Факторы риска иммунитета
Иммунная система как фактор защиты организма в непрерывном режиме прощупывает внешний мир и все, что попадает в человека, будь то с пищей, воздухом или через кожу. Это не просто «узнавание», но и расшифровка структуры, и создание против нее реагентов. Она способна «учиться» – анализируя опыт «встречи» с чужеродным белком, запоминает его практически на всю жизнь и передает будущим поколениям клеток. Поскольку ее ткани активно вовлечены в процесс информации, клетки системы чрезвычайно чувствительны к таким видам энергии и материи, которые могут изменить (мутировать) ДНК.
За последние десятилетия иммунная система людей испытывает огромную нагрузку в результате многих неблагоприятных факторов. В частности, напряжение иммунитета вызывают факторы измененной человеком среды – этоантропоэкологическое инфекционно-иммунологическое напряжение. Оно может вызвать срыв механизмов адаптации и развитии неустойчивого состояния с переходом в болезнь, что обозначается как утомление. Оно характерно для 70 % землян, находящихся между здоровьем и болезнью, и создает постоянную угрозу для роста экологически зависимых болезней.
• Проблема влияния опасных и вредных экологических факторов (ОВЭФ) на организм человека в значительной степени опосредуется воздействием на кроветворную и иммунную системы. В связи с этим при любом пути воздействия ОВЭФ (воздушный, энтеральный, контактный, лучевой) возникает непосредственный контакт с клетками этих систем и формируется системная реакция на эти факторы с соответствующими клинико-иммунологическими и гематологическими проявлениями.
Классификация ОВЭФ может быть представлена тремя большими группами факторов: химическими, физическими и биологическими.
Химические факторы. Человеком синтезировано около 10 млн разнообразных химических веществ, из них в массовом масштабе производится около 5000 наименований. Усилившееся давление на человеческий организм многочисленных чужеродных соединений – ксенобиотиков проявляется в изменениях на всех уровнях организации иммунной системы, в массовой аллергизации людей, в преобладании хронических процессов над острыми, в росте онкологических заболеваний и пр. Во многом это обусловлено ростом количества, разнообразия и комбинированным действием этих соединений.
Повысилась возможность контакта человека с бактериальными аллергенами из-за развития отраслей промышленности типа микробиологического синтеза и пока еще несовершенных биотехнологий. Немаловажное значение имеет и совместное их действие с физическими факторами, такими как ультрафиолетовое, инфракрасное, электромагнитное излучение, которые обусловливают в малых дозах переориентирование метаболических процессов в сторону патологии.
Среди химических веществ, воздействующих на организм человека, особое значение имеют тысячи лекарственных препаратов, причем большинство из них по отношению к человеческому организму являются ксенобиотиками. В связи с этим могут развиваться иммунологические и аллергические реакции, проявляющиеся в поражении различных систем организма, в том числе и иммунной. Так, большинство противовоспалительных препаратов, многие антибиотики, кортикостероиды, антикоагулянты и антигистаминные лекарственные вещества оказывают на иммунную систему иммунодепрессивный эффект. Следует учесть и лекарственные перекрестные аллергические реакции; в частности, их дают с пенициллином все его аналоги (природные, полусинтетические, синтетические), с сульфаниламидами – анестетики, солутан, ПАСК; с йодом – рентгеноконтрастные вещества и энтеросептол; с аспирином – анальгетики и нестероидные противовоспалительные препараты и т. п.
До сих пор, несмотря на запреты, в животноводстве как кормовые добавки скоту широко используются лекарственные препараты (в частности, антибиотики, гормоны), передающиеся по трофическим цепям уже в организме человека. Существенное место среди вредных веществ занимают и соединения различных металлов, особенно тяжелых – накопление их в средах жизни (воздухе, воде, почве) приводит к неизбежному попаданию в пищевые цепи организма человека.
