Общая характеристика основных правовых семей современности


 

Основными правовыми семьями современного мира, по мнению большинства исследователей, являются романо-германская, англосаксонская и религиозно-традиционная правовые семьи.

Центром развития романо-германской правовой семьи явилась континентальная Европа (поэтому правовая общность этих государств и получила название семьи континентального права). В результате колонизации европейскими государствами других стран в последние столетия имели место насильственная экспансия романо-германского права в неевропейские страны, а также его добровольная рецепция иными странами.

Сегодня романо-германской правовая семья охватывает государства не только континентальной Европы, но и большую часть стран Африки, Латинской Америки и Востока. Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группы романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Португалия, Румыния, Люксембург, Нидерланды, Турция, латиноамериканские страны и др.) и группу германского права (Германия, Австрия, Швейцария, Венгрия, Греция, скандинавские страны и др.).

Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая семья берет в Древнем Риме. Она формировалась на основе рецепции (восприятии и развитии) основных юридических понятий, институтов, принципов римского права. Основными средствами углубления и распространения идей, лежащих в основе романо-германского континентального права, стали европейские университеты, в которых идеи, конструкции и положения римского права были адаптированы к новым политико-экономическим отношениям.

В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право (нормативный правовой акт) – правовые нормы, нашедшие свое закрепление в национальном (внутригосударственном) законодательстве.

Законодатель должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных правовых актах общие модели прав и обязанностей субъектов правоотношений. Задача законодателя состоит не в том, чтобы решить все конкретные практические вопросы, а, опираясь на правовые принципы, предложить общие решения возникающих проблем. Подобный подход определяет одну из основных черт романо-германского права – его простоту и ясность.

Правоприменители обязаны реализовать нормы, закрепленные в правовых актах, в конкретных судебных и административных решениях. Такой подход способствует обеспечению единообразия судебной и административной практики в рамках всего государства.

Судьи осуществляют поиск решений в рамках действующего закона, следовать ранее принятому решению другого суда они не обязаны, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах. Правда, в последние десятилетия судебной практике, конкретизирующей предписания законов, придается все большее значение.

Романо-германское право предполагает отраслевую классификацию. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Кроме того, происходит довольно четкое деление права на частное и публичное. В соответствии с отраслевым делением права развивается национальное законодательство.

Романо-германскому праву характерна устойчивая иерархия источников права. Главным источником права выступает нормативный правовой акт. Высшей юридической силой обладает конституция, которой отводится роль основы правовой системы. Важную роль среди нормативных актов играет закон, обладающий верховенством по отношению к иным источникам. Среди самих законов имеет место дифференциация (выделяются виды законов)[23]. При этом роль закона не абсолютизируется. В последние годы в сфере частного права все большую роль играют договоры, в которых стороны сами определяют юридическое содержание своих отношений.

В странах романо-германской правовой семьи последовательно осуществляется систематизация законодательства, основным видом которой выступает кодификация.

Особенностью романо-германского права является высокий уровень юридической техники, благодаря которой система права приобретает согласованный и непротиворечивый характер и эффективно осуществляется на практике.

Несмотря на наличие у стран романо-германской правовой семьи общих черт, существуют и национально-правовые различия. Так, для Франции успешная унификация кутюмного (обычного) права, проведенная по инициативе королевской власти в условиях централизации государства в XV–XVI вв., избавила страну от тотальной рецепции римского права. А создание отраслевых кодексов в начале XIX в. (прежде всего Гражданского кодекса французов (Кодекса Наполеона) 1804 г., Гражданского процессуального кодекса 1806 г., Торгового кодекса 1807 г., Уголовного кодекса 1810 г. и др.) превратило Францию в автора правовых инноваций и закрепило за ней статус страны классической кодификации. В Германии сохранявшаяся в течение долгого времени государственная раздробленность стимулировала некритическую рецепцию римского права. Культ государства в германском общественном сознании позволил властям более смело и в ранние сроки внедрять непопулярные среди предпринимательской элиты, но необходимые с точки зрения политической стабильности, регулятивные меры (например, социальное и трудовое законодательство 1880-х годов). В Скандинавских странах (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия) исторической основой правапослужило старогерманское право. Римское право играло меньшую роль, чем в иных романо-германских государствах. Поэтому правовые системы скандинавских государств, близкие друг другу, заметно отличаются от правовых систем европейских континентальных государств (скандинавское право, например, не знает таких кодексов, как Гражданский кодекс Наполеона и Германское Гражданское уложение), но прецедент и процессуальное право на Севере Европы роль доминирующего источника права не приобрели.

