Почему «я-сообщения» более эффективны
«Я-сообщения» более эффективны в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, неприемлемого для родителя, и более благотворны для ребенка и для взаимоотношений между родителем и ребенком.
«Я-сообщение» в меньшей степени способно спровоцировать ребенка на сопротивление и бунт. Честно сообщить ребенку о влиянии его поведения на вас гораздо менее рискованно, чем дать ему понять, что его поведение говорит о чем-то дурном в нем. Согласитесь, насколько огромной должна быть разница в реакциях ребенка на эти два сообщения, переданных родителем после того, как ребенок пнул его по голени:
«Уф-ф! Как больно! Не люблю, когда меня пинают».
«Ты что, с ума сошел? Никогда не пинайся, ты слышишь?»
Первое сообщение лишь говорит ребенку о том, какое чувство (в данном случае — чувство боли) вызвало у вас его действие, — факт, который он вряд ли сможет оспорить. Второе косвенным образом говорит ребенку, что он плохой («с ума сошел»), и предупреждает его никогда больше так не делать, то есть содержит утверждения, с которыми ребенок может поспорить и против которых он даже может восстать.
«Я-сообщения» более эффективны и по той причине, что ответственность за поведение ребенка они помещают внутрь самого ребенка. «Уф-ф! Как больно!» и «Не люблю, когда меня пинают» сообщают ребенку о ваших чувствах и в то же время оставляют за ним ответственность за принятие каких-либо относящихся к данному случаю мер.
Соответственно «я-сообщения» помогают ребенку расти и взрослеть, помогают ему учиться брать на себя ответственность за свое собственное поведение. «Я-сообщения» говорят ребенку о том, что вы оставляете ответственность за ним, доверяя его способности конструктивно справиться с ситуацией, доверяя его чувству уважения
к вашим потребностям, давая ему возможность выйти на уровень конструктивного поведения.
Именно благодаря своей честности «я-сообщения» постепенно побуждают ребенка к передаче столь же честных сообщений всякий раз, когда он испытывает то или иное чувство. «Я-сообщения» одного из участников взаимоотношений вызывают «я-сообщения» другого. Вот почему в случаях постепенного ухудшения взаимоотношений конфликты нередко деградируют до уровня взаимного обзывания и порицания.
РОДИТЕЛЬ: Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака. («Ты- сообщение».)
РЕБЕНОК: Ты и сам не всегда моешь свою. («Ты-сообщение».)
РОДИТЕЛЬ: Я — это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами-шалопаями? («Ты-сообщение».)
РЕБЕНОК: Я не шалопай. (Защитное сообщение.)
РОДИТЕЛЬ: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь. («Ты-сообщение».)
РЕБЕНОК: Ты хочешь, чтобы все были идеальными. («Ты-сообщение».)
РОДИТЕЛЬ: Тебе, во всяком случае, до идеала еще очень далеко. («Ты-сообщение».)
Это пример типичной беседы между родителями и детьми, когда родитель начинает свое противостояние с «ты-сообщения». Такие беседы неизбежно заканчиваются борьбой, в которой каждый попеременно защищается и атакует.
«Я-сообщения» в значительно меньшей степени способны развязать подобную борьбу. Это не значит, что если родители посылают «я-сообщения», то все протекает гладко и бесконфликтно. Детям, конечно же, не нравится слышать о том, что их поведение создало проблему для родителя (точно так же, как и взрослым, которым всегда становится неудобно, когда кто-либо ставит их перед фактом отрицательных последствий их поведения). Тем не менее сообщить кому-либо о своих чувствах гораздо менее рискованно, чем обвинить в причинении вам этих болезненных чувств.
Передача «я-сообщений» требует некоторого мужества, но игра, как правило, стоит свеч. Открытое выражение своих внутренних чувств в рамках межличностных взаи-
моотношений требует от человека уверенности в себе. Тот, кто передает честное «я-сообщение», рискует открыться перед другим в том, что он в действительности собой представляет. Он становится «прозрачно реальным», обнажает свою сущность. Он сообщает другому о том, что является человеком, способным испытывать боль, обиду, испуг, разочарование, гнев и т.д.
Обнажить перед другим свое чувство означает открыть себя другому. Что обо мне подумает другой человек? Не буду ли я им отвергнут? Не изменит ли он своего мнения обо мне в худшую сторону? Родители в особенности боятся быть прозрачно реальными со своими детьми, поскольку они хотят выглядеть непогрешимыми — людьми без слабостей, уязвимых мест, недостатков. Для многих родителей гораздо легче прятать свои чувства за «ты-сообщениями». возлагающими вину на ребенка, чем обнажать свою сущность.
Вероятно, самое ценное, что дает родителю его «прозрачность», — это те отношения, которые развиваются между ним и ребенком. Честность и открытость способствуют развитию близости, этой истинно межличностной взаимосвязи. «Мой ребенок узнает, что я собой представляю, и это побуждает его открыть мне, что представляет собой он в своей глубинной сущности. Вместо отчуждения между нами развиваются взаимоотношения близости. Наши взаимоотношения становятся аутентичными, то есть взаимоотношениями между двумя реальными личностями, каждая из которых стремится к тому, чтобы другая знала ее.
Когда родители и дети научатся быть откровенными и честными друг с другом, они перестанут быть «незнакомцами, живущими под одной крышей». Одни испытывают великое наслаждение быть родителями реальной личности, а другие счастливы оттого, что реальными личностями являются их родители.
Глава 7
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 253;