Форма политического режима
Традиционно политический режим в юридической науке понимается как определённая совокупность методов осуществления государственной власти. Данный подход нашёл свое отражение в работах Н.Г.Александрова, А.И.Демидова, Р.А.Ромашова, А.Ф.Черданцева и многих других учёных.
Некоторые учёные рассматривают политический режим как многомерное явление, подчёркивая не только инструментальное значение государства при осуществлении своих функций, но и идеологическое. Выражение идеологической составляющей неизбежно формирует в рамках политико-правового взаимодействия государства и общества особую систему обеспечения интересов государства, общества, личности.
В той или иной степени в рамках указанной концепции многомерности политического режима можно рассматривать взгляды В.В.Лазарева, В.А.Толстика, В.Е.Чиркина, О.Е.Кутафина. Так, В.В.Лазарев понимает политический режим в широком и узком смыслах. Под политическим режимом в узком смысле понимается «совокупность приемов и способов государственного руководства». В широком же смысле — это «уровень гарантированности демократических прав и свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни»[28]. В.А. Толстик указывает на возможность выделения сразу трех значений политического режима. По его мнению, политический режим может быть тождествен форме государства, являться совокупностью особенностей функционирования политической системы и, наконец, являться совокупностью приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть[29]. В.Е.Чиркин указывает на то, что в обиход правовой науки необходимо ввести новый термин «форма государственного режима». Под формой государственного режима он предлагает понимать «совокупность форм и методов осуществления государственной власти». Политический же режим, по его мнению, характеризует «состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей, политический климат»[30]. О.Е. Кутафин полагает, что возможно выделение трех «смыслов» в понимании политического режима. «Политический режим: 1) в условном, широком смысле слова, реально существующий в стране общественный и государственный строй; 2) политический «климат» в стране, состояние демократии; 3) в строгом, собственном смысле слова, технология, порядок, стиль политической деятельности, фактически применяемые ею методы, соответствующие или не соответствующие официально провозглашенным в законодательстве основаниям ... «[31]
В рамках настоящего учебного пособия понимание политического режима строится на основе учёта инструментальной (динамичная система средств и методов осуществления государством своих функций) и идеологической (степень реализации политико-правовых интересов в рамках властного взаимодействия государства с обществом и личностью) составляющих. Таким образом, политический режим – это внешневластная характеристика государства, представляющая собой динамичную систему средств и методов осуществления государством своих функций, определяющую качественный баланс политико-правовых интересов в рамках властного взаимодействия государства с обществом и личностью.
Содержание политического режима можно уяснить, исследовав характер источника власти в государстве; степень идеологического плюрализма; наличие или отсутствие гражданского общества; степень участия общества в формировании и осуществлении государственной власти; основания ограничения прав и свобод человека; степень политической и экономической свободы личности; соотношение прав, свобод, законных интересов человека и политико-правовых возможностей государства; степень гарантированности прав и свобод человека.
Анализ данного полисодержательного критерия позволяет типологизировать государства в зависимости от политического режима. На разных исторических этапах развития общества происходит формирование различных политических режимов. Они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
В.В.Лазарев отмечает, что «периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистски-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.
Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры».
Современные государства в зависимости от формы политического режима традиционно подразделяют на три типа: демократические, тоталитарные и авторитарные.
Государства с демократической формой политического режима характеризуются следующими признаками:
1. Источником власти в демократическом государстве является народ. Статья 3 Конституции РФ устанавливает в качестве такового «многонациональный российский народ», Преамбула Конституции США оперирует термином «народ Соединённых Штатов», ст. 1 Конституции Испании – «испанский народ», ст. 20 (2) Конституции Германии – «народ».
2. В демократическом государстве устанавливается наивысшая степень идеологического плюрализма. Это выражается в независимом формировании и свободном функционировании политических партий и иных общественных движений; в свободном участии политических партий в политическом процессе, в том числе в формировании высших органов государственной власти; в свободном распространении своих идей и программных документов через средства массовой информации; отсутствие политической цензуры; судебный порядок принудительного прекращения деятельности политических партий с возможностью обжалования такого рода решения.
