Общая характеристика составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных нормами главы 20 КоАП РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности общества, защищенности человека от угроз социального, техногенного и природного характера.
Основными непосредственными объектами этих правонарушений являются общественный порядок и общественная безопасность.
Провозглашая общественный порядок объектом противоправных посягательств и соответственно правовой защиты, законодательство не содержит нормативного определения понятия общественного порядка.
Вместе с тем, от понимания правоприменителем сущности общественного порядка во многом зависит правильность квалификации оцениваемых им противоправных деяний.
Так, оскорбление может быть квалифицировано по ст. 5.62 КоАП РФ, а умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 7.17. КоАП РФ, если этими действиями не нарушен общественный порядок. В противном случае эти же деяния квалифицируются по ст. 20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Уяснение содержания и понятия общественного порядка требует обращения к литературным источникам, отражающим результаты научных исследований этой социально-правовой категории. Юридическая наука различает общественный порядок в широком и узком смысле. В широком смысле это совокупность всех существующих в обществе волевых отношений людей, складывающихся под воздействием и в результате соблюдения социальных норм[1]. В узком смысле под общественным порядком понимается урегулированная нормами права и иными социальными нормами система общественных отношений, складывающихся в процессе общения людей в общественных местах, обеспечивающая общественное спокойствие, общественную нравственность, уважение чести и достоинства человека, нормальные условия функционирования транспорта, деятельности организаций, согласованности и ритмичности общественной жизни[2].
Анализ составов административных правонарушений, сформулированных в нормах главы 20 КоАП РФ, показывает, что общественные отношения, составляющие содержание общественного порядка в узком смысле и являются одним из основных объектов этих правонарушений.
Общественный порядок является непосредственным объектом правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.1., 20.2., 20.3., 20.18, 20.20., 20.21., 20.31., 20.32. КоАП РФ.
Основным непосредственным объектом других правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, является общественная безопасность. Высказанные в юридической литературе взгляды относительно понятия общественной безопасности не отличаются единством. Но все они объединены признанием того, что общественная безопасность представляет собой систему общественных отношений, регулируемых и складывающихся под воздействием правовых и технических норм и обеспечивающих безопасные условия жизни и деятельности людей. Относительно того, какие именно отношения составляют общественную безопасность, в литературе высказаны различные суждения. Традиционно к ним относятся общественные отношения, связанные с использованием источников повышенной опасности (транспортных средств, оружия, ядохимикатов и пр.) и выполнением работ, представляющих повышенную опасность (горных, строительных, производство атомной энергии и др.)[3] Другие авторы дополняют этот перечень, включая в него отношения, связанные с предотвращением эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, минимизацией и ликвидацией их последствий[4]. Рассматривая общественную безопасность как объект деликтно-правовой охраны, некоторые исследователи полагают, что общественную безопасность составляют общественные отношения, направленные на защиту общества от деликтологических угроз, создания условий, при которых предупреждается возникновение таких угроз[5].
Приведенные воззрения относительно понятия и содержания общественной безопасности нашли частичное отражение в таком документе, как «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 20 ноября 2013 года), которая определяет общественную безопасность как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В рамках рассматриваемой темы практическое значение имеет определение того круга общественных отношений, составляющих содержание общественной безопасности, которые являются объектом противоправных посягательств, предусмотренных главой 20 КоАП РФ. Анализ норм этой главы кодекса и приведенных выше дефиниций общественной безопасности позволяет определить общественную безопасность как объект административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, следующим образом. Это система общественных отношений, урегулированных правовыми и техническими нормами, складывающаяся при использовании объектов и предметов, при осуществлении отдельных видов деятельности, представляющих повышенную общественную опасность и обеспечивающих защищенность личности, общества от угроз техногенного, природного и социального характера.