Ученые (А. В. Малько, А. Ю. Соломатин) отмечают, что в современных условиях география романо-германской правовой семьи изменяется: часть стран Восточной Европы и СНГ (Польша, Казахстан) стремятся присоединиться к ее романской ветви, часть (Россия, Чехия) – к германской ветви (хотя существует и не менее убедительные предложения относить восточноевропейские страны к славянской правовой семье или Россию со странами СНГ к евразийской правовой семье).

Англосаксонская правовая семья охватывает территории таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Нигерия, Пакистан, Бангладеш. Сегодня почти треть населения земного шара живет по принципам, заложенным в англосаксонскую правовую семью (семью общего права), ядром которой является английское право.

Свое историческое и генетическое начало она берет в Англии, развивавшейся в условиях островной изоляции и компактной территории, в период, предшествующий ее нормандскому захвату Вильгельмом Завоевателем в 1066 г. Именно этот период и называют англосаксонским. В это время единой правовой системы в Англии не существовало, действовали законы и обычаи многочисленных племен (саксов, англов, ют, датчан). Римское право не прижилось и было вытеснено местными правилами. Распространению английских правовых традиций по всему миру способствовало создание огромной британской колониальной империи. При этом создание правовой системы шло тремя путями: путем формирования общего права (Common Law), дополнения его правом справедливости (Equity Law) и толкования статутов (Statute Law). Поэтому английское право и обрело тройную структуру: общее право (основной источник), право справедливости (дополняющее и корректирующее основной источник) и статутное право (писаное право парламентского происхождения).

В качестве основного источника права в странах англосаксонской правовой семьи используется судебное решение – прецедент, являющееся образцом для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. В настоящее время в Англии насчитывается около 800 тыс. судебных прецедентов (каждый год прибавляется по 20 тыс. новых, что составляет 300 сборников по внутреннему и европейскому праву). Среди прецедентов выделяют прецеденты обязательные и убедительные (такие судебные решения, которые судьи не могут не принимать во внимание, но следовать которым не обязаны).

Правовой обычай и мнения юристов могут рассматриваться в качестве источников права, но делается это достаточно редко (для применения в Англии обычая требуется доказать его существование до начала царствования Ричарда I в 1189 г.).

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой модель конкретного решения, а не результат типизации и абстрагирования от отдельных случаев.

Специфика англосаксонского права состоит в отсутствии деления права на публичное и частное, в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами. Особое значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве. Судебная система способна противостоять любому государственному и общественному произволу. Пост судьи – вершина юридической карьеры, достигнуть которую можно только после длительной работы в юридической сфере (в Англии – сначала в должности солиситора (стряпчего), потом барристера – адвоката второй ступени, имеющего права участия в суде).

Развитие института суда присяжных предрешило появление многих особенностей правовой системы: состязательности судебного процесса, стремления к объективности рассмотрения дел, отсутствия прокуратуры, возможности частного обвинения и преследования по суду

Американский вариант английского права формировался в ситуации трансатлантической удаленности и массовой иммиграции, когда прецедентные решения английских судов и королевские акты воспринимались различными колониями (а затем штатами) выборочно. К тому же американская революция сформулировала задачу создания самостоятельного американского права, отторгнувшего свое «английское прошлое». Принятие федеральной писаной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, были важными шагами по этому пути. Предполагался отказ от английского права в целом и принципа прецедента в частности. В отдельных штатах были приняты кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения. Однако перехода американского права в романо-германскую семью так и не произошло. Штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями и принявшие кодексы романского типа, постепенно оказались поглощенными общим правом.

В США имели место упрощение процессуальных формальностей, рост значения статутного законодательства как результата конституционного и фактического приоритета законодательной власти. Большое внимание было уделено статутной составляющей права, а также консолидации и унификации правовых норм (официальная консолидация федерального статутного права существует в виде Свода законов США, Свода федеральных правительственных нормативных актов). Это придало американскому праву большую (по сравнению с английским правом) степень структурированности и систематизированности.

Вместе с тем исключительное своеобразие в американскую систему права вносили федеративные отношения и двухуровневая организация судебной системы. Правовая система США состоит из 57 правовых систем: федеральной, действующей на всех территориях США, 50 правовых систем штатов и правовых систем Пуэрто-Рико, островов Американские Самоа, Гуам, Джонсон, Мидуэй и Вирджинские острова. Важнейшей чертой правовой системы США является конкуренция в рамках единой страны федерального права и судов с правом и судами отдельных штатов. С учетом того, что система судоустройства каждого штата уникальна, не похожа на другие, то очевидно, каким важным фактором выступают широкие полномочия конституционного ревю, приданные Верховному Суду США, который, по сути, выступает инициатором и координатором правовой жизни.