3. Демократическое государство существует благодаря функционированию реального гражданского общества – объединения граждан на основе единства экономических и политических интересов. Формируясь как организационная структура по защите прав и интересов предпринимателей, гражданское общество постепенно трансформируется в наиболее крупный и наиболее значимый элемент политической системы общества. Фактор существования реального гражданского общества не позволяет государству устанавливать правовые ограничения в отношении личности, выступает гарантом демократических институтов и основой эффективного экономического и политического развития общества в целом.
4. Демократическое государство характеризуется высокой степенью включённости общества в формирование органов государственной власти и местного самоуправления. Система периодических выборов, референдумов обеспечивает как представительство народа во власти, так и соответствие принимаемых решений интересам общества.
5. Ограничения прав человека в демократическом государстве могут вводится только на основании закона в интересах обеспечения защиты общества. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Часть 1 ст. 104 Конституции Германии закрепляет возможность ограничения свободы личности «лишь на основании официального закона и с соблюдением предписанных им форм». Параграф 23 Основного Закона Финляндии устанавливает, что «Законом могут вводиться такие ограничения свобод и прав, которые допустимы в соответствии с международными обязательствами Финляндии в области прав человека и которые необходимы в то время, когда Финляндия подвергается вооруженному нападению или когда это связано с чрезвычайными обстоятельствами, угрожающими нации, и они являются настолько тяжелыми, что могут согласно закону привести к такому ограничению».
6. В демократическом государстве обеспечивается наивысший уровень политической свободы личности. Политическая свобода выражается в свободном и независимом волеизъявлении на периодических выборах и референдумах, возможность членства в любой политической партии. Это закреплено, в частности, в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан РФ «участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» и ч. 2 ст. 32, устанавливающей право граждан РФ «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
7. Экономическая свобода личности проявляется в выборе гражданином способа осуществления предпринимательской деятельности, сферы приложения своей рабочей силы или капитала. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
8. В демократическом государстве права, свободы и законные интересы человека обеспечиваются системой юридических гарантий со стороны государства. Причём если деятельностью государства нарушаются или ущемляются права человека, то государство несёт гражданско-правовую ответственность, а должностные лица, непосредственно виновные в этом – также уголовную, административную и дисциплинарную.
Тоталитарные государства характеризуются следующими основными чертами:
1. Источником власти в государстве является организованная особым образом, существующая за счёт активного или пассивного рекрутинга открытая политическая элита – «тоталитар». Это выражается наличием в государстве одной или нескольких политических структур формального или неформального характера, осуществляющих деятельность по формированию высших органов государственной власти и управлению обществом через их посредничество или напрямую. Так, ст. 11 Конституции КНДР закрепляет, что «КНДР осуществляет свою деятельность под руководством Трудовой партии Кореи». В ст. 12 Конституции КНДР нашёл закрепление классовый характер государства: «Государство придерживается классовой линии, укрепляет диктатуру народной демократии…». Статья 5 Конституции Кубы гласит: «Коммунистическая партия Кубы, последователь идей Марти, марксизма-ленинизма и организованного авангарда кубинской нации, является ведущей силой общества и государства, которое организует и направляет общие усилия к цели строительства социализма и прогресса на пути коммунистического общества».
2. В рамках тоталитарного государства отсутствует идеологический плюрализм, вводится жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также учебных программ среднего и высшего образования. Во многих случаях за распространение независимой информации предусматривается уголовное наказание. Вместе с тем элементы политической конкуренции среди проправительственных политических сил вполне могут иметь место. Это, прежде всего, создание общественно-политических движений, обеспечивающих массовую поддержку «тоталитару». Эти движения обеспечивают внедрение в массовое сознание тоталитарную идею, помогают тоталитарному режиму поддерживать всеобъемлющий контроль над различными проявлениями общественной жизни, формируют положительное отношение к существующей власти со стороны народа.
