Как готовиться к выступлению
Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.п.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.
Вначале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными. Например, из двух вариантов заглавий — «Борьба с коррупцией» и «Кто берет, взятки и как с этим бороться?» — предпочтительнее второй. Заголовки могут быть призывными («Сплотимся против мафии!»), рекламными («Как похудеть без диеты и пилюль?»), но многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей («Вступительные экзамены в Московский государственный университет печати», «Подготовка новой реформы русской орфографии и пунктуации»).
Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.
Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования — гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.
Главная составляющая подготовки к выступлению — поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное чтение, беглый просмотр статей, обзоров). При этом можно обращаться к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории.
Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным. Некоторые опытные ораторы отказываются брать с собой написанный текст выступления, но держат в руках «шпаргалку», в которой можно найти необходимый справочный материал (цифры, цитаты, примеры, доводы). Аудитория простит вам, если вы будете подглядывать в такую шпаргалку, но сразу невзлюбит докладчика, который станет читать свое выступление он начала до конца «по бумажке».
На листке для такой «шпаргалки» можно выделить большие поля и на них записать ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; здесь же можно «подсказать» себе афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет.
В процессе подготовки к выступлению рекомендуется прорепетировать его, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на привычные для вас непроизвольные движения, сопровождающие речь (манеризмы: отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.). Насколько серьезно следует оратору относиться к мимике и жестам, можно судить по тому, что еще Петр I в «Духовном регламенте» (1721 г.) подчеркивал: «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобе и рыдать». Владение «языком движений» — это действенный способ удерживать внимание аудитории. Полная неподвижность (оцепенение) оратора во время речи недопустима, но и чрезмерная жестикуляция, гримасы пагубно влияют на выступление, отвлекая слушателей.
Поза, жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Есть целая наука о символическом значении жестов, и мы практически освоили значение того или иного движения рук (приветствие, призыв ко вниманию, согласие, отрицание, неприятие, угроза, прощание и т.п.), поворотов головы и т.д. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное — они должны быть мотивированы содержанием речи.
На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.
Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории.
[1] Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). — 2-е изд. — М., 1972. — С. 22.
[2] Солганик Г.Я. Русский язык: 10—11 классы. — М.: Дрофа, 1995. — С. 123.
[3] Волгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Учеб. пособие. — М., 1994. — С. 22.
[4] Пример Г.Я Солганика.
[5] Примеры из книги: Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Просвещение, 1998.
[6] Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Учеб. пособие. М.: Мир книги, 1994. — С. 57.
[7] 1 Солганик ГЛ. Русский язык: 10—11 классы. — М.: Дрофа, 1995. — С. 218.
[8] Костомаров B.Г. Русский язык на газетной полосе. — М., 1971. — С. 224.
[9] Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Учеб, пособие. — М.: Мир книги, 1994. — С. 91.
[10] Примеры взяты из книги: Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1996.
[11] См. список сокращений (приложения).
[12] Краткий справочник по подготовке и оформлению актов Совета Федерации. - М., 1995.
[13] Текст заимствован из брошюры: Колтунова М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. - М., 1999.
[14] Гусев Н.Н. Два года с Л. Н. Толстым. — М., 1912. — С. 130, 271.
[15] Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. — М., 1963. — Т. 62. С. 438.
[16] Толстой А.Н. Собр. соч.: В 10 т. — М. 1961. Т. 10. — С. 212.
[17] Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. — Пермь, 1960. — С. 107.
[18] Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1987. — С. 221.
[19] В конце пособия дан словарь «Трудные случаи управления в русском языке».
[20] В конце пособия дан краткий «Словарь ударений и литературного произношения».
[21] О них рассказал профессор Д.Э. Розенталь в книге «Секреты хорошей речи» (М., 1993), написанной совместно с автором данного пособия.
[22] Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. — М., 1996. — С. 314.
[23] Некоторые рассказы Б.Антоненко-Давидовича опубликованы в журнале «Дружба народов» (1996. № 1) и в сб. «За что? Проза. Поэзия. Документы» (М., 1999).
[24] См.: Кохтев Н.Н. Риторика. — М., 1994. — С. 56.
[25] Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. — М.,1996. — С.109.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 272;