В особую правовую семью следует выделить правовые системы религиозно-традиционного права.Эта семья подразделяется на ряд групп в зависимости от того, какая религия составляет ее основу. Таковы индусское право (религия индуизм), еврейское право (иудаизм), мусульманское право (ислам), право многочисленных народностей и племен Африки, Юго-Восточной Азии, Океании, Крайнего Севера, Дальнего Востока, сохранивших традиционный уклад жизни, основанный на анимистических и тотемистских представлениях.

Правовым системам этой семьи характерно отсутствие четкого разграничения правил на правовые, моральные и религиозные. Социальное регулирование не сводится к сугубо юридическим отношениям, предполагающим соответствие правам одних лиц обязанностей других, возможность осуществления своего права посредством обращения к государственному принуждению и четкое определение меры ответственности за нарушение правовых норм. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских: право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения.

Для системы религиозного права характерно полное отсутствие или слабая разработка института прав человека. Представления о правах и свободах человека вытесняются системой обязанностей и представлениями о религиозном долге, основанных на общинных традициях и принципах приоритета коллективизма и осуждения индивидуализма. Такой подход способствует стремлению к примирению в случае конфликта, отсутствию четкого определения юридических последствий несоблюдения той или иной нормы, в частности меры наказания, сближению правовых норм и моральных.

В семью мусульманского права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн, Иордания, Сирия, Тунис, Марокко, Ирак и др.). В них право рассматривается не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (божественное предначертание), нашедший отражение в исламе. Ислам – самая молодая и активная среди мировых религий. В мире насчитывается более 1,3 млрд его приверженцев, более чем в 40 странах они составляют большинство населения. Активность ислама проявляется не только в его стремительном географическом распространении, но и в проникновении его во все структуры социума. Канонические источники регламентируют, во что мусульманин должен верить и во что верить не должен, содержат предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что делать не должны. Нормы ислама до мельчайших деталей охватывают все аспекты различных сторон жизни и деятельности каждого человека, общества и государства. Подобную регламентацию не содержит ни одна иная мировая религия. Совокупность таких предписаний в исламской религии именуется шариатом («путь следования») и составляет, собственно, то, что называют мусульманским правом.

Согласно догмам ислама мусульманское право имеет своим происхождением Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества и отдельного взятого человека через своего посланника и пророка Муххамада. Основа мусульманского права – Коран,священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Муххамадом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Муххамаду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Коране, не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. А многие правовые институты в священной книге даже не упоминаются. Поэтому мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы наиболее авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование.

Источниками мусульманского права, помимо Корана, являются сунна – сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний пророка Муххамада, воспроизведенных и обработанных известными богословами и юристами (содержание сунны составляют хадисы – предания о поступках и изречениях Муххамада, важные для интерпретации и пояснения правил Корана); иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины; кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются Кораном, сунной или иджмой.

Деление мусульманского права на публичное и частное отсутствует. К основным его отраслям относятся уголовное, судебное и семейное.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т. д.

Мусульманское судоустройство изначально отличалось простотой: единоличный судья рассматривал дела всех категорий, иерархии судов не существовало. В настоящее время в большинстве стран мусульманского права существует дуализм организации судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади) рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества. К судьям, как правило, предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.

Деятельность судов красноречиво демонстрирует высокую устойчивость и приспособляемость ислама и его правовых норм к современной жизни. Например, запрет Кораном ростовщичества обходится судом путем толкования, что запрет распространяется только на частных лиц, а не на банки; от запрета на аренду земли избавляются с помощью договора товарищества; и др. Такие «правовые уловки» (хиял) позволяют судам не нарушать установившихся обычаев и придерживаться установлений шариата.

Выделяя особенности данной правовой семьи, известный российский специалист по мусульманскому праву Л. Р. Сюкияйнен указывает на значение того, что в мусульманском праве тесно переплелись сакральное и светское, религиозное и собственно юридическое начала; что мусульманское право представляет собой широкую гамму региональных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени.

В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Неоднократно испытавшее на себе зарубежное юридическое влияние, мусульманское право, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионы жителей нашей планеты.

Сложную адаптацию к современной жизни претерпевает индуистское право, находящее применение не только в Индии, но и в Бирме, Малайзии, Сингапуре, Кении, Уганде.Переплетенное с политеистической религией, освящающей варно-кастовый строй, – индуизмом, оно пропитано кастовой иерархией, не признающей социальную мобильность и гражданское общество.