3. Гражданское общество в тоталитарном государстве не может существовать, поскольку оно может быть построено только на основе единства экономических и политических интересов всех членов общества. А это неизбежно предполагает свободное волеизъявление на периодических выборах в органы государственной власти и на высшие государственные должности.
4. Тоталитарное общество фактически полностью отчуждено от политической власти, но формально народ имеет возможность влиять на управленческие решения в государстве путём всеобщего одобрения действий власти, исходя из реализации принципа «единства партии и народа». Поддержка антиправительственных сил решительным образом пресекается государством посредством своих силовых структур. Кроме того, во многих тоталитарных государствах «тоталитар» может сливаться с аппаратом управления и принуждения.
5. В тоталитарном государстве ограничения прав и свобод человека допускаются в интересах государства. При этом пределы «интересов государства» ограничиваются лишь государственной волей. Элементами тотального контроля пронизана вся жизнь тоталитарного общества. Государство игнорирует не только политические и экономические интересы личности, но и пытается вмешиваться в деятельность средств массовой информации, управляет культурой, контролирует личную жизнь человека вплоть до влияния на мотивацию поступков личности.
6. Политическая свобода личности в тоталитарных государствах ограничена невозможностью участия личности в оппозиционных партиях. В рамках же допустимого волеизъявления (например, голосование за одного из нескольких кандидатов от «партии власти») определённая совокупность политических прав присутствует.
7. В сфере экономических отношений тоталитарное государство характеризуется монопольным государственным контролем над экономикой, плановым хозяйством, отсутствием рыночных механизмов формирования валового национального продукта. Строго централизованный порядок экономической жизни необходим для обеспечения неограниченного доступа к экономическим ресурсам, а также для обеспечения максимальной зависимости человека от государства. Так, ст. 21 Конституции КНДР устанавливает, что «право государства на собственность не ограничивается, а ст. 34 устанавливает, что «народное хозяйство КНДР является плановым хозяйством».
8. Права, свободы и законные интересы личности в тоталитарном государстве обеспечиваются постольку, поскольку не затрагивают интересы государства. Например, ст. 62 Конституции Кубы закрепляет: «Ни одна из признанных свобод граждан не может быть осуществлена вопреки тому, что закреплено в Конституции и законе или вопреки существованию и целям социалистического государства, или вопреки решению кубинских людей, направленного на строительство социализма и коммунизма. Нарушение этого принципа может быть наказано по закону».
Авторитарный политический режим характеризуется следующими основными чертами:
1. Источником власти в государстве является иерархически организованная по семейно-клановому принципу устойчивая закрытая политическая элита – «авторитар». Это выражается в существовании стратифицированного общества, в рамках которого переход между стратами является исключением из правил. Народ фактически оказывается отчуждённым от государственной власти. Так, ст. 5 Основного Низама о власти Саудовской Аравии устанавливает, что «Власть принадлежит сыновьям короля – основателя государства Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда и сыновьям их сыновей. И присягает наиболее благочестивый из них, вступая на престол, на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, да благословит его Аллах». Статья 8 Постоянной Конституции Катара устанавливает правило передачи власти в случае освобождения престола: «Правление государством осуществляется по наследству родом аль-Тани по мужской линии наследниками Хамада бен Халифы Бен Хамада бен Абдуллы бен Джассима. Престол должен передаваться сыну, которого будут звать «бесспорный наследник эмира». В случае если у эмира нет сына, престол занимает член семьи эмира, которого эмир называет своим наследником. Таким образом, правление будет передаваться от него по мужской линии».
2. Идеологический плюрализм отсутствует. Существует жёсткая цензура, контроль над средствами массовой информации. Так, ст. 31 Конституции Омана устанавливает, что «Свобода печати, издательской деятельности и распространения печатных издании гарантирована в соответствии с условиями и правилами, изложенными в законе; свобода не распространяется на действия, ведущие к смуте, затрагивающие безопасность государства, нарушающие честь и права человека».
