САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, ЛЮБОВЬ И СЕКС
Исследование сексуальности самоактуализированных людей помогает нампонять очень важные вещи. Должен сказать, что это очень непростая тема дляразговора, очень комплексная и многоплановая. Кроме того, имеющиеся у меняданные по этому вопросу не изобильны, мои испытуемые не слишком охотноделились со мной подробностями своей сексуальной жизни. Однако даже теданные, которыми я располагаю, все же позволили мне обнаружить некоторыеособенности сексуальной жизни самоактуализированных людей, выдвинутьнекоторые предположения относительно природы любви и секса, причем какпозитивного, так и негативного свойства. У меня есть все основания предполагать, что любовь и сексуальность уздоровых людей во многом переплетены. Я понимаю, что для науки мало пользыот смешения двух самостоятельных понятий (393, 442), но факт остается фактомѕ в жизни здорового человека "секс" и "любовь" нераздельны. Я остерегусь отизлишней горячности, я не стану утверждать, что человек, способный получатьсексуальное удовлетворение без любви, ѕ больной человек, но мои наблюденияведут меня именно в этом направлении. Я совершенно определенно могу заявить,что самоактуали-зированые люди, как мужчины, так и женщины, не ищут сексаради секса, что в сексуальном акте они получают не только сексуальноеудовлетворение. Я не готов заявить, что эти люди полностью отвергают длясебя возможность секса без любви, но мне известно множество случаев, когдаони отказывались от сексуальных взаимоотношений или откладывали их, небудучи уверенными в своих чувствах к партнеру.39 Я уже говорил в предыдущей главе, что самоактуализированные людиспособны получать от секса наивысшее, почти экстатическое удовлетворение.Любовь для них ѕ это жажда полного, абсолютного слияния с любимым человеком,желание раствориться в нем и стать его частью, неудивительно поэтому, чтооргазм становится для них кульминацией полного растворения в партнере.Зачастую их переживания, сопровождающие оргазм, достигают такой высоты иинтенсивности, что я осмелился определить их как мистические переживания.Испытуемые, которых мне удалось вызвать на откровенность, рассказывали, чтово время оргазма им "открывается нечто огромное, необъятное, прекрасное,вечное, непостижимое", что в такие мгновения они оказываются во власти некихвысших сил. Сексуальность абсолютная, совершенная, высшая, подкрепленнаяиными свойствами и характеристиками самоактуализированных людей, поройнаходит себе выражение в настолько парадоксальных формах, что об этом имеетсмысл поговорить отдельно. Для самоактуализированных людей оргазм имеет одновременно и большее, именьшее значение, чем для среднего человека. Мы говорили, что оргазмзачастую обретает для них форму мистического переживания, и в то же самоевремя они легко переносят его отсутствие. Это не парадокс и даже непротиворечие. С точки зрения динамической теории мотивации этот фактабсолютно закономерен. Самоактуализированный индивидуум живет на высшихуровнях мотивации, он не озабочен низшими потребностями, их удовлетворениеили фрустрация не имеют для него большого значения, но если ему случаетсяудовлетворить эти потребности, удовлетворение приносит ему огромную радость. Самоактуализированный человек относится к сексу так же спокойно, как кеде. Он умеет получать наслаждение от еды, но еда не становится для неготочкой отсчета. Он ест с удовольствием и не обременяет себя укорами в адрессвоей животной натуры. И все-таки пища и связанное с ней чувственноеудовольствие второстепенны для него, находятся на периферии его концепцииудовлетворения. Самоактуализированный человек не нуждается в чувственныхудовольствиях, но и не запрещает себе наслаждаться ими. Не от пищи он начинает строить свою концепцию идеального общества, не оеде он думает, когда размышляет о рае, о лучшей жизни, насыщениемалосущественно для его философии ценностей и для его морали. Удовлетворениепищевой потребности воспринимается им как нечто первичное, само собойразумеющееся, как фундамент, на котором будет воздвигнут храм.Самоактуалнзированный человек понимает, что высокие позывы невозможны до техпор, пока он не удовлетворит свои низшие нужды; лишь получив свое, последниеотступают, перестают заботить и тревожить человека. Точно так же самоактуализированный человек относится к сексу. Он умеетполучать от сексуальных отношений такое наслаждение, какое и не снилосьсреднестатистическому человеку, но секс не становится для него жизненнойфилософией. Он остается для него не более чем приятной необходимостью, стольже приятной и столь же необходимой, как еда и питье, но ни в коей мере непервостепенной заботой. Именно этим общим отношением к сексу и объясняется на первый взглядпарадоксальный факт, заключающийся в том, что оргазм не становится самоцельюдля самоактуализированных людей несмотря на то, что его переживание поройпринимает формы мистического откровения. Другими словами, они могутотказаться от сексуального удовлетворения. Подобное умозаключение в чем-топротиворечит расхожему романтическому представлению о любви, в соответствиис которым сексуальные отношения в любви ѕ это всегда полет, буря эмоций,экстаз и неземное наслаждение. Ясно, что секс может быть и просто забавой,игрой, приятной формой времяпрепровождения, даже привычкой или обязанностью.