ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Дьюи (108) и Торндайк (449) подчеркнули один важный аспект мотивации,который совершенно не учитывался большинством психологов, а именно,возможность осуществления мотива. Обычно человек не желает неосуществимого(я говорю об осознанном стремлении). Мы гораздо более реалистичны в своихпретензиях, чем допускают за нами психоаналитики, с головой ушедшие впроблему бессознательных желаний. Получив прибавку к жалованию, вы тут же ловите себя на желанииприобрести нечто такое, о чем до этого даже и не мечтали. Среднийамериканец, как правило, мечтает о новом автомобиле, холодильнике,телевизоре и мечтает о приобретении этих вещей потому, что у него естьвозможность их приобрести; он не мечтает о яхте или о самолете, потому чтояхта и самолет ему не по карману. Скорее всего, даже в своих бессознательныхжеланиях он не испытывает потребности приобрести яхту и самолет. Фактор осуществимости мотивации имеет чрезвычайно важное значение дляпонимания межклассовых, межгрупповых и межкультуральных различий вмотивации.
ВЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Выше обозначенная проблема напрямую связана с вопросом о том, какоевлияние оказывает реальность на бессознательные импульсы человека. ПоФрейду, импульсы, идущие из Ид, являются совершенно самостоятельнойреальностью, не пересекающейся не только с внешним миром, но и с прочимиимпульсами. Постичь Ид можно только при помощи сравнения, и мы называем егохаосом, называем котлом, полным бурлящего возбуждения. Энергия Ид ѕ этоинстинкты, но это энергия не организованная, не имеющая воли, управляемаяодним лишь стремлением удовлетворить инстинктивные потребности всоответствии с принципом удовольствия. Для процессов Ид не существуетлогики, они не подчиняются закону взаимного уничтожения противоположностей.Противоречивые импульсы существуют друг подле друга, не уничтожая друг другаи не уклоняясь от взаимодействия, а порой ради сиюминутной выгоды, радиразрядки энергии даже идут на компромисс, объединяют свою энергию воедино.Ид не содержит в себе отрицания, его пример убеждает нас в том, что все-такисуществует исключение из философского принципа, гласящего, что всякийпсихический акт протекает в пространстве и времени... Ид не знает, что такое ценности, не умеет различать добро и зло, емуневедома мораль. Критерий выгоды или, если угодно, количественный фактор,тесно связанный с принципом удовольствия, ѕ вот что управляет процессами Ид.Катексис инстинктов, рвущихся вовне, ѕ это все. что содержит в себе Ид".(Фрейд 3. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, W. W. Norton, 1933,pp. 103-105.) Импульсы, попавшие под контроль, модифицированные или подавленные,перестают быть Ид и становятся частью Эго. "Мы имеем все основания считать, что Это является той частью Ид,которая модифицировалась благодаря близости и влияниям внешнего мира,которая приспособлена к восприятию раздражений и защите от них. ѕ ее можносравнить с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Этасвязь с внешним миром ѕ решающая характеристика Эго. Эго взяло на себязадачу представлять его Ид для блага Ид, которое без посредничества Эго всвоем слепом стремлении к удовлетворению инстинктов было бы неизбежноуничтожено мощными внешними силами. Выполняя эту функцию, Эго наблюдает завнешним миром, сохраняет в следах своей памяти его образ и, сопоставляя этотобраз с реальностью, удаляет из картины внешнего мира все неточности,искажения, которые привносятся в нее внутренними силами возбуждения. Попоручению Ид Эго контролирует все выходы к моторике, но между желанием идействием оно делает отсрочку для мыслительных процессов и во время этойотсрочки вновь обращается к остаточным следам опыта, сохранившимся в памяти.Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходомпроцессов в Ид, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципомреальности, который сулит большую безопасность и больший успех" (там же, р.106). Джон Дьюи, однако, придерживается противоположной точки зрения. Онутверждает, что у взрослого человека все, или, по крайней мере, наиболеехарактерные импульсы интегрированы с реальностью и обусловлены ею. На первыйвзгляд, такое утверждение равносильно отрицанию самого факта существованияимпульсов Ид, но, внимательно вчитавшись в работу Джона Дьюи, мы понимаем,что автор, если и допускает существование этих импульсов, то почему-тозаведомо считает их патологическими. Разрешить это противоречие с помощью эмпирических методов непредставляется возможным, нам остается лишь указать на его существование изаявить, что возникло оно в результате двух совершенно противоположныхподходов к рассматриваемой проблеме. Вопрос, как мне кажется, не в том. существуют или не существуютбессознательные импульсы или Ид, о котором так много говорил Фрейд. Любойпсихоаналитик, настаивая на существовании Ид, сошлется на фантазии своихклиентов и на импульсы, представленные в этих фантазиях, на желания, которыене только не имеют никакого отношения к реальности, здравому смыслу илогике, но и не предполагают за собой никакой выгоды для человека,охваченного ими. В данном случае важно то, как относиться к этим импульсам ѕкак к свидетельству болезни, регресса или как к проявлению сущности,сердцевины нормального, здорового человека. В какой момент, на каком этапечеловеческой жизни инфантильные фантазии начинают испытывать на себе влияниереальности? Протекает ли этот процесс одинаково у всех людей или у невротикаэто происходит иначе, чем у здорового человека? Может быть, эффективнофункционирующая личность свободна от импульсов? Если все же мы придем квыводу, что эти импульсы присущи самому организму, что все люди безисключения подвластны им, то перед нами со всей остротой встанут следующиевопросы: в каком возрасте они появляются? При каких условиях? Обязательно лиимпульс влечет за собой конфликт, как считал Фрейд? Так ли уж неизбеженконфликт между импульсом и реальностью?Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 610;