Общественная безопасность и общественный порядок являются весьма близкими (родственными, смежными) категориями по характеру составляющих их общественных отношений[6]. И не случайно обнаруживается, что некоторые из правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, могут посягать, как на общественный порядок, так и на общественную безопасность. Например, стрельба из оружия в населенных пунктах (ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения может рассматриваться как посягательство на общественный порядок (стрельбы в общественном месте, при скоплении большого числа людей) или на общественную безопасность (стрельба на огороженной строительной площадке). Подобная альтернативность основных объектов посягательства обнаруживается и при анализе составов, предусмотренных ч.ч. 3 и 7 ст. 20.2., ст. 20.22., ст. 20.31. КоАП РФ.
Помимо основных объектов, конструкция значительного числа рассматриваемых составов включает в себя и дополнительные непосредственные объекты. Таковыми признаются собственность (ст. 20.1., ч. 4. ст. 20.2., ч. 6 ст. 20.4., ч.2 ст. 20.32. КоАП РФ), здоровье (ч. 4 ст. 20.2., ч. 2 ст. 20.22, ч. 6 ст. 20.4. КоАП РФ), честь и достоинство человека (ст. 20.1. КоАП РФ), порядок управления, а именно нормальная деятельность представителя власти (ч. 2. ст. 20.1., ч.1 ст. 20.27 КоАП РФ). Дополнительные объекты в большинстве случает включены в конструкцию составов с отягчающими обстоятельствами (квалифицированных составов), содержащихся в отдельных частях соответствующих статей КоАП РФ. Так, основной состав мелкого хулиганства сформулирован в ч.1 ст. 20.1. КоАП РФ. В ч.2 этой статьи содержится описание квалифицированного состава, включающего в себя дополнительный объект посягательства – деятельность представителя власти (других лиц) по пресечению правонарушения.
В некоторых случаях указание на дополнительные объекты содержится и в описании основных составов (например, честь, достоинство, собственность – в составе мелкого хулиганства, предусмотренном ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ).
Значительная часть составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, в числе конструктивных признаков включает предмет административного правонарушения. Предметами этих правонарушений признаются оружие (ст. 20.8. – 20.12. КоАП РФ), электрошоковые устройства (ст. 20.15. КоАП РФ), специальные технические средства негласного получения информации (ст. 20.23 КоАП РФ), технические системы управления и иная специальная техника гражданской обороны (ст. 20.7. КоАП РФ), экстремистские материалы (ст. 20.29. КоАП РФ). Предметом некоторых правонарушений, посягающих на общественный порядок, является имущество (ст. 20.1., ч.4. ст. 20.2., ч.2 ст. 20.22. КоАП РФ).
С объективной стороны большинство административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, совершаются путем действий (ст. ст. 20.1, 20.3., 20.20., 20.21. и др.). Действия могут быть простые (потребление (распитие) алкогольной продукции в разрешенных местах – ст. 20.20ю КоАП РФ), альтернативные (нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга – ст. 20.2. КоАП РФ) или составные (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики (ст. 20.3. КоАП РФ). При альтернативных действиях достаточно установить совершение одного из них для признания содеянного соответствующим правонарушением. Если объективная сторона выражена в форме составного деяния, необходимо установить факт совершения совокупности предусмотренных соответствующей нормой действий.
Говоря о составном деянии, следует отметить и наличие такой его формы как совокупность действия и бездействия (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления о его проведении – ч.2 ст. 20.2. КоАП РФ.
Бездействие характерно для некоторых составов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность (нарушение сроков регистрации оружия – ст. 20.11.; невыполнение обязанностей по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – ст. 20.6. КоАп РФ и др.
Объективная сторона ряда составов может быть выражена, как в форме действия, так и бездействия (нарушение требований пожарной безопасности – ст. 20.4. КоАП РФ; нарушение требований режима чрезвычайного положения – ст. 20.5.; воспрепятствование проведению контртеррористической операции – ч.3 ст. 20.27 КоАП РФ и др.).Объективная сторона абсолютного большинства составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и некоторых составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, помимо деяния включает в себя место его совершения. Прежде всего, этот общественное место (ст. 20.1.; 20.2.; 20.22; 20.3.; 20.20.; 20.21. КоАП РФ). КоАП РФ не содержит определения общественного места. Некоторые его нормы (как и нормы других правовых актов) лишь перечисляют отдельные из них (улицы, скверы, парки, стадионы, транспортные средства общего пользования и др.). Анализ этих перечней позволяет определить общественное место как территории, объекты реального или потенциального нахождения персонально неопределенного круга лиц используемые ими для передвижения, отдыха, удовлетворения культурных, бытовых, социальных потребностей.
