенностью неоформленной материи и определенностью законченной формы.
То есть человек (по Аристотелю) – максимально незавершенное существо.
Камень, лежащий на дороге, завершен. Он есть то, чем он и должен быть. Поэтому камень покоится. В то же время камень – это, почти, что чистая материя, его сущность (бытие камнем) весьма неопределенна (расколи камень пополам – камень останется камнем).
Если двигаться по схеме выше (от человека), количество движения будет убывать, а количество совершенства – увеличиваться.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2392;