Общественно-политическая мысль
В конце XVI – первой половине XVII в. на Украине в связи с усилением антифеодального и освободительного движения развивается полемическая литература, имевшая преимущественно теологический и художественно-публицистический характер и противостоявшая феодально-католической экспансии и распространению унии. Эта литература содержала элементы художественного стиля, проявлявшегося в лирических отступлениях, острой сатире и т. п.
Толчком к развитию полемической литературы стала книга польского публициста-иезуита Петра Скарги «О единстве церкви божьей» (1577), где пропагандировалась реакционная идея поглощения православной церкви католической под видом унии. Она нашла себе сторонников среди части высшего православного духовенства и на Украине, но против нее выступила целая плеяда талантливых украинских писателей-полемистов: Герасим Смотрицкий, Стефан Зизаний, Христофор Филалет, Клирик Острожский, Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Захария Копыстенский, Иван Вишенский и др. Они поднялись на защиту украинской культуры и единства славянских народов, подготавливали идейную основу для освободительного движения.
Наиболее известным среди них был ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий, который написал книгу «Ключ царства небесного» и «Каленъдар римски новы» (1587). В них он выступал против национальных и религиозных преследований, в защиту украинского народа.
Особое место в этом жанре занимает творчество выдающегося украинского полемиста Ивана Вишенского, автора 16 произведений («Обличеніе діавола-миродержца», «Посланіе к утъкшим от православное въры епископом», «Краткословный отвът Петру Скарзіе» и др.), которые критиковали политику польских и украинских феодалов, католическое и униатское духовенство, политику полонизации украинского народа. Острому осуждению подвергался весь общественно-политический строй Речи Посполитой. Послания, диалоги и полемические трактаты И. Вишенского, отражая гуманистические идеи эпохи Возрождения, оказали значительное влияние на развитие украинской литературы.
Брестская церковная уния подверглась резкой критике и осуждению в полемических произведениях «Апокрисис» (1597) Христофора Филалета, «Пересторога» неизвестного автора, «Тренос, или плач восточной церкви...» (1610) Мелетия Смотрицкого, «Палинодия, или книга Обороны...» (1619–1622) Захарии Копыстенского.
На Украине в конце XVI в. появились новые формы ораторско-проповеднической прозы в виде «слов», «поучений», «проповедей» и т. п. Они носили преимущественно морализаторский характер, хотя и там проявлялись социальные мотивы. Так, Кирилл Транквилион-Ставровецкий, автор трактата «Зерцало богословіи» (1618), сборника поучений «Евангеліе учителное» (1619), стихов и прозаических произведений, например, «Перло многоцънное» (1646), проповедовал необходимость развития образования и культуры.
Книжная стихотворная поэзия на Украине нередко носила также полемические черты, в частности, «Скарга нищих на бога», «Лямент» («Крик», 1636) неизвестных авторов. Среди других стихотворных произведений художественностью и глубиной содержания выделялись «На рождество» (1616) Памвы Берынды, «Вършъ на жалосный погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного» (1622) Кассиана Саковича и др.
Поэты Герасим Смотрицкий, Андрей Ришма, Леонтий Мамонич, Памво и Стефан Берынды, Лаврентий Зизаний, Гавриил Дорофеевич, Тарас Земка, Кассиан Сакович, Кирилл Транквилион-Ставровецкий были также издателями и деятелями просвещения. В своих произведениях они пропагандировали патриотические идеи, призывали народ к борьбе за освобождение и воссоединение Украины с Россией.
4. Художественная культура (литература, архитектура,
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1843;