Источником норм поведения людей служат Веды – сборники религиозных текстов, а также специальные книги – шастры, среди которых выделяют: дхарму (наука вести себя так, чтоб быть угодным богу), артху (наука пользы и политики, обучающая как руководить и богатеть), каму (наука удовольствий). Обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, тоже рассматриваются как источник права.

В период британского колониального владычества традиционные нормы в области права собственности и обязательственного права были заменены нормами английского общего права, а нормы семейного и наследственного права сохранены. Индийское правительство после достижения независимости неоднократно пыталось закрепить реальное применение светских законов о браке, о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и алиментах, однако сломить кастовую автономию и преодолеть жестокие кастовые обычаи (например, обычай сати – самосожжения вдов на погребальном костре мужа) не удалось.

Формально локальным по своему применению (как часть права государства Израиль), но фактически глобальным по своему влиянию является иудейское право.Иудейское право представляет собой систему обычных религиозных норм, религиозно-этических принципов, традиций, которые сложились на протяжении многовековой истории еврейского народа, толкований Талмуда и других священных книг и писаний, а также решений религиозных (раввинских) судов. Иудейское право оказывает воздействие не только на многочисленные еврейские общины по всему миру, но и на различные страны и народы. Будучи мессианским по своей направленности и крайне нетерпимым к иноверцам, оно носит преимущественно императивный, запретительный характер. В его системе преобладают прямые запреты, требования, приоритет ограничений и обязанностей над правами и свободами. Охватывая сферу семейных, личностных, религиозных отношений, иудейское право регулирует многие важные вопросы, например, связанные с бракосочетанием. Иудейское право – персональное право каждого еврея и всех евреев, независимо от места проживания, гражданства и даже веры. Оно выполняет функцию формирования еврейского сообщества и поддержания его на протяжении многих веков в духовно-нравственном и религиозном единении.

В современных условиях религиозное или традиционное право не является синонимом правовой системы государства. Оно превратилось в часть этой системы, все в большей степени подвергающейся модернизации. И даже там, где процессы вестернизации пытаются приостановить (например, в Иране после свержения шахского режима), они оказываются неизбежными.

Реальное, «живое», право, существующее в конкретном государстве, определяет особенности его национальной правовой системы. Близкие по различным параметрам правовые системы ученые объединяют в правовые семьи, основными среди которых большинством ученых признаются романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная семьи. Вопрос об идентификации правовых семей в юридической науке продолжает оставаться сложным и дискуссионным не только в связи с плюрализмом взглядов на него исследователей-компаративистов, но и в связи с меняющимися характеристиками правовых стилей отдельных государств.

Усиливающийся в условиях глобализации процесс правовой конвергенции и связанной с ним интеграции в праве свидетельствует о превращении международного взаимодействия национальных правовых систем в глобальное юридическое явление. Будет ли в результате правовой аккультурации создана глобальная правовая система, произойдет ли формирование транснационального, мирового глобального права, как предсказывают ученые, покажет время. Но сегодня, безусловно, очевидным является то, что всякая из существующих ныне правовых систем является результатом не только внутреннего развития, но и долговременного культурного взаимодействия с другими правовыми системами. Изучение такого взаимодействия может способствовать ускорению углублению интеграционных процессов в современном мире, выработке оптимальной модели международного правового сотрудничества, эффективному использованию зарубежного опыта национальными правовыми системами.

 

Контрольные вопросы к главе 6:

1. Какие подходы к пониманию правовой системы существуют в отечественной юридической науке?

2. Исследование каких основных сфер юридической действительности необходимо при анализе правовой системы?

3. Как соотносятся понятия «правовая система» и «национальная правовая система»?

4. Дайте определение понятиям «правовая система», «национальная правовая система», «правовая семья».

5. Как соотносятся понятия и «национальная правовая система» и «правовая семья»?

6. Какие критерии классификации правовых систем предложены зарубежными и отечественными исследователями?

7. Перечислите общие черты правовых систем государств, объединяемых в романо-германскую правовую семью.

8. Охарактеризуйте правовые системы англосаксонской правовой семьи.

9. Каковы особенности регулирования общественных отношений в странах мусульманского права?

10. К какой правовой семье может быть отнесена национальная правовая система Российской Федерации?

 

Литература к главе 6:

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998.

Леже Р. Великие правовые системы современности. М., 2009.

Малько А. В., Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение: Учебно-методический комплекс. М., 2008.

Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002.

Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М., 2009.

Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий. М., 2008.

Права человека: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. С. Алексеев. М., 2009.

Саидов А. X. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности. М., 2007.

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. М., 2000.

 

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 299;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.03 сек.