В современных экологических условиях возрастает и значение для иммунитета микроэлементных загрязнений окружающей среды. Ряд микроэлементов (Fe, Cu, Zn, Mn, Cr, Se, Mo, Co) являются абсолютно необходимыми (эссенциальными) для организма, влияя на оплодотворение, развитие, рост, жизнеспособность организма, его иммунологические свойства и прочие важнейшие функции. Часть микроэлементов является условно эссенциальными (Hs, B, Br, F, Zi, Ni, Si, V). Но существует и группа токсичных и условно-токсичных микроэлементов – Al, Cd, Pb, Hg, Be, Ba, Sr, Sb: накопление их в организме приводит к поражению разных органов и систем. Аналогично и влияние нарушенного минерального состава организма. Так, развитие всех форм рака связывается с дефицитом в организме Fe, Mg, Se, Mo и, напротив, – с повышением уровня As, Cd, Ni, Cu, Mn, V, Sr и сульфатов.
К физическим факторам, оказывающим вредное воздействие на иммунную систему, относятся все виды излучения, электромагнитные поля, метеорологические, климатические, географические и космические факторы.
Мощным экологическим фактором воздействия на все живое служат радиоактивные вещества и создаваемые ими ионизирующие излучения. Радиоактивное излучение угнетает гуморальный и клеточный иммунитет, что провоцирует отсроченное возникновение лейкозов и лимфом. Так, до 20–25 % случаев этих заболеваний связано с концентрацией радона в жилых помещениях.
Источником радиации, воздействующей на человека, является не только естественное (земное и космическое), но и искусственное излучение, создаваемое источниками, используемыми в медицине, при испытаниях ядерного оружия, в атомной энергетике, в рентгенологии и т. д.
Радиационный эффект исключительно опасен для организма ребенка, особенно в критические периоды его развития.
Проявления различных типов мутаций в зависимости от дозы радиации зависят в каждом конкретном случае от факторов наследственного (семейного) предрасположения к ионизирующей радиации и от наличия дополнительных факторов: экологического неблагополучия по ксенобиотикам, неадекватного питания, дефицита витаминов А, Е, С, вызывающего недостаточность систем антиоксидантной защиты, и др.
Необходимо особенно подчеркнуть возрастной фактор, потому что иммунная система ребенка развивается относительно медленно, причем в процессе ее становления существуют критические периоды, когда чувствительность иммунных клеток по отношению к воздействию факторов внешней среды изменена. Вот почему при одних и тех же дозах облучения у детей число хромосомных аберраций лимфоцитов на 20 % превышает их уровень в лимфоцитах у взрослых. У детей вызванные влиянием ионизирующей радиации мутации лимфоидных клеток и иммунологическая толерантность чаще сопровождаются развитием лимфолейкозов[52].
Помимо возрастной реактивности, существуют конституционные и индивидуальные ее вариации, поэтому проявления различной патологии возможны спустя весьма отдаленный период после воздействия радиации, что требует длительного и постоянного наблюдения за людьми, проживающими на соответствующих территориях.
У людей, у которых ультрафиолетовое облучение не вызывает заметной пигментации кожи, оно приводит к ряду положительных физиологических сдвигов: усиливает фагоцитоз, состояние симпатико-адреналовой системы, повышая ее работоспособность и совершенствуя рефлекторные реакции. Но уже пигментация кожи, являясь защитной реакцией на избыточное воздействие ультрафиолетовых лучей, сопровождается снижением активности макрофагов, подавлением Т-клеточного иммунитета и нарушением отторжения измененных и больных клеток кожи. В то же время ультрафиолетовое облучение только крови как лечебная процедура повышает активность как Т-, так и В-системы иммунитета, фагоцитоза.
В отношении иммунитета следует учитывать и наличие сезонных ритмов. Например, осенью отмечается снижение факторов клеточного и стимуляция гуморального иммунитета, весной наблюдается обратная динамика, зимой – оба звена активируются, летом – подавляются, но при этом стимулируется неспецифическая резистентность. Наиболее выражены сезонные ритмы с июня по сентябрь, а минимальные – с декабря по март.
