РОЛЬ ЗНАНИЯ И НАВЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
По мере усугубления психопатологии ее все труднее победить с помощьюодних лишь гратификационных методов терапии. По мере разворачивания болезниоднажды наступает такой момент, когда невротические потребности берут верхнад базовыми потребностями индивидуума, и тот перестает стремиться кудовлетворению последних. После того, как невротик переходит некий рубеж,ему уже бессмысленно предлагать удовлетворение его базовых потребностей ѕ онне способен принять его и использовать во благо себе. Бессмысленнопредлагать невротику любовь и дружбу, он боится любви, не верит в нее, ищетв ней подвоха и потому отвергнет ваше предложение. Если мы имеем дело с больным, оказавшимся по другую сторону этойграницы, мы обязаны вспомнить про инсайт-терапию. Никакие другие методы ѕ нисуггестивные, ни симптоматические, ни гратификационные ѕ уже не помогутнашему пациенту. В какой-то миг он оказался в иной реальности, где недействуют наши законы, где становятся бессмысленными все предложенные намивыше принципы и формулировки. Разница между профессиональной и народной психотерапией огромна. Ещетридцать-сорок лет тому назад мы вынуждены были бы в этом месте поставитьточку. Но сегодня мы не можем ограничиться одним лишь анализом механизмовнародной терапии. Теперь психотерапия ѕ уже не божий дар, психологическиеоткрытия нашего века, начиная с революционных открытий Фрейда, Адлера идругих исследователей, постепенно преображают ее, она все более обретаетчерты высокотехнологичной науки. Сегодня, для того, чтобы использовать новыетехники психотерапии, уже недостаточно просто быть хорошим человеком, теперьдля этого нужно обладать специальным знанием, пройти серьезную подготовку,научиться правильно использовать их. Это очень изощренные техники, в них нетничего от спонтанности или интуитивности народной психотерапии, в известноймере они не зависят даже от особенностей характера, от вкусов и убежденийпсихотерапевта. Здесь мы рассмотрим только самые важные, самые революционные из этихтехник, и первое место в их ряду по праву занимает техника инсайта. Техникаинсайта помогает пациенту осознать его бессознательные желания, влечения,внутренние запреты и помыслы (анализ их генезиса, характера, механизмовсопротивления им и их переноса). Профессиональный терапевт, без сомнения,должен быть хорошим человеком, но благодаря владению данной техникой онимеет огромное преимущество над "просто хорошим" человеком. Каким же образом терапевт помогает пациенту в осознании? Методыинсайт-терапии, которыми пользуются нынешние терапевты не слишком далекоушли от методов, изобретенных Фрейдом. Метод свободных ассоциаций,толкование сновидений и обыденных действий ѕ: вот основные пути, которымитерапевт ведет пациента к инсайту.78 В распоряжении терапевта имеются идругие средства, но они не столь эффективны, как перечисленные выше.Относительно методов релаксации и различных техник диссоциации можносказать, что хотя от них и не приходится ожидать столь же радикальногоэффекта, как от традиционных фрейдовских техник, все же в некоторых случаяхони могут оказаться полезными, и потому на них следует обратить болеепристальное внимание. Владению этими техниками может научиться всякий, кто обладаетдостаточным умом и готов пройти соответствующий курс обучения в институтепсихиатрии или психоанализа или на курсах клинической психологии. Но нетничего удивительного в том, что разные психотерапевты применяют их с разнойстепенью эффективности. Судя по всему, очень многое в данном случае зависитот интуиции инсайт-терапевтов. Кроме того, кажется очевидным, чтосущественное влияние на эффективность психотерапии оказывает здоровьеличности психотерапевта, недаром все институты психоанализа предъявляют ксвоим слушателям особые требования личностного плана. Величайшая заслуга Фрейда заключается еще и в том, что он первымзаговорил о необходимости познания терапевтом самого себя, осознания своихсобственных бессознательных желаний и запретов. Но необходимость такого родаосознания признается в полной мере только психоаналитиками, представителидругих психотерапевтических школ обращают мало внимания на эту сторону дела,не отдавая себе отчет в том, что тем самым они загоняют себя в тупик. Я ужене раз говорил о том, что любое средство, которое помогает терапевту статьболее здоровой личностью, одновременно помогает ему стать лучшим терапевтом.И в данном случае психоанализ или любая другая глубинная терапия можетоказать терапевту совершенно реальную помощь. Если даже в результатепроведенного курса психоанализа терапевт и не станет абсолютно здоровымчеловеком, он, по крайней мере, осознает, что именно представляет для негоугрозу, где находятся корни его глубинных конфликтов и фрустраций. Онполучит возможность предвидеть неблагоприятные последствия собственныхнерешенных проблем, а значит, не станет переносить их на пациента. Помня оних, он сможет оставить их при себе. Мы уже говорили о том, что еще не так давно личность психотерапевтаимела гораздо большее значение, чем его знания и умения. Но сейчас по мереусложнения психотерапии все большее значение приобретает профессионализм.