Пассивное слушание как выражение одобрения
Ничегонеговорение также может недвусмысленно выражать одобрение. Молчание — «пассивное слушание» — является мощным невербальным средством делать сообщения и может быть эффективно использовано для того, чтобы человек почувствовал себя одобряемым. Профессионалы прекрасно об этом знают и часто используют молчание как прием общения с клиентами. Человек, описывающий свою первую беседу с психологом или психиатром, обязательно поделится с вами примерно такими впечатлениями: «Он ничего не говорил; беседу вел один я». Или: «Я рассказал ему о себе ужасные вещи, но он не сделал мне ни одного критического замечания». Или: «Я никак не думал, что смогу рассказать ему все, но получилось так, что я говорил целый час».
Примерно такими словами люди описывают свой опыт — скорее всего, первый в жизни — беседы с человеком, который просто их слушал. Молчание еще не означает отсутствия общения, как показывает нижеследующий диалог между мамой и дочкой, только что вернувшейся домой из школы.
ДОЧЬ: Меня сегодня вызывали к завучу.
МАМА: Да?
ДОЧЬ: Ага. Мистер Фрэнкс сказал, что я слишком много болтаю на уроках.
МАМА: Понятно.
ДОЧЬ: Терпеть не могу этого старикашку. Он сидит и рассказывает нам о своих неурядицах или о своих внуках и думает, что нам это интересно. Ты даже не можешь себе представить, как это скучно.
МАМА: Гм.
ДОЧЬ: Невозможно так сидеть и ничего не делать! Можно сойти с ума. Когда он мелет свой вздор, мы с Джинни рассказываем друг другу анекдоты. О, это самый плохой учитель, какого ты только можешь себе представить. Я схожу с ума от таких паршивых учителей.
МАМА (молчит).
ДОЧЬ: С хорошими учителями я лажу, но когда мне попадается такой, как мистер Фрэнкс, мне вообще не хочется учиться. Зачем вообще таким людям разрешают быть учителями?
МАМА (пожимает плечами).
ДОЧЬ: Конечно, лучше бы мне было с этим смириться. Ведь учителей не выбирают. Плохих учителей больше, чем хороших, и если я буду с каждым из них ссориться, я не получу хорошие баллы и не смогу поступить в приличный колледж. Получается, что я сама себе делаю хуже.
В этом коротком диалоге блестяще продемонстрирована вся ценность молчания. Пассивное слушание со стороны мамы позволило девочке вскрыть истинную подоплеку своего вызова к завучу. Оно позволило ей признаться в том, за что ее вызывали, дать выход своим отрицательным эмоциям в связи с нелюбимым учителем, оценить последствия дальнейшего противостояния с ним и другими плохими учителями и, наконец, прийти к самостоятельному умозаключению, что она сама себе вредит своим поведением. За те несколько минут, в течение которых девочка одобрялась, она выросла. Ей позволили выразить свои чувства; ей помогли приступить к самостоятельному решению проблемы. Результатом этого явилось ее собственное конструктивное решение, пусть даже пока только предварительное.
Молчание мамы способствовало этому «моменту развития», этому «бесконечно малому приращению» роста, этому состоянию организма в процессе самоуправляемого изменения. Как неразумно было бы со стороны мамы, если бы она упустила эту возможность внести свой вклад в рост ребенка, если бы она вмешалась в его коммуникативный процесс, прибегнув к таким типичным неодобрительным замечаниям:
«Как? Тебя вызывали к завучу? О Боже!»
«Это должно послужить тебе уроком!»
«Выходит, что мистер Фрэнкс не такой уж и плохой, а?»
«Но дорогая, ты должна хотя бы немного владеть собой».
«Не твое дело судить об учителях!»
Подобные сообщения не только бы явились выражением неодобрения; они бы пресекли дальнейшее общение и помешали бы самостоятельному решению девочкой ее проблемы.
Итак, ничегонеговорение, подобно ничегонеделанию, может служить выражением одобрения. А одобрение способствует конструктивному росту и изменению.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 386;