Самоактуализированные люди ѕ не ангелы, чтобы всегда парить в горних сферах,их сексуальная жизнь чаще протекает на среднем уровне интенсивности, сексскорее дарит им легкое, приятное возбуждение, нежели швыряет в беспощадныепучины страсти. В любви самоактуализированных людей проявляются многие аспекты ихобщего отношения к жизни, в частности их способность к приятию себя идругих. Они терпимы по отношению к таким вещам, которые, скорее всего,покажутся неприемлемыми для обычных людей. Крайне редко они заводят интрижкина стороне, хотя способны испытать сексуальное влечение не только в семейномкругу. По моим наблюдениям их отношения с представителями противоположногопола складываются очень просто и естественно; самоактуализированные людиестественно принимают факт сексуального влечения, но не считают себяобязанными идти у него на поводу, как это принято у обычных людей. На мойвзгляд, они гораздо более свободны, раскованны в разговорах на сексуальныетемы по сравнению все с тем же среднестатистическим человеком, причем ихрассуждения о сексе лишены обычного ханжества. Подводя черту под своиминаблюдениями, хочу сказать, что общее приятие жизни в различных еепроявлениях и то глубокое удовлетворение, которое получают эти люди в любви,освобождает их от необходимости поиска компенсаторного секса на стороне. Вданном случае мы имеем дело с крайне любопытным случаем несоответствия междуотношением и поведением. Чем легче относится человек к сексуальности, темлегче ему быть моногамным. Одной из моих испытуемых была 55-летняя женщина, уже давно состоящая вразводе. По ее рассказам могло сложиться впечатление, что она, как этоговорится, пошла по рукам. У нее был чрезвычайно богатый сексуальный опыт и,глядя на нее, нельзя было усомниться в том, что она довольна своейсексуальной жизнью. К сожалению, мне не удалось подтолкнуть ее на подробноеизложение своего мировоззрения, она ограничилась заявлением, что у неедостаточно мужчин и что ей нравится заниматься сексом. Я не заметил в еесловах ни тени вины или тревоги, ни малейшего намека на чувство собственной"греховности". Судя по всему, склонность самоактуализированных людей кмоногамии обусловлена вовсе не целомудрием и не подавлением собственнойсексуальности, а чувством глубокого удовлетворения сексуальными отношениямив браке. Самоактуализированные люди получают истинное удовлетворение отсвоих отношений с партнером по браку, и поэтому не ищут развлечений настороне. Именно позитивное отношение к сексу и к различным проявлениямсексуальности помогает самоактуализированным людям получать истинноенаслаждение от сексуальных отношений. Еще одна особенность здоровой любвисостоит в том, что ей чуждо традиционное противопоставление полов; здороваялюбовь не заставляет партнеров играть так называемые половые роли, невынуждает женщину к пассивности, а мужчину ѕ к безудержной активности.Здоровые, самоактуализированные люди настолько уверены в своей половойпринадлежности, что не считают унизительным отступить от канонов,предписываемых половой ролью. Они способны и на пассивность, и наактивность, и это особенно очевидно, если рассматривать физическую любовь иполовой акт. Для здоровой любви противоестественны вопросы, вроде: ктодолжен быть сверху? Кому следует первым проявить инициативу? Кто долженцеловать, ласкать, "заводить", а кто ѕ покорно уступать ласкам? Здоровыйчеловек получит удовольствие и от первого, и от второго. Практически все моииспытуемые утверждали, что им одинаково приятно и любить, и приниматьлюбовь, что их не устраивает постоянная роль пассивного или активноголюбовника, потому что она лишила бы их многих удовольствий. Воззрения самоактуализированных людей на сексуальность настолькошироки, что распространяются вплоть до мягких форм садо-мазохизма. Имдоставляет одинаковое удовольствие и причинять боль, и терпеть ее, иотдавать себя во власть партнера, и утверждать свое господство над ним, иходинаково возбуждает и роль раба, и роль господина. Разумеется, в этихсексуальных забавах нет ничего патологического. Из общения с этими людьми я вынес еще одно впечатление. Я говорю освойственной им уверенности в своей мужественности или женственности. Ум,сила, уверенность, решительность и прочие "мужские" черты в женщине непугают здорового мужчину, он не воспринимает их как угрозу собственноймаскулинности, напротив, обычно они привлекают его. И опять же, на примере любовных отношений самоактуализированных людеймы можем еще раз увидеть, как самоактуализация способствует разрешениюпривычных дихотомий, свойственных нездоровью. Порассуждаем о предположении, выдвинутом д'Арси (103). Он говорил отом, что лучшие представители человеческого рода способны к единомулюбовному переживанию, в котором будут присутствовать как эротическая, так иплатоническая любовь, несмотря на глубочайшую пропасть, их разделяющую.