Обнаружены и суточные ритмы активности иммунитета: наиболее высокие показатели фагоцитоза, пропердина наблюдаются в дневное и вечернее время, а наиболее низкие – ночью и в утренние часы; максимальное содержание лимфоцитов наблюдается в 24 часа, наименьшее – при пробуждении. Заметное угнетение Т– и В-систем иммунитета отмечается утром, активность их возрастает до полуночи. Наибольшая концентрация антител и выраженность аллергических реакций наблюдается во сне, а низкие их показатели отмечаются в бодрствующем состоянии.
Биологические факторы иммунитета определяются многими условиями. В частности, его активность детерминируется географической широтой региона, и показатели неспецифической резистентности в целом у жителей юга выше, чем на севере. Но на севере из-за меньшего набора аллергенов выраженность аллергических реакций снижена, хотя ветреная погода, влажность и низкие температуры приводят к увеличению процента атонических аллергических процессов. При этом увеличивается риск образования антител против собственной соединительной ткани, наблюдается ее поражение во всех системах, что приводит к развитию аутоиммунных заболеваний (ревматизм, ревматоидный артрит, системная красная волчанка и т. д.).
Каждый индивидуум адаптирован к тем условиям, в которых он постоянно проживает, поэтому миграции населения, особенно характерные для сегодняшнего дня, зачастую приводят к расстройству иммунологической реактивности. Мигранты не только привозят новую микрофлору, хотя и сами становятся в новом климато-географическом регионе иммуннодефицитным контингентом, страдающим повышенной заболеваемостью и ее хронизацией. В небольших коллективах мигрантов люди живут в замкнутых малых коллективах, происходит так называемый феномен упрощения микрофлоры, приводящий к падению иммунологической реактивности. Это происходит потому, что нормальная микрофлора, обитающая в кишечнике человека, имеет массу перекрестно реагирующих антигенов с вирулентными и опасными микробными агентами, вследствие чего она выполняет роль тренера, активатора иммунной системы для ее борьбы с патогенными возбудителями. При снижении или отсутствии свежего притока этих возбудителей понижается иммунная защита, приводящая к повышению заболеваемости[53].
Существует связь иммунологической реактивности с группами крови. У здоровых лиц 18–50 лет наиболее высокий уровень иммунореактивности наблюдается у тех, кто имеет II(A) группу крови, наиболее низкая – у лиц до 25 лет с 1(0), а в 30–50 лет – с III(B) группой.
Бактериальные и вирусные агенты в момент проникновения в организм вызывают физиологическую реакцию в виде реактивного лейкоцитоза, сдвига лейкоцитарной формулы и появление атипичных клеточных элементов (мононуклеаров). Такие реакции кроветворной системы сопровождаются увеличением концентрации антител, повышением активности фагоцитоза. Однако целый ряд бактериальных и вирусных агентов вызывают не физиологический ответ организма, а оказывают повреждающее воздействие на иммунную систему. В частности, это относится к ВИЧ-инфекции, вызывающей глубокий иммунодефицит с высокой частотой тяжелых инфекций и опухолевых процессов.
Контакт с биологическими факторами (с лабораторными и домашними животными, клещами домашней пыли, рисовой пылью, пылью пекарских дрожжей и т. д.) часто вызывает сенсибилизацию иммунной системы и аллергические реакции.
Стресс как неспецифическая реакция напряжения организма в ответ на действие чрезмерно интенсивных биологически значимых факторов сопровождается фазным изменением защитно-приспособительных возможностей организма, среди которых важное место занимает система иммунитета.
Стрессорами могут быть опасные и вредные экологические факторы, чрезмерная физическая нагрузка или – наоборот – гиподинамия. Вместе с тем тренировка и долговременная адаптация способствуют предупреждению стрессорных повреждений даже в таких экологических негативных условиях (колебания температуры, механическая травма, дыхательная гипоксия вследствие дефицита О2 и избытка СО2), которые для нетренированного организма часто несовместимы с жизнью.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3367;