Если мы проследим, как изменялись представления о хорошем психотерапевте впоследние два десятилетия, то обнаружим, что такие факторы, как личность илихарактер терапевта, постепенно утрачивали свою значимость, тогда как знания,подготовка, владение техниками терапии становились все более и болееважными; можно со всей уверенностью предсказать, что такая динамикасохранится и в будущем, что в конце концов психотерапия превратится ввысокотехничную область человеческого знания. В предыдущем разделе я воздалхвалу "народной" психотерапии. Я не отказываюсь от своих слов и сейчас. Ещене так давно она была единственным орудием психотерапевтическоговоздействия, и она по-прежнему необходима для здоровья общества и этанеобходимость не отпадет никогда. Но в наше время человеку уже ни к чемуподбрасывать монету, решая, пойти за советом к духовнику или обратиться кпсихоаналитику. Хороший психотерапевт оставил далеко позади всех другихцелителей человеческих душ. Можно надеяться, что в будущем, особенно если общество станет лучше,люди не будут обращаться к терапевту за любовью, поддержкой и уважением,сама жизнь станет для них источником удовлетворения этих потребностей.Профессиональная же психотерапия будет врачевать более сложные недуги,которые не могут быть устранены с помощью простой гратификационной терапии. Это может показаться парадоксальным, но предыдущие теоретическиерассуждения приводят нас и к совершенно противоположному выводу. Если, какмы говорили, благотворному воздействию психотерапии в большей мереподвержены относительно здоровые люди, то очевидно, что в целях экономиивремени профессиональная психотерапия будет иметь дело главным образом сэтими людьми. Ведь лучше помочь в совершенствовании десятку людей за год,чем потратить весь год на одного, особенно если эти десять человек сами породу своих занятий оказывают влияние на людей (врачи, учителя, социальныеработники и т.п.). Зачатки этой тенденции обнаруживаются уже сейчас. Любойопытный психоаналитик или экзистенциальный аналитик склонен гораздо большевремени тратить на анализ, обучение и подготовку своих молодых коллег,нежели непосредственно на излечение больных. Все больше набирает силупрактика психотерапевтической подготовки медицинских и социальныхработников, психологов, воспитателей, учителей. Завершая анализ инсайт-терапии, необходимо, на мой взгляд, снятьпротиворечие, на первый взгляд разделяющее инсайт и удовлетворениепотребностей. Инсайт может быть чисто когнитивным, сугубо рационалистическим(холодное, бесчувственное осознание), но совсем другое дело ѕ инсайторганизмическии, или совершенный инсаит, о котором говорили некоторыепоследователи Фрейда. Часто оказывается, что само по себе знание осимптомах, даже если оно подкреплено пониманием их генезиса и динамическойроли в психической организации индивидуума, не оказывает должноготерапевтического воздействия. Инсаит почти бесполезен, если он несопровождается эмоциональным переживанием, чувственным проживанием опыта,катарсисом. Совершенный инсаит ѕ это не только когнитивный опыт, в немобязательно присутствует эмоциональный компонент. Возможно и несколько иное, более тонкое понимание инсайта, согласнокоторому инсаит может нести в себе конативное, гратификационное илифрустрирующее начало. В результате инсайта у человека нередко возникаетчувство, что он любим, опекаем, или, наоборот, презираем и отвергнут.Эмоцию, о которой в данном случае говорит аналитик, можно рассматривать какреакцию индивидуума на осознание им того или иного факта. Например, пациент,вспомнив все двадцать лет, которые он прожил вместе с отцом, зановопрочувствовав этот опыт, неожиданно осознает, что отец, несмотря на всесуществовавшие между ними разногласия, на самом деле любил и уважал его; илиже, пережив некое потрясение, человек вдруг осознает, что ненавидит своюмать, хотя всегда считал, что любит ее. Этот емкий опыт, вмещающий в себя и когнитивный, и эмоциональный, иконативный компоненты, можно назвать организмическим инсайтом. Даже если мывозьмемся исследовать чисто эмоциональное переживание, мы неизбежностолкнемся с необходимостью расширения понятия "эмоция", мы исподвольвключим в него конативные элементы, и в конечном итоге наши рассуждениябудут касаться целостного, организмического, эмоционального опыта. То жесамое можно сказать и относительно конативного опыта ѕ любой актволеизъявления следует рассматривать как реакцию всего организма. И наконец,мы сделаем последний логичный шаг в направлении к холистичному пониманиюфеномена инсайта, если осознаем, что не сущесту-вет объективных различиймежду организмическим инсайтом, организми-ческой эмоцией и организмическимволеизъявлением, что само существование отдельных, самостоятельных терминов,толкующих одно и то же явление, вызвано факторами субъективного порядка.Здесь, как и прежде, мы имеем дело с артефактами атомистического подхода кисследуемой проблеме.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 532;