Это могут быть территории и объекты, являющиеся общественными местами постоянного пользования (улицы, дворы, скверы и пр.), временного пользования (помещения магазина, кинотеатра в часы их работы) и территории эпизодического нахождения людей (участок местности вне населенного пункта при организованном проведении там спортивного, культурно-развлекательного или иного массового мероприятия).
Помимо общественных мест объективная сторона некоторых составов включает в себя конкретные объекты (пункт хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ – ч.7 ст. 20.2. КоАП РФ) и территории (территория закрытого административно-территориального образования – ст. 20.19. КоАП РФ; территория действия правового режима контртеррористической операции – ст. 20.27. КоАП РФ).
В конструкцию некоторых составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, включен такой признак объективной стороны, как обстановка совершения противоправного деяния, т.е. конкретные условия, обстоятельства его совершения, которые имеют квалифицирующее значение. К ним относятся: условия особого противопожарного режимы (ч.2 ст. 20.4. КоАП РФ), состояние опьянения, участие в совершении правонарушения группы лиц (ч. 3 ст. 20.13. КоАП РФ).
Большинство рассматриваемых составов административных правонарушений являются формальными, т.е. в их конструкции не имеется указаний на последствия противоправных деяний, которые подлежат установлению в процессе квалификации содеянного. К ним относятся: вред здоровью человека, имуществу (ч.ч. 4 и 6 ст. 20.2.; ч.2 ст. 20.22.; ч.6 ст. 20.4.; ч.2. ст. 20.32. КоАП РФ), создание помех движению пешеходов и транспорта, исполнению служебных обязанностей работниками предприятий ядерной энергетики (ч.ч. 3, 7 ст. 20.2. КоАП РФ), нарушению функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи (ст. 20.22. КоАП РФ), приостановление или прекращение официального спортивного соревнования (ч.2 ст. 20.31. КоАП РФ).
С субъективной стороны административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, характеризуются умышленной формой вины, а для значительной группы составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, характерны, как умысел, так и неосторожность (ст.ст. 20.4.; 20.6.; 20.7., 20.11., 20.30. КоАП РФ). Другим правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, свойственна умышленная форма вины.
В число признаков субъективной стороны двух составов включена цель совершения противоправных действий (сбыта нацистской атрибутики или символики – ст. 20.3 КоАП РФ; массового распространения экстремистских материалов – ст. 20.29. КоАП РФ).
Для значительной части составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, характерно наличие трех видов субъектов: общего, специального и юридического лица. В качестве специальных субъектов признаются должностные лица; частные детективы и охранники; организаторы, т.е. лица фактически выполняющие организационно-распорядительные функции по организации запрещенного противоправного деяния (ст.ст. 20.22.; 20.28. КоАП РФ); родители и законные представители несовершеннолетних (ст. 20.22. КоАП РФ).
В некоторых составах субъект только общий (ст. 20.1.; ст. 20.9.; ч.1 ст. 20.11.; ст.ст. 20.12.; 20.13; 20.17; 20.19.; 20.20.; 20.21.; ч.1 ст. 20.23.; ст. 20.25.; ч.ч. 1,2 ст. 20.27.; ст. 20.31. КоАП РФ) или только специальный (ст. 20.6.; ч.3. ст. 20.8.; ст.ст. 20.16.; 20.22.; 20.24.; 20.26.; 20.28. КоАП РФ). Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 61 ст. 20.4. КоАП РФ признается только юридическое лицо.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 12231;