3. Гражданское общество отсутствует, поскольку возможное единство экономического интереса граждан нивелируется полным запретом на проявление политического интереса. Суть закрытости политической элиты в авторитарном государстве состоит в выделении из общества номенклатурных управленческих кадров, перемещаемых в зависимости от их места в иерархии как по горизонтали, так и по вертикали.
4. Общество не участвует в управлении делами государства, игнорируется принцип разделения властей. Нередко одни органы государственной власти подчиняют себе все остальные органы, наделяются полномочиями других ветвей власти. Суд выступает органом правосудия от имени «авторитара». Так, ст. 52 Основного Низама Саудовской Аравии устанавливает зависимость от воли Короля судебной власти: «Назначение судей, освобождение их от обязанностей производится по указу короля на основании предложений Высшего судебного совета на основе соответствующего положения». Статья 56 закрепляет статус Короля как председателя Совета Министров. Статья 68 предусматривает создание Консультативного Совета, который может быть реорганизован или распущен по воле Короля. Кроме того, в авторитарном государстве могут функционировать и органы внесудебных репрессий.
5. Права личности в авторитарном государстве ограничиваются произвольно в соответствии с интересами «авторитара». Это предопределено сущностью авторитарной власти, прежде всего, её несменяемостью. Вместе с тем нормативные правовые акты, принимаемые в авторитарных государствах, как правило, устанавливают в качестве критерия ограничения прав личности закон (ст. 36 Постоянной Конституции Катара)
6. Политические свободы личности отсутствуют, поскольку господствующая политическая элита осуществляет управление в соответствие со своим усмотрением, практически исключая консультации с обществом. Вместе с тем, с целью формальной легитимации принимаемых решений, персонального состава и статуса органов государственной власти, высших государственных должностей, могут проводиться референдумы и выборы.
7. Экономические права и свободы, как правило, провозглашаются и реализуются гражданами. Так, ст. 27 Постоянной Конституции Катара устанавливает, неприкосновенность частной собственности. «Никто не может быть лишен этой собственности, за исключением случая, когда это требуется сделать в пользу общества или в случаях, прописанных в законе. Ущерб должен быть компенсирован». В ст. 28 декларируется, что «Государство гарантирует свободу экономическому предпринимательству, основанному на социальной справедливости, взаимодействии частной и государственной экономической деятельности для социально-экономического развития, увеличении производства, общественного благосостояния, повышении уровня жизни, обеспечении населения рабочими местами». Ст. 11 Конституции Омана закрепляет, что «Свобода экономической деятельности гарантирована в рамках закона, общественного блага и необходимости защиты национальной экономики. Государство поощряет накопление и наблюдает за условиями кредита».
8. Права и свободы личности в авторитарных государствах гарантированы постольку, поскольку не противоречат интересам государства. В конституциях авторитарных государств, правда, такого рода оговорок не содержится. Однако очевидно, что преимущество носителя власти над подвластным предполагает ситуацию, при которой как минимум посягательство на основы авторитаризма пресекается достаточно жёстко. Тем не менее, на законодательном уровне права и свободы личности гарантируются. Так, ст. 26 Конституции Объединённых Арабских Эмиратов закрепляет гарантии личной свободы гражданина, а ст. 41 – право каждого гражданина на подачу жалобы в судебную инстанцию по месту жительства в случае, если было совершено посягательство на его права или свободы. Статья 18 Конституции Омана устанавливает: «Личная свобода гарантирована законом; арест, обыск, задержание, заключение в тюрьму, вынужденное поселение, ограничение свободы выбора места жительства или передвижения допускаются только в соответствии с положениями закона».