Описывая два вышеупомянутых типа любви, д'Арси употребляет такие антонимыкак "активныйѕпассивный", "мужскойѕженский", "эгоистичныйѕальтруистичный",то есть заведомо предписывает им противопоставление. Действительно, длябольшинства людей в понятиях "эротическая любовь" и "платоническая любовь"содержится вполне очевидное противопоставление, однако это не совсемсправедливо по отношению к любви здоровых людей. Эти люди преодолелидихотомии, они могут быть активными и пассивными, мужественными иженственными, эгоистичными и альтруистичными. Д'Арси признает этот факт, ноон склонен счесть его исключением. Сколь бы немногочисленными ни были мои наблюдения, они заставляют меняс уверенностью сделать несколько выводов негативного свойства. Например, яготов утверждать, что фрейдовская тенденция отождествления любви и сексаглубоко ошибочна.40 Фрейд не одинок в своем заблуждении ѕ эти вещи путают икуда как менее проницательные граждане ѕ но, пожалуй, именно Фрейд повинен втом, что эта ошибка получила столь широкое распространение. Листая сочиненияФрейда, там и сям наталкиваешься на высказывания, со всей очевидностьюсвидетельствующие о том, что у Фрейда не было четкой позиции по отношению клюбви. Например, в одной из своих работ он утверждает, что любовь уходиткорнями в инстинкт самосохранения, и здесь он понимает ее как своего родаблагодарность, которую ребенок испытывает к матери за то, что она кормит егои ухаживает за ним: "Эта привязанность формируется в первые годы жизни ибазируется на инстинкте самосохранения..." (139, р.204). Но затем онинтерпретирует любовь как реактивное образование (р.252), а несколькимистраницами ниже неожиданно представляет ее в виде сознательного аспектасексуального позыва (р.259). В лекциях Фрейда (в цитате Хичмана) можно найтивысказывание о том, что взрослая любовь ѕ это повторение любви младенца кматери: "...кормление младенца грудью можно принять за модель любыхотношении любви... Обретение любви есть не что иное, как ее возвращение". Однако из всего сказанного им по поводу любви самое широкоераспространение и признание приобрел тезис о том, что нежность представляетсобой сексуальное влечение к запретной цели.41 Если сформулировать это совсей прямотой, то нежность для Фрейда ѕ не более чем замаскированноевыражение сексуального позыва. Целью сексуального позыва являетсясовокупление, но если оно по тем или иным причинам невозможно, а человек,тем не менее, продолжает желать его и в то же самое время не осмеливаетсяпризнаться себе в своем желании, то лишь тогда он испытывает нежность илюбовь. И наоборот, если мы видим, что человек нежно относится к другомучеловеку, значит, нам не остается ничего другого, как заключить, что ониспытывает к нему сексуальное влечение. Фрейдовские рассуждения о нежностивлекут за собой еще одно умозаключение; если мы согласимся с ними, мывынуждены будем признать, что, если бы человек не сдерживал и не подавлялсвои сексуальные позывы, если бы у него была возможность совокупляться с кемему захочется и когда захочется, то в нашей жизни не было бы места нинежности, ни любви. Подавление и запрет на инцест ѕ вот единственновозможные источники любви, по мнению Фрейда. Иные воззрения на эту тему выможете почерпнуть в работах других авторов (27, 213). Рассуждения фрейдистов о генитальной любви зачастую отмечены однимобщим недостатком: фрейдисты очень много говорят о гениталиях и очень мало ѕо любви. Даже в самом определении генитальной любви мы видим следы этогоотношения, она зачастую понимается ими как способность к сексуальнойпотенции, способность к оргазму, причем к оргазму, которого можно достичьисключительно посредством введения пениса в вагину, без использованияклитора и ануса, не прибегая к помощи садо-мазохистских приемов и прочихухищрений. Встречаются, конечно, и более тонкие рассуждения, однако крайнередко. Пожалуй, самое разумное описание генитальной любви, выполненное вофрейдистской традиции, принадлежит Майклу Балинту42 и Эдварду Хичману (195). Рассуждения Фрейда на тему любви и нежности не дают нам ответа навопрос: каким образом нежность вплетается в генитальную любовь. Половой актне предполагает подавления сексуального стремления (наоборот, он являетсявоплощением сексуального позыва), но откуда же в таком случае возникаетнежность? Кроме того, Фрейд ничего не говорит об удовлетвореннойсексуальности. Если нежность присутствует в генитальной любви, значит, онапорождена вовсе не подавлением сексуального стремления, а какими-то инымипричинами, и эти причины, по-видимому, совсем не сексуального характера.Анализ Сатти (442) ясно показывает нам несостоятельность фрейдисткогоподхода к этой проблеме. Об этом же свидетельствуют работы Рейка (393),Фромма (145, 148), Дефореста (106) и других ревизионистов фрейдизма. Адлер,например, уже в 1908 году пришел к выводу, что потребность в любви не можетбыть производной от сексуальной потребности.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 590;