В целом тоталитарные и авторитарные государства имеют как отличия, так и элементы сходства. Отличия состоят в различии источника власти (открытая элита – закрытая элита), степени отчуждения народа от участия в управлении государством (относительное – абсолютное), наличии политических свобод (ограниченное наличие – отсутствие), наличии экономических свобод (существенно ограниченное наличие – гарантированное наличие). Сходство заключается в ограничении идеологического и политического плюрализма, приоритете интересов государства над интересами личности, отсутствии реального гражданского общества. Тоталитарные и авторитарные режимы обычно называют недемократическими или антидемократическими. Из этого следует, что по всем основным параметрам они отличаются от демократических политических режимов.
Таким образом, современные государства характеризуются различным содержанием в сфере внешневластного взаимодействия государства и личности. Следует иметь в виду, что любое государство содержит набор специфических признаков, относящих его к тому или иному виду политического режима. Но вряд ли есть смысл говорить о существовании «чистых» форм политического режима.
Контрольные вопросы к главе 2
1. Что такое форма правления?
2. Какие признаки характеризуют категорию «форма правления»?
3. Что такое монархия?
4. Какие виды монархий существуют в настоящее время?
5. Что такое республика?
6. Чем президентская республика отличается от парламентской?
7. Что такое форма государственного устройства?
8. Чем унитарное государство отличается от федеративного?
9. Что такое политический режим?
10. Какие виды политических режимов характерны для современных государств?
Заключение
В настоящий момент социально-политического развития России существует необходимость совершенствования теории государства и права как науки и как учебной дисциплины. Новое поколение учебной литературы должно основываться на использовании уже накопленного опыта в преподавании данной учебной дисциплины и одновременно откликаться на социальный заказ общества в подготовке высококвалифицированных юристов, прежде всего, сотрудников органов внутренних дел.
Рассмотренные в учебном пособии вопросы отражают основные тенденции формирования системы теоретических юридических знаний в современной науке. Подробно раскрываются общетеоретические вопросы юридической науки, содержание и сущность фундаментальных категорий юриспруденции – государства и права, а также теории государства. При анализе общетеоретических вопросов юридической науки использовались достижения теоретико-правовой мысли как прошлого, так и современности. Исследование вопросов теории государства строилось на основе выявления закономерностей правового регулирования общественных отношений с участием государства и институтов государственного аппарата. При этом использовалось как отечественное, так и зарубежное законодательство. В результате освоения учебного материала, изложенного в учебном пособии, предполагается построение стройной системы юридических понятий и категорий, определение закономерностей возникновения, функционирования и развития государства.
Безусловно, определенная дискуссионность, а вместе с тем и достоинство учебного пособия заключается в некотором отличии методологических подходов авторов к изложению учебного материала. С одной стороны, сложность заключалась в том, чтобы привести методологическое разнообразие к общему знаменателю, с другой – ставилась задача выбора наиболее оптимальной методики изложения каждого конкретного вопроса.
Учебное пособие содержит контрольные вопросы по каждой главе. Поэтому важной рекомендацией по дальнейшему изучению теории государства и права является проверка знаний после изучения соответствующего материала. Кроме того, использование источников из списка рекомендованной литературы обеспечивает курсантам, слушателям, студентам возможность углубленного изучения отдельных вопросов учебного курса. Безусловно, приведенный список литературы не является исчерпывающим. Авторы ставили перед собой цель, прежде всего, обозначить круг современных источников по проблематике учебного пособия. Поэтому вне рамок списка рекомендованной литературы остались работы классиков зарубежной и отечественной юридической науки, изданные до 2005 года. Тем не менее, при изучении теории государства и права необходимо использовать и этот поистине неисчерпаемый научный ресурс.
Следует иметь в виду, что учебное пособие охватывает теоретико-методологические вопросы и теорию государства. Вопросы теории права будут изложены в рамках самостоятельного учебного пособия.
В заключении необходимо отметить, что настоящее учебное пособие выступает комплексным исследованием теоретических вопросов, связанных, прежде всего, с категорией «государство», учитывает положения российской Конституции и текущего законодательства, а также тенденции современных социально-экономических, политических и духовных процессов, изучение которых способствует формированию компетентного, образованного, высокопрофессионального и культурного специалиста.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 285;